Финтех на карантине: студенты и преподаватели Тинькофф Финтеха рассказывают о переходе в онлайн
В Тинькофф есть собственные образовательные проекты, один из которых — Тинькофф Финтех. У нас учатся аналитике, разработке и тестированию молодые специалисты из разных городов России, где есть Тинькофф Центры разработки.
С конца марта Тинькофф Образование из-за коронавируса перешло полностью на дистанционное обучение. До этого все курсы шли офлайн, в офисе Тинькофф, по три месяца, и переход произошел в самый разгар обучения. Мы спросили преподавателей и студентов, как они это пережили.
Евгений, преподаватель Python:
«Я всегда читал лекции перед живыми людьми, а тут был черный экран»
Самое главное, чего не хватало в онлайне как преподавателю, — обратная связь. Я привык читать лекции перед живыми людьми, а тут передо мной был черный экран. Да и еще ребята стеснялись включить микрофон, камеры включать мы их не просили. То есть полтора-два часа я разговаривал как бы сам с собой, с паузами для ответов на редкие вопросы.
Во время офлайн-лекции можно непринужденно пошутить, сделать паузу или остановиться на текущей теме более подробно, если видишь озадаченные лица. В онлайне лекции проходят иначе, тяжело чувствовать настроение аудитории. Чтобы не сойти с ума, я представлял перед собой аудиторию, потом уже получалось и пошутить, и самому посмеяться в ответ. В общем, к этому я быстро привык. Но, возможно, если воспринимать это больше как вебинар, а не как попытку перенести живые выступления в офлайн, то проблем не будет. Многим коллегам такой формат понравился больше.
Плюс к онлайн-лекции не нужно так тщательно готовиться, как к обычной. Всегда можно подсмотреть: слайды и тезисы к ним перед глазами.
Евгений Булыгин, студент курса «Бэкэнд-разработка на Python» (Екатеринбург):
«Я писал копию «Инстаграма»
Я учусь на втором курсе Уральского федерального университета по направлению «программная инженерия». В Тинькофф Финтех пошел, чтобы углубить знания по разработке, ездил после пар раз в неделю.
На середине курса из-за самоизоляции мы перешли в «Зум», слушали лекции онлайн, но расписание осталось прежним. Лично я не заметил большой разницы в подаче материала, качество обучения не снизилось.
Домашки и до карантина мы делали самостоятельно, пересылали преподавателям и получали отзывы. У меня уходило много времени на них: каждый день на выполнение домашнего задания тратил около шести часов. Например, было домашнее задание — написать асинхронный чат, или написать сервис оценки фильмов типа «Кинопоиска», или сервис по обработке картинок. Потом каждый писал курсовой проект: я делал копию «Инстаграма», окончил курс на первом месте по баллам.
Лично мне больше нравилось слушать лекции вживую, в офисе: преподаватель шутил, мы могли ответить, все как-то непринужденно и живо. А в «Зуме», даже когда преподаватель пытался шутить, в ответ была просто тишина.
У нас был выпускной, если это можно так назвать, тоже в «Зуме». Преподаватели похвалили, рассказали о других курсах и попрощались, нам выслали электронные сертификаты. Обещали, что пришлют и реальные сертификаты с подарками. Пока ждем. (От Тинькофф Образования: Подарки и сертификаты мы отправим сразу же, как изменится ситуация с коронавирусом).
Маша, преподаватель курса QA Engineer:
«Во время лекций приходилось спрашивать ребят: «Вы там живы?»
Еще до карантина мы думали о том, чтобы снимать лекции на видео и потом выкладывать их для участников курса. Пришла самоизоляция, мы стали вести лекции в «Зуме», а там записать видео лекции проще.
Мне было тяжело переходить полностью на онлайн, мой материал подготовлен для офлайн-лекций: например, во время практических занятий рисовала на флипчарте для демонстрации примеров к теме. Но и в онлайне я решила эту проблему: нашла редактор, шерила экран и визуализировала материал так.
Во время лекций приходилось спрашивать ребят: «Вы там живы?» Потому что в начале мы просили их включить камеру и микрофон, но студенты на это не реагировали и с непривычки не были готовы активно общаться онлайн.
Мы, как сотрудники Тинькофф, уже привыкли к работе в составе удаленной команды, для нас постоянные созвоны ― это норма. А для тех, кто еще не привык к ежедневным видеоконференциям, это странно и страшно. Но мы же не могли заставить людей без их желания показать себя. В общем, на самых первых онлайн-занятиях передо мной были сплошь черные экраны, потом со временем кто-то стал включать камеру.
Я начала больше времени тратить на общение со студентами онлайн в общей телеграм-группе и в личке, отвечать на вопросы по лекциям и домашкам. Раньше их можно было быстро решить после офлайн-лекции.
А вот что мне очень понравилось в онлайн-лекциях: преподаватель может демонстрировать сразу живой процесс кодирования, может показывать сам процесс работы — наши инструменты, поиск ошибок прямо в браузере, создание документации и многое другое.
К сожалению, онлайн-формат не всегда дает представление об участнике как о человеке: насколько он деятельный, какой у него характер. Но мы, как преподаватели Финтеха, должны дать свои отзывы о лучших участниках для HR-отдела. И тут, конечно, качество наших отзывов пострадало. Ведь без личного взаимодействия мы не могли сказать, подходит ли этот человек команде «по духу» или нет.
Михаил Волков, студент курса QA Engineer:
«На одной из первых лекций преподаватель предложил протестировать стул»
Я работаю, и учебу в Финтехе совмещал с полноценным рабочим днем. Чтобы приехать вовремя на лекцию, приходил на работу пораньше, а вечером пораньше уходил. В онлайн-формате я не тратил время на то, чтобы добраться до офиса.
У нас было около шести занятий до перехода в онлайн. Помню, на одной из первых лекций преподаватель предложил в качестве примера протестировать стул, чтобы рассмотреть общие принципы тестирования, а также наглядно показать различия в видах тестирования. На другом занятии была игра, где мы изучали распределение задач в команде. После каждой лекции всегда можно было подойти к преподавателю, задать вопросы по теме или по домашке. В онлайне такое невозможно: все общение перешло в чат курса и в лички с преподавателями. Не хватало живого общения.
До Тинькофф Финтеха я проходил различные обучающие курсы как онлайн, так и офлайн, в других компаниях. В большинстве случаев преподаватели на этих курсах крайне редко отвечали на вопросы студентов. Здесь же я всегда получал фидбэк, даже когда вся учеба ушла в онлайн, в любое время дня и ночи. И, что самое важное, преподаватели были рады помочь. И все это бесплатно.
Мне понравилось, что для курса преподаватели изначально создали веб-приложение с дефектами и на нем мы тренировались искать ошибки, описывать, создавать тестовую документацию, немного автоматизировали процесс тестирования. Вообще на курсе есть две важные части: то, как писать тестовую документацию, и сама техническая часть тестирования. В рамках лекций и домашек мы писали тестовую документацию, на практике использовали PostgreSQL, Postman и другие технологии для тестирования веб-приложения. На мой взгляд, лекции с теоретическим материалом все же лучше проводить вживую: так легче задавать вопросы и рассматривать примеры. Но практику очень удобно проходить в онлайн-режиме.
Антон, преподаватель курса «Системный и бизнес-анализ (Рязань)»:
«В аудитории всегда видно, кого нужно разбудить, кто хочет спросить, но стесняется»
Мне, как преподавателю, перестало хватать обратной связи от студентов.
Я — аналитик, и по роду деятельности у меня много контактов. Мне привычно, когда все друг с другом общаются, активно слушают.
В аудитории всегда видно, кого нужно разбудить, кто хочет спросить, но стесняется. А когда ты общаешься со студентами удаленно, складывается ощущение, что ты разговариваешь с пустотой: студенты не включают камер, не спрашивают. Если стесняются, можно же написать в чат. Но большинство этим не пользовалось. Не знаешь, то ли им все понятно, то ли они спят.
Для удаленки пришлось немного переработать программу. В офлайне мы хотели смоделировать для участников ситуации общения с заказчиков. Но в удаленном формате все прошло не так, как хотелось: у нас было две команды студентов. Теоретически они должны были самоорганизоваться и взаимодействовать между собой. В офлайне ты всегда можешь направить работу команд. А в онлайне получилось не так, как хотелось изначально.
Конечно, мне больше нравятся офлайн-лекции. Но у онлайна есть свои преимущества: презентации проходят более эффективно за счет инструментов, которые предоставляют стриминговые сервисы: я шерил экран, рисовал прямо на слайде, чтобы лучше подать материал. Плюс это удобно студентам, особенно работающим: не нужно отпрашиваться с работы, чтобы успеть на лекцию.
Артем, студент курса «Системный и бизнес-анализ (Рязань)»:
«На время лекции я обычно закрывался в отдельной комнате, чтобы максимально сконцентрироваться на материале»
Мне нравился формат реальных лекций, нравилась наша группа, преподаватели, живое взаимодействие. Это привычно.
Офис Тинькофф в центре, я живу недалеко и тратил на дорогу до офиса 15 минут на машине. Да, когда мы перешли в онлайн, не нужно было тратить время на дорогу. Но для Рязани время в дороге не является таким критичным, как, например, в Москве. Хотя кто-то иногда после работы или учебы опаздывал, иногда мы ждали минут 15—20 начала лекции. В онлайн-формате все начинали вовремя.
На время лекции я обычно закрывался в отдельной комнате, чтобы максимально сконцентрироваться на материале. Обычно мы слушали преподавателя, а вопросов почти никто не задавал: было ощущение, что или люди стесняются, или просто слушают лекцию фоном, а сами занимаются своими делами.
По рейтингу я закончил вторым на курсе. На домашние задания тратил немного времени — час-полтора, так как я уже знаком со сферой бизнес-анализа.
Онлайн очень хорош для тех, кто просто пришел за новыми знаниями: учиться можно и дистанционно, а лекторы давали достаточно информации как офлайн, так и онлайн. Но если ты приходишь в Финтех с дальнейшей целью трудоустроиться, то тут лучше все же формат офлайн-занятий: ты видишь реальных сотрудников, видишь атмосферу в самой компании, понимаешь, подходит ли она тебе и подходишь ли ты этому месту.
Азамат, преподаватель курса QA Automation (Екатеринбург):
«В онлайне не мучают вопросами и ты всегда можешь подглядеть в рядом лежащем айпаде»
В прошлом году я ходил на курсы по ораторскому мастерству, и все навыки, которые я там получил, направлены на контакт с людьми вживую. Как преподаватель мог легко завладеть вниманием аудитории в офлайне. Например, представьте, что перед вами сидят 25 человек квадратом 5 × 5. И в самом дальнем углу человек вместо того, чтобы слушать материал, играет в телефон. Тебе не нужно его окликать или как-то обращаться к нему: просто ты обходишь зал, встаешь у него за спиной и продолжаешь рассказывать материал. Человек тут же включается, а ты ведешь лекцию дальше.
Формат реальной лекции позволяет использовать много таких фишек: работать интонацией, паузами. Ты можешь ручку уронить, в конце концов, или постучать, чтобы сохранить внимание аудитории.
В «Зуме» такого не проделаешь: все ребята замьючены. Они могли по желанию включать камеру и микрофон, конечно, но никто этого не делал, все стеснялись и не задавали вопросов.
Хотя тут есть и плюс для преподавателя: не мучают вопросами и ты всегда можешь подглядеть в рядом лежащем айпаде. В офлайне ты должен быть готов на 100%, чтобы не забыть материал.
Важный момент: когда ты приходишь на лекцию в офис или другое специальное место, ты сконцентрирован, твое внимание активно. Когда ты слушаешь онлайн-лекцию, ты можешь это делать в нижнем белье, тебя могут отвлекать дети, кошки. Так что, думаю, концентрация внимания у студентов была ниже. Хотя мне как преподавателю это было в плюс.
Если сравнивать мой опыт преподавания, безусловно, люди в офлайне проще задают вопросы. В онлайне после лекции у тебя появляется шквал вопросов в общий чат или личку, так как никто не спрашивал во время лекции. В таких случаях мы разделяли: ребята, соблюдайте дедлайны, отвечать на чаты преподаватель будет в определенное время, он не работает день-ночь.
Эвелина Яметова, студентка курса QA Automation (Екатеринбург):
«Слушать лекции через видеоконференции в «Зуме» мне было очень комфортно. Во-первых, ты дома, во-вторых, всегда получаешь видеозапись»
Лично для меня переход в онлайн — это здорово. Я сама по себе человек стеснительный, мне было некомфортно находиться на лекции в окружении новых для меня людей. Плюс экономия времени на дорогу: 40 минут только в одну сторону.
Еще на обычной лекции преподаватели рассказывали материал быстро, физически невозможно было успевать за ними записывать.
Поэтому слушать лекции через видеоконференции в «Зуме» мне было очень комфортно. Во-первых, ты дома, во-вторых, всегда получаешь видеозапись. В один из дней я плохо себя чувствовала во время лекции и не могла концентрированно воспринимать материал. Поэтому я пересмотрела запись позже. Это большой плюс для меня как для студента.
Сергей, преподаватель курса разработки на Golang:
«Ребята не жаловались и камеры включали»
Первоначально наш курс построен так, что значительный блок информации мы преподносим студентам в процессе общения. У нас есть непростые разделы, где нужно последовательно усложнять материал, погружать студента в решаемую проблему. Для этого я рисовал на whiteboard, задавал аудитории вопросы, максимально вовлекал в процесс.
В онлайн-формате мы были лишены такой возможности, которую, к сожалению, заменить по-нормальному так и не смогли. Мы заменили whiteboard на слайд в презентации, подробно разбирали со студентами непонятные пункты, но раскачать их в интерактивный режим так и не получилось.
А вот рубежный (проверочный) контроль был более удачным. Мы сразу ввели правила игры: обозначили время, когда студент должен подключиться к звонку с преподавателем, включенная веб-камера стала обязательным условием для прохождения контроля. На удивление, ребята не жаловались и камеры включали.
В онлайне уходит больше времени на проверку знаний одного студента во время рубежного контроля — в целом часа на два больше на весь поток. Но сама проверка стала более качественная: сразу видно, насколько студент ориентируется в коде — он кодирует при тебе лично онлайн — и как он решает задачи по пройденному материалу вживую. Ты видишь весь процесс: как он думает, что он пишет.
В целом отмечу со своей стороны, что мне больше всего не хватало общения со студентами на лекциях, я бы не стал их заменять на онлайн-формат. Что касается проверочных чек-поинтов, то здесь в принципе онлайн-формат оказался более успешным, если оценивать с точки зрения качества проверки.
Софья Михайлова, студентка курса разработки на Golang:
«Здорово, что преподаватели всегда отвечали на вопросы по лекции и домашнему заданию, могли ответить и в час ночи»
Лично мне переход в онлайн сэкономил время в дороге от университета до офиса и от офиса до дома. Это где-то четыре часа.
Мы достаточно рано перешли на онлайн-формат, не успели подружиться с одногруппниками. Но в чате плотно общались. Здорово, что преподаватели всегда отвечали на вопросы по лекции и домашнему заданию, могли ответить и в час ночи. Ни разу не было, чтобы я не получила обратную связь от преподавателя.
Один из главных минусов перехода в онлайн — это все же меньшая концентрация внимания на лекции. Дома легче отвлечься, пойти перекусить.
Но в целом переход в онлайн никак не повлиял на качество знаний, которые ты получаешь на курсе. Я учусь на третьем курсе МАИ, на факультете «Информационные технологии и прикладная информатика», и целенаправленно шла на Golang как на один из перспективных языков.
Боли и радости онлайна
И преподаватели, и студенты сошлись в одном: учиться в онлайне можно, но лучше встречаться вживую.
Плюсы онлайн-обучения:
- экономия времени на дорогу;
- комфортные условия дома;
- есть записи лекций;
- можно демонстрировать студентам сам процесс работы и инструменты.
- Минусы онлайн-обучения:
- дома комфортно, но постоянно отвлекаешься;
- хуже обратная связь;
- не найти новых друзей, не видна атмосфера в коллективе компании.