FPGA: конечные автоматы с переключаемым контекстом

image-loader.svg

Представим конечный автомат (КА), который традиционно состоит из триггеров, хранящих его состояние, и логики, которая эти триггера связывает и может состояние КА изменить. Сотояние триггеров при необходимости меняется по фронту тактового сигнала.

Логика в ячейках организована на LUT (look-up table), что-то вроде ПЗУ на 16 или 64 бит. Эти LUT могут работать ещё и в режиме синхронной памяти, запись в которую производится по фронту тактового сигнала. Ячейка для чтения/записи выбирается комбинацией на адресных линиях A[]. И если мы в КА подменим все триггера этой памятью и подадим на входы A[] какой-нибудь статичный адрес, то поведение самого КА останется прежним: точно так же новое состояние при необходимости будет записываться в эти «триггеры» (ячейки ОЗУ) по фронту тактового сигнала.

Далее останется сделать предпоследний шаг: адресные входы всех ячеек памяти подключим к одному источнику, который в соответствии с каким-то алгоритмом будет эти адреса менять — таким образом мы сможем переключать контекст. Получится такой «многослойный» (я не нашёл более подходящего слова) узел, который состоит из 16 или 64 одинаковых независимых КА, где в определённый момент времени работает только один выбранный.

В семействах Spartan-2, Spartan-3 есть LUT объёмом 16 бит, их можно использовать как синхронное ОЗУ, примитив носит название RAM16×1S. В Spartan-6 ёмкость составляет уже 64 бита, соответственный примитив называется RAM64×1S. Ими можно заменить триггеры (flip-flops) с некоторыми допущениями:

  1. не будет входов асинхронного сброса/установки. Но я ими в своей практике не пользуюсь, и мне это не мешает.

  2. будут задействованы дополнительные LUT в CLB, а триггеры останутся неиспользованы. Таким образом схема будет занимать больше места, но за эту цену мы получаем «многоканальное» устройство внутри одного.

image-loader.svg

При использовании схемного редактора замена производится относительно просто — нужно создать символы, совпадающие по выводам со стандартными flip-flop и содержащие дополниительные адресные входы, внутри которых будут находится RAMnX1S. Далее создавать и заменять символы вверх по иерархии. В КА не должно остаться ни одного «настоящего» триггера!

Если поведение модуля описано на HDL, то здесь сложнее. Придётся придумывать и описывать его структуру, основанную на этих примитивах. Синтезатор понимает, например, что конструкцию reg [63:0] mem и можно превратить в RAM64×1. Но описать целиком «многослойные» вещи мне не удалось. Можно избавится от, например, сумматоров, заменив их одной строчкой кода, но «триггеры» придётся включать в виде модулей. Исходный код при этом сильно теряет в читабельности и понимаемости.

В качестве примера сделаем 8-битный 64-слойный счётчик (исходный код на verilog). В симуляторе мы заставим его считать сначала в контексте 0, потом последовательно пройдёмся по контекстам 1, 2, 1 и снова 0. На скриншоте симулятора видно, что после возврата к предыдущему контексту счётчик продолжает считать с того же места, на котором он был прерван.

image-loader.svg

И наконец, последний шаг, который нужно сделать — поставить мультиплексоры на входные сигналы и демультиплесоры с уже «обычными» триггерами на выходные.
Если необходимо узнать состояние какого-либо контекста, не переключаясь на него, то можно использовать двухпортовую версию памяти, например RAM64×1D. На линии DPRA подаём номер читаемого контекста, и на выходе DPO получаем его состояние.

image-loader.svg

На переключение рабочего контекста не тратится время. Можно в качестве генератора номера контекста использовать счётчик, который увеличивается на каждом такте. И таким образом 64-слойную схему, работающаю на частоте 64 МГц, можно представить как 64 независимые схемы, работающие на частоте 1 МГц.

Описанный метод был применён при разработке устройств, работающих с сигналами с временнЫм разделением каналов, и при создании многоканальных устройств, работающих на относительно низких частотах.

Несмотря на очевидность описанного способа, я не встречал в своей практике ни сторонних проектов, использующих его, ни описания. Это и полсужило поводом для создания статьи. Она получилась поверхностной, потому как неясно, какие моменты требуют детализации, и я буду рад замечаниям и предложениям по ней.

С уважением, Виктор.

© Habrahabr.ru