Эволюция чат-ботов: от душки Элизы до агрессивного параноика Тая

image

Всем привет! Сегодня я хочу поговорить о чат-ботах — новом тренде, который постепенно пытается вытеснить мобильные приложения и соцсети.

В последнее время можно выявить тенденцию, что интерес пользователей к общению в социальных сетях и использованию мобильных приложений несколько угасает, и на сцену выходят чат-боты, способные отсеять горы лишней информации и выдать именно ту, которая интересует пользователя. Чат-бот — это персональный ассистент, программа, которая знает о вас всё и поэтому может предугадывать желания. Она закажет билеты на самолёт, оплатит доставку пиццы, поможет спланировать день и напомнит, когда нужно поздравить жену с годовщиной свадьбы. Виртуальные собеседники заменяют консультантов в магазинах, банках, юридических конторах.

Чат-боты существуют уже более полувека. И я предлагаю вам проследить, с чего всё начиналось.
Эволюция чат-ботов: кратко на примерах
Программа Eliza была написана Джозефом Вейценбаумом ещё в 1966 году. Она могла пародировать речь психотерапевта, перефразируя предложения, которые ей говорили. Иными словами, использовала технику активного слушания, выделяя в речи пациента ключевые слова. А если она не находила вариантов для ответа, то говорила: «Понятно», и переводила разговор на другую тему.

image

1972 год порадовал другой эпичной разработкой — Parry. Этот чат-бот мог имитировать речь параноидального шизофреника и часто выдавал себя за пациента. Иногда его описывали, как «Элиза с мнением». Видимо психиатра от шизофреника отличает лишь отсутствие этого самого мнения. В любом случае чат-бот был более умным, чем его предшественница-терапевт, так как мог неплохо обманывать профессиональных психиатров. 48% из них так и не поняли, что они общаются с машиной.

Через 16 лет после Parry учёные попытались создать бота с искусственным интеллектом, и на это у них ушло 9 лет. Программа Jabberwacky способна имитировать человеческий разговор в развлекательной манере. Бот запоминает всё, что ему говорят, а после этого находит нужный ответ с помощью метода контекстных шаблонов. Он быстро учится сленгу, шутит и даже формирует собственный характер. К слову, сегодня робот Джордж помогает российским студентам учить английский язык в проекте LiveEnglish.

Следующей важной вехой в развитии смарт-ботов стала программа A.L. I.C.E. (Artificial Linguistic Internet Computer Entity), разработанная в 1995 году. Кто такая Элис? Это первое интернет-существо, которое смогло обрабатывать естественную речь пользователя. Она использует эвристические шаблоны, полученные от собеседника, и благодаря этому может вести полноценный разговор. Тест Тьюринга, к сожалению, так и не прошла, но была неоднократно признана самым «человечным» ботом среди уже существующих.

2001 год заложил фундамент для всеми любимой Siri. Именно в это время появился бот Smarterchild, который доказал, что людям действительно в кайф общаться с умной машиной, которая имеет свой характер и может дать дельные советы. С ботом болтало более 30 тысяч пользователей AIM и MSN.

С появлением больших данных понадобилась система, которая может обработать, проанализировать и извлечь нужную информацию. В 2006 году IBM принялась за разработку Watson. В итоге получился чат-бот, способный обрабатывать естественный язык и обучаться в процессе общения. Он может мгновенно ответить на любой вопрос, например, как открыть счёт в банке или что подарить маме на день рождения. Сегодня усовершенствованное решение IBM управляет когнитивными центрами информационной безопасности. Watson for Cyber Security включает чат-бота и голосового ассистента.

image

Siri — умная и дерзкая — так называют знаменитую разработку Apple, способную отвечать на вопросы и выполнять различные поручения в сети. Программа появилась 7 лет назад и стала мощным катализатором для разработки чат-ботов с искусственным интеллектом.

Google Now возник через два года после Siri. Разработчики создали его для мобильного поисковика. Бот от Google может отвечать на вопросы, давать дельные советы и обрабатывать запросы пользователя.

В 2015-м появились знаменитые Alexa от Amazon и Cortana от Microsoft. И в принципе уже стало ясно, что мы вступили в эпоху чат-ботов. Умные программы научились без проблем распознавать человеческую речь, обучаться, отвечать на всевозможные вопросы, реагировать на голосовые команды, заказывать товары на дом и многое другое.

image

Ну, а в 2016 сеть покорил знаменитый Tay — самообучаемый бот от Microsoft, который должен был перенять манеру общения подростков. Буквально за 16 часов бот из милой девочки превратился в агрессивного параноика-расиста, который ненавидит весь мир. Проект в срочном порядке прикрыли, но мемы о нём разошлись по всей сети.

Кстати уже в конце этого месяца, один из IT-экспертов Microsoft в России — Дмитрий Сошников, расскажет о причинах такого поведения бота и о новых решениях в этом направлении.

Также в прошлом году Facebook запустила платформу Messenger, которая позволила разработчикам создавать умных ботов для контакта с пользователями. Примерно за полтора месяца после запуска на платформе было создано 11 тысяч ботов. Показательно, не так ли?

Как видно, эволюция чат-ботов охватывает 50 лет. А сейчас они обрели популярность, потому что для них появилась «питательная среда» — мессенджеры, в которых некоторые люди стали проводить больше времени, чем в соцсетях и приложениях. Сегодня мессенджерами пользуется более 2,5 миллиарда пользователей, и данная цифра будет только увеличиваться. Соответственно, интернет вскоре заселится чат-ботами и вполне возможно, что в скором времени мы не сможем отличить, с кем общаемся — с другим пользователем или машиной.

© Geektimes