Эпизод следующий: Скрытая токсичность
По каким-то причинам еще недавно коллеги вдруг полюбили Европу, и теперь напрямую сравнивают рассказы про давно пораженный гнилостной скверной Das Kopetalizom, с российским дружелюбием, открытостью и этим всем. Зашел с ними разговор и про «токсичность», про которую столько рассуждений. Необходимое примечание: заметка является только поводом для дискуссии, и не содержит предложений и решений.
Поскольку коллеги все же люди технического склада характера, то перед обсуждением пришлось определить, о чем же идет речь. Конечно, у ряда людей, которым я уподобляться не собираюсь, и »клетки хотят» и »доминирующая токсичная маскулинность», и много разного иного. Пришлось обратиться к интернету. Лучше не стало:
Токсичными называют людей, после общения с которыми остается неприятное эмоциональное послевкусие
В любом случае после разговора с этой особой оставался неприятный привкус во рту, словно я жевала что-то противное.
Чем дальше я читал, тем больше вставали дыбом волосы даже на ногах: Эбигейл Бреннер выделила основные характеристики «токсичного человека». По её мнению, такие люди склонны к манипуляциям, не извиняются, не берут ответственность за собственные чувства, не заботятся, не поддерживают.
Если же обратиться к уже давно обанкротившему и дискредитировавшему себя гуглю, то можно выйти на статью The Abrasive Personality от 1978 года, которую можно посчитать началом обсуждения термина abrasive personality, из которого и вырос toxic (но это не точно).
Упрощая, некое среднее мнение говорит что: если кто-то делает не так, как вы хотите, не тогда, когда вы хотите, и не туда — то он (она, они) токсики и их надо осудить и отменить. Все хорошие люди должны собраться и провести голосование по окончательному решению вопроса со всеми плохими. Где-то я это уже читал. Жан-Батист Каррье, 1793? Арнольд Амальрик, 1209? Боэмунд Тарентский в Маарре (Мааррат Ан-Нуман) в 1098?
Подобное поведение было и есть, и есть, и где-то тут и начинается различие, которое я и попытаюсь сформулировать.
После беглого осмотра можно выделить несколько направлений abrasive / toxic personality. Одно из них — бытовое: будем называть все, что нам не нравится — toxic, а все что нравится — so sexy. Только сегодня слушал разговор про «кроссовки просто секс» в значении «эти кроссовки чудесно выглядят, прекрасно дополняют мой имидж и снабжены красивыми и читаемыми лейблами, однозначно доказывающими мою приверженность современной моде и стилю».
Другое направление можно выделить из вышеупомянутой статьи 1978 года — когда руководитель не отличается вежливостью и тактом, но, почему-то, его подразделение работает эффективно и приносит прибыль. Даже несмотря на то, что руководитель не играет в гольф.
Еще одно направление всплыло в результате обсуждения западной корпоративной культуры. Когда работа в команде подразумевает (или прямо требует) обсуждения и согласования принимаемых решений, причем обсуждение занимает гораздо больше времени, чем реализация –, а обсуждение, почему альтернативная реализация плоха — требует не просто другого уровня понимания вопроса, а доведение автора альтернативной идеи до уровня понимания, почему его идея изначально плоха. Разумеется, такой рост у многих вызывает внутренний протест.
Пожалуй, необходимо упомянуть и еще один вариант токсичности — когда коллега обвиняет коллектив в том, что коллектив недостаточно внимательно к нему относился, игнорировал его запросы и не помогал. Или помогал явно недостаточно, не заботился и не поддерживал.
Усугубляющие факторы в РФ.
Все вышеперечисленное встречается по всему миру, разве что до РФ новомодные тенденции доходят лет через 5–10, но есть нюанс, и он становится виден только издалека. Пока ты живешь в деревне — у тебя есть огород и приусадебное хозяйство. Ты выращиваешь птицу и скот, деньги нужны только на одежду и коммунальные платежи, и вроде все нормально и справедливо, но как только бросаешь все хозяйство и уезжаешь в город, то тут же начинаешь говорить по иному. Чтобы понять «инакость», нужно принять во внимание следующее:
Наследие командно-административной (прусской) системы или ты начальник — я дурак.
Командно-административная система существовала на территории России давно, меняясь по форме, но не по содержанию. Наиболее ярко этот феномен можно проследить, знакомясь с процессом завоевания Сибири со времен Ермака, а точнее с логистикой и снабжением «государевых людей». До момента распахивания земель под пшеницу все снабжение отрядов шло из центра, сложным маршрутом через Камень (Уральский хребет) и многочисленные волоки. После реформ Петра 1, Екатерины 2, и до Александра 2 включительно — общественное управление строилось по военному образцу, с параллельным табелем о рангах для военных и гражданских чинов. Такой подход по управлению «сверху» резко отличался от Magna Charta Libertatum и Declaration of Colonial Rights. Поскольку это не лекция по основам государства и права имени Локка, то я пропущу 150 лет, с 1861 до 2011, и попробую сформулировать, что имеется сейчас в обществе из этой системы, и что непосредственно влияет на ИТ, и не только.
Наследие.
В школах и институтах и учили и учат, что существует верный и единственно верный метод решения задач, и единственно правильный ответ. Множественность решений не поощряется или совсем допускается, и наказывается. При этом, зачастую, объяснение «почему этот путь и решение считается правильным сегодня» просто не приводится. Между тем, огромное множество и математических и инженерных задач или нельзя решить «точно и в цифрах», или получаемое множество решений необходимо оптимизировать по цене или срокам или двум (и более) показателям сразу. При этом иногда упоминают, что существовали разные устройства для приближенного и не численного решения задач — гидравлические интеграторы, аналоговые вычислители, и … и все. То же самое с любыми уроками. Ни о какой форме дискуссий и обсуждений в средней школе разговор не идет — и, соответственно, культура и формат обсуждения (дискуссии) просто не культивируются. Ситуация в высшем образовании отличается слабо — есть набор базовых знаний и методов, студент должен продемонстрировать знакомство с ними и умение применять стандартный метод номер 1 к стандартному примеру номер 2. В случае несогласия с мнением преподавателя можно дойти до сдачи экзамена комиссии … из таких же преподавателей. В итоге так называемое высшее образование в СССР / РФ перестало быть нужным «для знаний», и превратилось в гарантированную отсрочку от призыва в ВС СССР / РФ с их дедовщиной и покраской травы. Преподаватели высшей школы, за редкими исключениями, превратились в замкнутую касту (или цех в средневековом понимании), оторванную от производства, и год за годом озвучивающую один и тот же набор катушек, и штампующую новых Руди Гертцев, производящих тот же вал.
Такая ситуация была не только в СССР, дивный новый индустриальный мир (обр. 1931 года) штамповал Another brick in the wall (1979).
Постиндастриал
Предсказанный еще в 50-х в той Summa Technologiae (1964) пост индустриальный мир вышел вообще не таким, как его тогда представляли. Но это там, где он вышел, а не превратился в «слой вокруг». Россия же осталась индустриальной страной, без перехода в мир Индустрии 3.0. Прогнозы по индустрии 4.0 и 3д принтеру в каждом гараже читать немножечко смешно на фоне того, что принтера «для взрослых» 21 века делает 1 (одна) фирма, целых двух видов — EUV и DUV. Еще по парочке моделей делают 2–3 фирмы в мире (1, 2.) Правильные картриджи и прочие расходные материалы к ним — тоже 2–3.
Hidden text
Пока писал эту заметку, подумал что мы накануне грандиозного шухера — потому что имеющаяся общественная формация с одной стороны обеспечивает создание устройств, способных обнаружить мышиный чих за километр, и слияние черных дыр за 1,3 млрд световых лет от Земли, а с другой — не способно разделить тутси от хуту. В чем-то схожей пороговой ситуации, при переходе от аграрного к индустриальному обществу, для обеспечения метрополии зерном случился the first day of November of eighteen ninety-three, а дальше вы знаете. Сейчас может встать вопрос об обеспечении общества / общественной формации / всего человечества — ресурсами для следующего технологического скачка.
Происходящее.
Происходящее в русскоязычном ИТ сообществе время от времени мне напоминает мой первый — второй курс института — когда преподаватели знали, чего они хотят видеть –, а мы, как студенты, еще не понимали, что от нас требуется изобрежение стандартных шаблонных конструкций (STC) и не более того. В современном исполнении на входе это выглядит как появление на форуме или в группе очередного вчерашнего студента, которому поставили задачу явно выше его понимания –, а методологии сбора предварительной информации в школе и институте не вложили, как и культуры дискуссии. На выходе — дедовщина от ИТ, и взаимное недовольство — заслуженных и уважаемых сотрудников, которые к своим 30–35 чему-то обучились, и молодых вчерашних студентов, которые учиться не могут, потому что не у кого, некогда — и незачем. Виновные, в том что студентам не дали знаний, уже назначены — не заботятся, не поддерживают.
Интересные вероятные последствия.
Если из социума постоянно выдергивать людей с сочетанием «знания плюс abrasive personality» в пределах некоего коридора по некоторым сочетаниям параметров, то вполне может так оказаться, что можно получить выборку следующих обособленных групп: AP — abrasive personality, TS — tech skills:
AP1 TS3 | AP2 TS3 | AP3 TS3 |
AP1 TS2 | AP2 TS2 | AP3 TS2 |
AP1 TS1 | AP2 TS1 | AP3 TS1 |
Изобразить последствия изьятия из социума групп с TS >1, TS >= AP, и влияние такого изьятия на группу AP >>TS можете самостоятельно.
Литература для самостоятельного изучения
Эффект Флинна
Статья: The cognitive competences of immigrant and native students across the world: an analysis of gaps, possible causes and impact