Гарри Каспаров проиграл суперкомпьютеру Deep Blue в шахматы из-за компьютерной ошибки
Одна из величайших шахматных партий всех времен и народов — это, вне всяких сомнений, сражение Гарри Каспарова и суперкомпьютера Deep Blue от IBM, в 1997 году. Это была уже вторая игра Каспарова с суперкомпьютером, матч-реванш машины.
Партия была очень сложной и напряженной, у Каспарова было поначалу преимущество, но, начиная с 44 хода, он начал позиционно проигрывать, и, в итоге, проиграл весь матч. Спустя некоторое время Каспаров даже обвинил инженеров IBM в «читерстве»: манипуляциях с ПО машины, которые и привели к поражению. Спустя 17 лет ситуация прояснилась — Каспаров проиграл из-за ошибки самого компьютера.
Что такое Deep Blue? На то время Deep Blue был действительно очень мощной системой. Суперкомпьютер представлял из себя систему с 32-ядерным (32-node) процессором IBM POWER2, каждый из которых был подключён к восьми специализированным шахматным процессорам VLSI, работающим на серверной платформе RS/6000. Код Deep Blue был написан на С, а в качестве операционной системы использовалась IBM AIX. Deep Blue, просчитывал 200 миллионов позиций в секунду, а его пиковая производительность составляла 11,38 гигафлопс.
[embedded content]Немного о Deep Blue от его создателя
Работа по созданию специализированных компьютерных систем велась в IBM, начиная с 1950 года. В 1985 году появился первый компьютер для решения узкоспециализированных шахматных задач. Его построил аспирант университета Карнеги Feng-hsiung Hsu, и эта система получила название ChipTest.
Чуть позже уже Мюррей Кемпбелл вместе с Feng-hsiung Hsu приступили к работе по созданию Deep Blue, став работниками IBM. Первая версия системы проиграла Каспарову в 1989 году. Второе поражение от человека система получила в 1996 году. И уже в 1997 все партии были выиграны машиной.
Проигрыш человека машине На 44 ходу критической партии Deep Blue сделал, по всеобщему мнению, бессмысленный ход: переставил ладью с D5 на D1. Этот ход не давал никаких перспектив — ни позиционных ни каких-либо иных. Но ведь машина может оценивать игру на много ходов подряд, и Каспаров решил, что этот ход — начало какой-то сложной комбинации. Для противодействия этой мнимой комбинации он начал выполнять собственный «маневр», который ослабил позиции человека, и привел к победе машины.
Сейчас выяснилось, что тот ход был обычным сбоем. Ранее инженеры IBM запрограммировали Deep Blue на выполнение безопасного хода, если случится какой-либо сбой. И когда этот сбой произошел, компьютер просто подвинул фигуру, что не принесло ничего, просто ход. Как и говорилось выше, Каспаров решил, что это начало сложной многоходовой комбинации, и в результате попыток воспрепятствовать этой комбинации он проиграл.
Вот так обычная ошибка компьютера, баг, привела к поражению человека в эпохальном шахматном сражении «человек против машины».
По мотивам этой ошибки был снят документальный короткометражный фильм, который можно посмотреть здесь (хабрапарсер не пропускает вставку кода).