Этический антидизайн. Разработка продуктов, которые не вызывают привыкания

5lpmocu58z2tu--xuf8ldiezkts.jpeg
Вирусные интернет-мемы для захвата внимания эксплуатируют целый ряд багов (когнитивных искажений) человеческого мозга

Главный ресурс современной экономики — внимание. Именно за него бессовестно конкурируют коммерческие фирмы. Больше внимания — больше денег. Стартапу уже необязательно продавать платную подписку, главное — привлечь внимание. Это окупится. Сверхзадача — вообще не отдать никому ни минуты внимания своих пользователей.

Но здесь возникает риск, что человек «подсядет» на совершенно бесполезный продукт. Конечно, это мечта бизнеса. Поэтому некоторые дизайнеры сознательно или бессознательно манипулируют людьми, эксплуатируя их слабости.
Как привлечь и удержать внимание пользователя — это целая наука. Вот специфические баги, которые могут эксплуатироваться.


Прежде всего, задействуются когнитивные искажения из набора «информационной перегрузки». Эти конкретные баги проявляются только в условиях, если человеческий мозг перегрузить лишней информацией.

Сенсорная система начинает работать в другом режиме, в каком-то смысле ослабляя защиту — вот тогда и проявляются эти когнитивные искажения. Для примера, людей притягивает информация, которая подтверждает их убеждения (склонность к подтверждению своей точки зрения и смежные феномены). Это успешно эксплуатируют социальные сети, которые трансформируют новостной поток. В результате человек видит сплошь «интересные» новости, замыкаясь в своём информационном пузыре. Важно понимать, что это фильтрация информации не по её качеству, а скорее наоборот, по её «некачеству», в угоду конкретным субъективным ощущениям. Другими словами, в ленте новостей может быть много «мусорных» новостей из непроверенных источников, слухов, статей из жёлтой прессы. Соцсеть не заботится качеством информации, для неё главное — удержать внимание конкретного пользователя. Для другого пользователя — другой фильтр. Например, там может быть учёный, которого интересуют научные исследования. Ему будут предлагать научные статьи из авторитетных источников (жаль, в соцсетях мало таких людей).

vem4pcc2fhpifggozqisyl4uj3u.png
Полная круговая схема

Другие полезные когнитивные искажения, позволяющие организовать «залипание» человека на бесполезной/произвольной информации:

  • Эффект причудливости
  • Эффект юмора
  • Эффект превосходства картинки — картинки легче запоминаются, чем слова. Эффект подтверждён многочисленными научными экспериментами.
  • Эффект Ресторфф (эффект изоляции) — в ряду похожих объектов легче запоминается тот, который выделяется среди других. Например, число легче запоминается в ряду букв (вцу5кеквр), а не в ряду других чисел (35856896).
  • Феномен негативного восприятия — вещи негативной природы даже при условии равной силы воспринимаются человеком сильнее, чем вещи положительной природы. Негатив воспринимается ярче, более чётко и хорошо запоминается. Любопытно, что некоторые научные исследования показывают, что данное когнитивное искажение исчезает с возрастом. Более того, у людей в зрелом возрасте иногда наблюдается даже противоположное когнитивное искажение — уклон к позитиву. То есть отрицательную информацию пожилые люди воспринимают как само собой разумеющееся и не реагируют на неё, а вот положительную информацию воспринимают сильнее (см. «The negativity bias is eliminated in older adults: Age-related reduction in event-related brain potentials associated with evaluative categorization». Psychology and Aging. 21 (4): 815–820. doi:10.1037/0882–7974.21.4.815).
  • Эффект знакомства с объектом — тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним.
  • Эффект иллюзии правды — тенденция верить, что информация правдива, если мы слышали её много раз.
  • и др.

Сенсорная перегрузка достигается через обилие картинок и текста. В идеале добавляется звук. Информационная лента обязательно должна быть бесконечной. Бесконечная прокрутка раньше считалась тёмным паттерном дизайна, нацеленного на удержание внимание человека. Но сегодня это практически стандарт в интернете.

Опять же, хорошие дизайнеры и разработчики неосознанно используют когнитивные искажения при создании/рекламе действительно хороших продуктов. Но всегда есть риск злоупотреблений. Только осознание механизмов восприятия позволяет исключить эти риски.


Но что делать, если вы действительно создали качественный и полезный продукт, от которого почти невозможно оторваться?

Канадский разработчик Нэт (natjms) приводит пример с игровой приставкой Wii, которая во время слишком длительной игры периодически выводила такое всплывающее сообщение:

ivqa2zbttjvzasyoxqrw6aga1fi.png
Пульт Wii лежит рядом с открытым окном

Сообщение вежливо напоминает, что вы всегда можете сделать перерыв. Судя по всему, Nintendo понимает, что аудитория в основном состоит из детей младшего возраста, поэтому компания чувствовала необходимость вмешаться, если игрок проводит слишком много времени, играя в игру — в интересах самого игрока (и, возможно, для успокоения родителей).

Такую практику можно назвать «этичным антидизайном», и это действительно довольно редко встречается в современных продуктах. Ведь они активно борются за внимание пользователей. Социальные сети типа Instagram и Tiktok — это бесконечный поток алгоритмически подобранного контента. Там разработчики ставят противоположную задачу: чтобы человек не отвлёкся ни на секунду.

qaqzryaoiehaxbzo9zcz4dhag1s.jpeg
Джастин Розенштейн, изобретатель кнопки Like

cfpijy3ijwforupmz4ctc_0i9y4.jpeg
Аза Раскин, изобретатель бесконечной прокрутки

Оба сейчас сожалеют о своих изобретениях


Большинство опенсорсных разработчиков не имеют большого формального опыта работы в дизайне UI/UX. Вот почему так много программного обеспечения с открытым исходным кодом либо крайне брутально (Blender), либо очень тесно связано с дизайном проприетарного аналога (см. KDE). Но если копировать дизайн конкурента, то есть риск вляпаться в ту же проблему с аддиктивностью. Например, интерфейс Twitter был специально разработан, чтобы максимально увеличить количество времени в день, которое человек проводит в твиттере. В свою очередь, свободный аналог Mastodon вынужденно перенимает этот тёмный паттерн.

Нэт предлагает пересмотреть способ разработки интерфейсов и клиентов в свете того, как наилучшим образом найти баланс между созданием положительного опыта и тем, что ставит на первое место благополучие человека.

Этический антидизайн включает в себя несколько понятий.

Во-первых, он не имеет ничего общего с оригинальным антидизайном — итальянским дизайнерским движением, которое выступает с критикой потребительской культуры. Хотя это актуально в современном мире, но у нас речь о другом. Мы говорим о более прагматичном антидизайне, который более распространён в интерфейсах. Например, когда корзина на вашем компьютере просит вас подтвердить, прежде чем окончательно удалить ваши файлы. Это антидизайн — его задача конкретно помешать или затормозить опасные действия пользователя, которые тот совершает на автомате. А ведь с бездумным скроллингом в социальных сетях та же ситуация.

Один из отличных примеров — удаление репозитория на Github. На странице настроек вашего репозитория Github все «опасные» действия сгруппированы в очень страшное красное поле. В самом низу этого поля находится опция для окончательного удаления репозитория. Если вы нажмёте на неё, Github сделает ещё один шаг и попросит вас ввести имя репозитория в диалоговое окно. Это полностью исключает импульсивные действия.

s79rlepwef6nrw8t8f4hrxlbhco.png

Этический антидизайн берёт эти идеи и применяет их к этическому кодексу. Если определять главного врага в списке аддиктивных практик, то это бесконечная прокрутка. Следовательно, с точки зрения этичного антидизайна мы должны помешать бесконечной прокрутке.

Есть несколько вариантов сделать это. Например, вдруг возникающая кнопка «Далее» эффективно взывает к разуму человека, которому приходится прервать бездумный скроллинг и явно указать на желание продолжить потребление контента.

Однако бесконечная прокрутка — не единственное, что вызывает зависимость от социальных сетей. Ещё один способ зацепить людей — втянуть их в игры. Количество лайков, подписчиков, просмотров — эти числовые показатели подталкивают людей сравнивать, оценивать, соревноваться. Чистая геймификация. Похоже, люди испытывают искушение сравнивать себя с другими в интернете, что эксплуатируют недобросовестные разработчики, выставляя численные оценки, составляя рейтинги пользователей и т. д.

В общем, этический антидизайн — это практика, когда вы намеренно добавляете в интерфейс приложения некое «трение» (например, паузы), чтобы предотвратить привыкание или иное нездоровое поведение.

Сам Нэт в данный момент работает над клиентом Resin, который работает на стороне пользователя и пытается минимизировать аддиктивные тёмные паттерны вроде бесконечного скроллинга. Грубо говоря, клиент всячески мешает пользователю бездумно потреблять контент. Работа ещё далека от завершения. В идеале, приложение должно выдавать всплывающие окна с предупреждениями и вставлять задержки в бесконечный скроллинг.


Немного отвлекаясь от темы, возникает философское предположение, что любой хороший продукт практически по умолчанию аддиктивен. Если так, то на создателях такого продукта лежит двойная ответственность — не просто удовлетворить пользователя, но ещё и позаботиться о нём.

С другой стороны, все унылые продукты поставляются уже со «встроенной защитой» от аддиктивности…


На правах рекламы


Эпичные серверы — это виртуальные серверы с мощными процессорами семейства AMD EPYC и быстрым дисковым хранилищем на основе NVMe дисков Intel. Каждый может создать тариф под себя!

8p3vz47nluspfyc0axlkx88gdua.png

© Habrahabr.ru