Галилео Галилей и вычислительная физика: забавная предыстория создания симулятора Пизанской башни

Однажды, в курсе «Математические модели физической реальности» я предложил студентам «поиграть в Галилея». То есть, повторить его натурные эксперименты с падающими телами и определить из экспериментов величину ускорения свободного падения.

Согласно общепринятой легенде, «экспериментальной установкой» для одного знаменитого опыта Галилею служила всемирно известная Пизанская башня высотой приблизительно 50 метров.

Фотография
Фотография «падающей башни». Город Пиза, Италия.

Однако, мы были не в Италии, погода была холодная, поэтому решили проделывать опыты внутри учебного корпуса.

Студенты раз за разом роняли небольшое тело в щель между пролётами пожарной лестницы с высоты пятого этажа. Измерялись и высота, с которой падает тело, и время его падения. Измерительными приборами служили обычная строительная рулетка и приложение «секундомер» на смартфоне. В качестве экспериментального тела было легкомысленно взято первое, что попало под руку: маленькая железная скоба массой приблизительно 30 граммов. Имелось в виду, что лёгкая скоба сравнительно безопасна при случайном попадании в человека. (Было, конечно, и шутливое предложение: ронять с высоты смартфон. Но никто не захотел предоставить свой.)

Метод определения величины ускорения свободного падения из непосредственных наблюдений падения тела (баллистический метод) очень прост: измерьте высоту, с которой падает тело, и время его падения, разделите удвоенное значение высоты на квадрат времени падения, и вы получите искомую величину ускорения.

Не знаю, удивитесь ли вы, но падение тел Галилей изучал не только до изобретения смартфонов, но даже до изобретения механических часов. Поэтому было интересно узнать, с какой точностью он мог бы определить ускорение свободного падения, будь у него обычный для нас секундомер.

Первое, что приходит в голову: в этом случае величину ускорения Галилей, наверное, определил бы очень точно. Но, к моему огорчению, несмотря на использование современного секундомера, ничего путного у студентов не выходило. Результаты получались несуразные. Причин этого было две. Первая — экспериментальное тело было выбрано крайне неудачно. Его падение не было свободным: сильно сказывалось сопротивление воздуха. Вторая — падение с высоты пятого этажа (это всего лишь 12–13 метров) — процесс слишком скоротечный. Наблюдатель нажимал на кнопку секундомера с некоторым опозданием, и относительная ошибка измерения времени была большой.

Конечно, на следующем занятии студенты определили-таки точно величину ускорения свободного падения, но совсем другим методом: с помощью измерений периода колебаний «математического» маятника. Это, отчасти, утешило их. Но не меня: неудача в использовании баллистического метода, что называется, задела меня за живое. Не помогала даже мысль, что это всего лишь игра. «Душевная рана» затянулась только после того, как вооружившись методами вычислительной физики, я смастерил симулятор Пизанской башни для опытов с виртуальными телами, падающими так же, как падают тела в реальности (то есть, с участием сопротивления воздуха). С помощью этого веб-приложения (использовались Canvas, JavaScript и PHP) можно «поиграть в Галилея» без риска травмировать кого-либо массивным телом, упавшим с большой высоты.

Так что, если хотите испытать интересные ощущения, наберитесь духу и поднимитесь наверх: на виртуальную Пизанскую башню. Мною за всё уже заплачено. Сполна.

Точка входа в аттракцион — здесь.

© Habrahabr.ru