Ещё пара слов о пользе чтения

image


Табличка из Киша (около 3500 г. до н. э.)

То, что читать полезно, не подвергается сомнению. Но ответы на вопросы «Чем именно полезно чтение художественной литературы?» и «Чтение каких книг предпочтительнее?» различаются в зависимости от источников. Следующий ниже текст — это моя версия ответа на эти вопросы.
Начну с очевидной мысли о том, что не все литературные жанры полезны одинаково.
Я бы выделил три основные области мышления, которые развивает литература: база неких сведений (фактология), приемы мышления (методы рассуждения, в т.ч. на примерах) и заимствованный опыт (осознание происходящего, мировоззрение, общественные практики и т.п.). Литература как таковая весьма разнообразна, и переход от специальной к художественной бывает очень плавным. Существуют различные виды литературы (помимо художественной есть справочная, техническая, историко-документальная, мемуары, учебная) и большое количество промежуточных форм, которые порой сложно идентифицировать однозначно. На мой взгляд в практическом смысле их отличает то, какие именно области человеческого ума из перечисленных выше они прокачивают больше: фактология, методология, опыт.

Естественно, техническая и справочная литература будут сильнее развивать фактологию, учебная — методологию, мемуары и прочая историческая литература — опыт.

Каждый может выбирать то, что ему нужнее, как тренажер в спортивном зале.

А как же художественная литература? Она делает возможным объединить это все на абстрактном примере и усвоить. Художественная литература появилась раньше письменности — люди, мышление, язык и истории, которые на нем рассказывали, развивались и эволюционировали вместе. Это взаимосвязанные процессы. Возрастающий объем информации требует появления новых слов и понятий, умение их запомнить и применить стимулирует развитие мыслительного аппарата. И наоборот, усложняющийся мыслительный аппарат позволяет формулировать и генерировать все более сложные концепции. Первые художественные произведения были самыми понятными и эффективными педагогическими приемами. Вероятно, это были охотничьи истории.

image


Василий Перов «Охотники на привале». 1871

«Пошёл как-то раз Евросий по грибы. Полное лукошко набрал, слышит, а через кусты кто-то ломится. Он глядь, а это медведица. Ну он, понятное дело, лукошко бросил, а сам на дерево влез. Медведица — за ним…»

Далее следует рассказ о том, как Евросий перехитрил медведицу и спасся.

Постепенно эти рассказы стали обрастать приёмами, поддерживающими внимание слушателя, и стали одним из первых видов развлечения, при этом сохраняя свои образовательные функции. Охотничьи рассказы перерастали в мистические истории, баллады и саги. Постепенно появился специальный род деятельности — рассказчик (бард), который умел запоминать большие объемы текстов наизусть. По мере развития письменности эти тексты стали записывать. Так и появилась художественная литература, совмещающая в себе самые разные функции, оставаясь при этом мощнейшим педагогическим методом.

Со временем появилась и чисто развлекательная литература, которая, как может показаться на первый взгляд, не несет в себе никаких полезных практических функций. Но это, конечно, только на первый взгляд. Если присмотреться повнимательнее даже к самому глупому романчику, то и он обладает мало-мальски связным, пусть и рельсовым, сюжетом, десятком-другим персонажей, которые как-то друг с другом взаимодействуют. Там есть какие-то пространственные описания, интриги, отношения и т.п. Всё это требует некоторых умственных усилий: приходится помнить, кто есть кто, что делали и говорили персонажи в предыдущих главах, мы будем автоматически пытаться предугадать, как будет развиваться сюжет, какие приемы используют персонажи, чтобы добиться своих целей. Это и многое другое постепенно тренирует и улучшает работу мозга. По мере чтения даже такой беллетристики растет словарный багаж, человек начинает лучше запоминать и сопоставлять действие героев, замечать ляпы и сюжетные несоответствия, знакомые уже приемы и сюжетные повороты начинают казаться неинтересными, и так возникает потребность к все более и более качественным (сложным по форме и смыслу) произведениям.

В качестве теста/примера попробуйте разобрать, почему какой-то заведомо глупый и плохой детектив плох и чем конкретно.

По мере роста багажа прочитанного читатель начинает распознавать отсылки на другие произведения и скрытые в них смыслы. Вслед за этим меняются и жанровые предпочтения. Фундаментальный роман или биография уже не кажутся нудными и скучными, они читаются с удовольствием, и в итоге username иногда (на самом деле довольно мало) даже может что-то запомнить или применить на практике.

Сила художественной литературы заключается в том, что она безумно интересна. И читать нужно то, что интересно вам лично. Не стоит пытаться прыгнуть выше головы и читать книги, смысл которых от вас ускользает практически полностью. Это вряд ли что-то даст. Желательно повышать сложность постепенно, как это делают дети. От сказки — к приключенческой повести. От приключений — к детективу, от детектива — к эпическому фэнтези или научной фантастике и т.д. Этот процесс занимает целую кучу времени (всю жизнь), но, как минимум, позволяет поддерживать мозг в хорошей форме до преклонных лет.

© Habrahabr.ru