Фантасты, которых стоит почитать любителям английского юмора
Английский юмор — словосочетание, которое интуитивно-понятно, но объяснить его тяжело. «Википедия» утверждает, что он несет в себе сильный элемент сатиры над «абсурдностью повседневной жизни». Пожалуй, к этому определению стоит добавить иронию, самоиронию, а вместе с этим — невозмутимый тон рассказчика.
Если вам такое сочетание по душе, то вот несколько авторов фантастики и фэнтези, чьи книги невозможно себе представить без фирменного английского юмора.
Терри Пратчетт
Юмор, сатира и доведение любой ситуации до крайности — те самые три слона, на которых стоит знаменитый Плоский мир. Забавное в книгах Пратчетта отточено, повсеместно и неумолимо. Шутки Терри Пратчетта просты, но в то же время очень изящны и нередко мудры. А мир, который писатель построил, абсолютно безумен и великолепен в этом.
История Плоского мира начиналась с сатиры на жанр фэнтези. Трусливый волшебник Ринсвинд и компания были призваны высмеять однообразные сюжеты о великих магах и квестах по спасению мира. Но история росла, и вместе с ней развивались идеи и мастерство Пратчетта. В более поздних романах в декорации своей вселенной автор приносит и злободневные проблемы, и вечные вопросы, чтобы как следует поразмыслить над ними вместе с нами. И, конечно же, посмеяться.
Самое забавное, что и фэнтези, и сатира до прихода Пратчетта считались в Англии «низкими» жанрами, эдаким литературным баловством. Но потребовалось всего несколько лет, чтобы его юмористическое фэнтези сделало сэра Терри самым продаваемым автором на родине.
Джаспер Ффорде
Почему-то творчество Джаспера Ффорде у нас, можно сказать, широко известно в узких кругах. Хотелось бы надеяться, что пик его популярности в России еще впереди, потому что Ффорде определенно этого заслуживает. Очень простой и живой язык, много действия и почти всегда красивая детективная интрига. Та самая английская сатира над «абсурдностью повседневной жизни» начинается у Ффорде обычно с самой идеи романа. Возьмем «Последнюю охотницу на драконов»: история здесь разворачивается вокруг группы магов в условно-современном мире, где чародеи по всей планете постепенно теряют силы. Но, поскольку надо продолжать как-то работать и получать деньги, они вынуждены выполнять с помощью оставшихся магических способностей бытовые заказы. Что скажете о доставке пиццы летунами на коврах? Поиск пропавших колец, перекладка труб и многое другое. Но, разумеется, при этом они сохранили спесь великих магов.
Уже вторым уровнем над идеей строятся забавные случайные детали и ситуации. А дальше — реакция героев на эти ситуации, которые делают все вместе еще более смешным. Хотя, надо сказать, многие сюжеты у Ффорде несут в себе и весьма актуальную социальную сатиру над обществом потребления, корпорациями и другими инструментами управления сознанием масс. Самый свежий роман автора, «Вечный кролик», отчасти посвящен проблемам дискриминации.
Дуглас Адамс
Дугласа Адамса вы, скорее всего, знаете благодаря «Автостопом по галактике». Точнее благодаря роману «Путеводителю по галактике для путешествующих автостопом», который является частью одноименного цикла. Но также на счету Адамса есть цикл оригинальных романов о холистическом детективном агентстве Дирка Джентли, и тот, как минимум, не менее примечателен, чем самая известная работа автора. «Автостопом по галактике» — это галлюциногенный фейерверк событий и приключений. А «Дирк Джентли» — то же самое, но еще и с детективной интригой в придачу.
Пожалуй, Дуглас Адамс пишет наиболее жизнеутверждающие романы в подборке. Это все еще образец довольно острого и саркастичного британского юмора, но сами сюжеты в целом добры к персонажам. Какого-то нравственного и этического надрыва здесь меньше всего. И, как известно, главное — без паники.
Джо Аберкромби
Аберкромби, конечно, будучи одним из популярнейших представителей гримдарка, наоборот пишет суровые и жестокие по отношению к героям (и любящим их читателям) книги. Но вместе с этим он — истинный британец, который задался целью, схожей в изначальной идеей Терри Пратчетта, а именно: обыграть штампы жанра фэнтези. Сделал он это в своей уникальной манере, частью которой стали злая ирония и черный юмор, при этом присущие не только автору, но и отдельным персонажам.
Отчасти благодаря юмору книги Аберкромби читаются на одном дыхании. Ведь известно: чтобы воспринимать пугающее, давящее и тяжелое, мозгу нужны моменты разгрузки. Именно их обеспечивают ехидные шуточки, комментарии и даже мысли героев, на которые богаты книги автора.
Адам Робертс
Имя Адама Робертса пока не слишком хорошо знакомо российским читателям. Возможно именно в силу того, что это чистый концентрат британского юмора. По крайней мере, «Стеклянный Джек», написанный в 2012 году. Деконструированный детектив в фантастических декорациях, который, по сути, пародирует и жанр фантастики, и детектива. До этого автор неоднократно под абсурдными псевдонимами занимался написанием пародий на громкие романы и другие произведения массовой культуры — «Сильмариллион», «Код да Винчи», «Матрица», «Доктор Кто». Очевидно, сатира такого рода хорошо подготовила его к работе над «Джеком».
Здесь смешаны признаки различных жанров с достаточно мрачной идеей и кровавым воплощением. Но при этом определенные детали и приемы будто сошли со страниц Агаты Кристи (и некоторые шутки были бы уместны там же). Британцы — это британцы даже в космическом будущем.