Евросоюз потребовал от интернет-компаний объяснить алгоритмы ранжирования
Google, Amazon и другие интернет-компании должны открыто декларировать, как они ранжируют результаты поиска на своих сайтах.
Европейская комиссия опубликовала новое руководство для интернет-компаний, которое «устанавливает стандарт прозрачности алгоритмического ранжирования».
Если на сайте есть какое-то ранжирование или поиск, то теперь запрещено скрывать от властей и общества два факта:
- какие факторы используют алгоритмы ранжирования;
- какие позиции оплачены.
Правила приняты в момент, когда регуляторы ЕС готовят новое законодательство против засилья технологических корпораций.
В 2017 году компания Google получила большой штраф за незаконное использование монопольного положения на поисковом рынке. Разбирательство началось после получения жалоб, что компания несправедливо понижает позиции своих конкурентов в результатах поиска.
Аналогичные жалобы в Европе поступали против Amazon, а в России — против «Яндекса».
Критики утверждают, что многие интернет-платформы злоупотребляют своим монопольным положением, чтобы продвигать свои посторонние сервисы через поиск. Например, «Яндекс» может показывать интернет-магазин «Яндекс.Маркет» при запросе практически любых товаров в интернет-магазине. А при поиске умной колонки продвигать конкретно свою модель товара.
В ноябре 2020 году Amazon обвинили в нарушении антимонопольного законодательства ЕС за то, что она якобы использовала данные, которые собирает от сторонних продавцов на платформе, чтобы конкурировать с ними.
Точно так же Google столкнулась с многочисленными штрафами от регуляторов ЕС за то, что отдавала предпочтение своим собственным продуктам в результатах поиска. В период с 2017 по 2019 годы Google заплатила примерно $9,71 млрд в виде штрафов в Евросоюзе за несправедливое продвижение собственных продуктов в результатах поиска по сравнению с конкурентами, сообщает Reuters.