Эволюция обзора спринта в Agile-команде

Привет! Меня зовут Анатолий Савченко, я разработчик и по совместительству скрам-мастер в команде сервиса «Автотека». Как вы уже догадались, мы работаем по Cкраму. Каждые две недели мы проводим обзор спринта — встречу, на которой команда и заинтересованные стороны обсуждают, что было сделано. На основе этой информации команда может сделать выводы о том, в правильном ли направлении движется разработка, какие доработки ещё необходимы и т.д. Недавно мы получили ценный новый опыт проведения этой важной встречи. О нём я и хочу вам рассказать.

xgjql21fo0xa3sqasz_bhv_eusy.png

Конечно, обзор спринта — это не единственный канал обратной связи: у нас есть UX-лаборатория, мы обрабатываем отзывы в сторах мобильных приложений, обращения в поддержку, отзывы на всевозможных интернет-ресурсах, проводим опросы пользователей на сайте и прочее.
Это — то, что касается частных пользователей.

Помимо них мы сотрудничаем с бизнес-партнёрами, которым мы предоставляем дополнительную функциональность и инструменты работы. С ними у нас более плотное взаимодействие. Наши менеджеры всегда с ними на связи (почта, телефон), есть чаты в мессенджерах, в которых состоят члены команды разработки. Таким образом мы становимся ближе к нашим бизнес-пользователям: мы их лучше знаем, понимаем их потребности, слышим их и чувствуем их боль или радость.

И это всё замечательные и нужные каналы связи. Но они дают информацию уже после релиза. Кроме того, в этом случае команда разработки всё ещё довольно далеко находится от пользователей. Именно поэтому обзоры спринта могут дать наибольшую пользу для команды, продукта и в конечном счёте для пользователей.

Наши встречи в целом проходили на хорошем уровне: мы получали оперативные и качественные комментарии от наших стейкхолдеров (то есть внутренних заказчиков — менеджеров) и других коллег из Авито. Создавалась довольно камерная обстановка, но в какой-то момент нам стало не хватать полноты обратной связи. Нам захотелось что-то поменять. И наш agile-тренер Левон Гончаров из AgileVerse навел нас на идею позвать внешних пользователей — наших бизнес-партнеров — прямо на встречу.

image


Левон Гончаров, co-founder AgileVerse: «С ребятами я познакомился, когда они решили улучшить свои процессы. Они понимали, что что-то идёт не так, и искали ответ. Во время диагностики каждый член команды так или иначе говорил о необходимости понимать «как живёт пользователь». На кого-то это влияло с точки зрения мотивации, кому-то необходимо было понять, как развивать проект архитектурно. Это, в принципе, довольно частая проблема скрам-команд — превращение обзора спринта в встречу, где рассказывают то, что было сделано и мыслят не как создатели, а как исполнители. Чтобы этого не допускать, нужно задуматься вот о чем.

№1 Когда вы разрабатываете продукт, вы больше думаете о фичах или о проблемах пользователя?
№2 Вы знаете, как живёт ваш пользователь и для чего он должен использовать ваш продукт?
№3 Достаточно ли часто вы общаетесь с теми, кто пользуется вашим продуктом?
Я посоветовал команде обсудить эти вопросы и изменить формат обзора спринта.

Случай пообщаться с пользователями появился довольно быстро. К концу спринта мы планировали выпустить с конвейера новый инструмент для партнёров, который ещё никто не видел. И мы решили «на горячую» собрать обратную связь на ещё не вышедший продукт.

Для начала мы с Левоном собрали с коллег ожидания от новой встречи, после чего спланировали повестку и подготовили все необходимые материалы.
Могу сказать, что про одну только подготовку можно было бы написать целый пост. Она позволила создать нам целостную картину встречи и абсолютно всё учесть (конечно, мы учли не всё, потому что это невозможно, но мы учли и это).

Сначала мы расписали на флипчарте цель и образ результата. Прописали по пунктам общий план встречи. Детализировали наполнение каждого этапа.
Прописали тайминги всех этапов (и несколько раз переписали их). Определили для каждого этапа необходимые материалы и записали, что нужно не забыть взять на встречу.

Вкратце у нас получилось вот что.


Цель


  1. Проговорить фокус команды на квартал
  2. Понять, насколько обновленный личный кабинет пользователя (ЛКП) удовлетворяет потребностям
  3. Показать тизеры и сформулировать план на 1–2 спринта


План


  1. Открытие (5 минут)
    a. Agenda
    b. Рассказываем, как давать фидбек
    c. Знакомство с командой
  2. Общая часть (15 минут)
    a. Что сделали?
    b. Планы на будущее (фокусируемся на квартал)
    c. Q&A
  3. Demo (15 минут)
    a. Обсуждаем
    b. Тизеры
  4. Диалог по ЛКП (10 минут)
    a. Что обнаружили? (что так, что не так)
    b. Когда доработаем (примерный спринт)
    c. Что заменить? (говорим про жизнь пользователя)
  5. Сбор фидбека на формат ревью (5 минут)


Образ результата


  1. Фидбек по квартальным планам
  2. Список доработок по ЛКП
  3. Обсудить самые сильные боли пользователя, записать остальные
  4. Обсудить общее понимание тизеров, планы на 1–2 спринта
  5. Фидбек на формат ревью от участников

image


Левон Гончаров, co-founder AgileVerse: «Когда мы заполняем примерную повестку встречи, выписываем всё, что может произойти на ней и какими способами мы можем этим управлять. Мы предположили, что пользователи начнут говорить об совершенно общих болях и мы внесли это в дизайн обзора спринта. Но в процессе подготовки стало ясно, что места на это не хватит. Так что мы получили полезную информацию перед встречей, что общие темы мы затрагивать не сможем».

lo0g5toenqrez8gtzvry1tofrci.jpegtqwroj7ugb1wxocl4x4ohwr_7so.jpeg

Основной идеей было дать нашим пользователям живой опыт соприкосновения с продуктом и получить максимум обратной связи. Вот что мы придумали: каждого нашего гостя мы посадили за ноутбук с продуктом, рядом с которым постоянно находились два члена команды. Роль одного — рассказывать о продукте и отвечать на возникающие вопросы, а второго — максимально подробно записывать все, что происходит, чтобы потом обработать это вместе с владельцем продукта.

arsu4yej15fqfgxmm1qitwgcxc4.jpeg

Ну, получилось чуть больше, чем два члена команды у каждого гостя

Обсуждение получилось насыщенным, и мы даже продлили показ продукта по времени. В результате не только получили массу полезных комментариев, но и узнали о том, как построена работа нашего партнёра изнутри. Это поможет нам в планировании дальнейшей работы над продуктом.

mu6qlhipgkqrn32cqdkmwq6rxwu.png

Так выглядела первая версия продукта

Мы хотели разместить максимум полезной информации на одной странице, однако для пользователей интерфейс получился перегруженным. Кроме того, часть информации была просто непонятной.
Мы записали комментарии и пожелания наших гостей, отметили самое важное и приоритетное, и тут же обсудили с партнёрами, что и когда собираемся реализовать.
Обратная связь помогла нам переосмыслить то, как можно удобно и понятно представить информацию для пользователя. На момент написания статьи уже были внесены самые приоритетные правки, которые значительно трансформировали первоначальную версию.

nqlihm9fkpbgqzyawhat0feaeuk.png

Версия продукта после правок

Благодаря ранней обратной связи нам удалось избежать ситуации, когда мы отдали нашим пользователям сырой продукт, который нужно править на ходу.

Мы как команда получили очень ценный опыт. Вот что говорят мои коллеги.

image


Вадим Иванов, генеральный директор Автотеки: «Подобный сбор обратной связи считаю очень полезной и нужной практикой, которую, по-хорошему нужно было внедрять намного раньше: одно дело — смотреть/слушать обзоры спринтов в уютной атмосфере позитивно настроенных коллег, совсем другое — сразу видеть живую реакцию пользователей на проделанную работу. Вдвойне полезно мнение бизнес-пользователей, т.к. они часто точнее знают свои потребности и проблемы. Даже первая попытка оказалась удачной, вся команда была сильно увлечена и вовлечена в процесс, удалось собрать ценные замечания, которые сразу взяли в работу еще до первого релиза новой функциональности и в итоге сделали намного более подготовленный для партнеров продукт. И экстра трудозатраты на подготовку мероприятия с лихвой окупились. Всем рекомендую внедрять подобные методы у себя и не бояться экспериментировать».

image


Мансур Ахмади, QA Автотеки: «В голове инженера образ конечного пользователя и его UX зачастую расходится с реальной картиной мира, что в свою очередь может привести к не самым подходящим решениям. На прошедшей встрече это было достаточно наглядно, когда наш гость обозначил свое видение продукта. То видение, которое доставило бы ему больше счастья. То видение, на которое нам стоит ориентироваться. На мой взгляд, именно такие встречи помогают быстрее к нему прийти».

image


Андрей Тумкин, product owner Автотеки: «Первое, что может прийти на ум, перед тем как позвать реальных пользователей на демо — зачем? Мы же на ранних этапах выявили их боли, а после релиза соберём обратную связь и внесём правки. Но не всё так просто.
Во-первых, вы будете терять время и деньги, вместо того, чтобы сразу решить проблемы пользователей. Во-вторых, даже проведенный до разработки CusDev не сможет выявить всех проблем, которые вскроются в реальном продукте. В-третьих, никакой другой процесс не даст такой вовлеченности команды в продукт».

Встреча с пользователями — это не просто инструмент улучшения и получения обратной связи, это реальное построение отношений с теми, для кого ты делаешь продукт, и осознание важности этой работы.
Наша команда очень вдохновилась приобретенным опытом, поэтому мы планируем ввести подобную практику на регулярной основе — один раз в месяц или два. Желаю и вам провести подобную встречу, и посмотреть, что из этого получится. Удачи!

© Habrahabr.ru