Экскурсия на «Ново-свердловскую» ТЭЦ

_yvbuknqw3yamaqgtsxgl8ptqpg.jpeg

О том как работают тепловые электростанции учат еще в школе, информации много, поэтому попробую показать и рассказать то, что впечатлило меня. Был я там в 15-ом году, сейчас наткнулся на фотки и подумал, а может кому интересно будет?

Хотя нас особо никуда никто подпускать не собирался, но всех кто заходит на территорию одевают в каски, для гостей специальный набор.

cqh2zp9urwzy1px1otm5rpqsyiy.png

Прошел инструктаж и расписался за технику безопасности:

da03miagihv-szrzztbx_yj1i9s.png

Зал управления со щитами из 1981-ого года, вся автоматика еще тех времен, обслуживается, заменяется и продолжает работать. Сохранились даже некоторые работающие самописцы на бумажной ленте. Но со слов специалиста сделано все очень надежно и не было ни одной серьезной аварии.


Некоторые приборы все-таки меняют на современные — например табло на этом фото, но на фото не попали первоначальные индикаторы частоты на ИН18, тоже до сих пор живые.

eczffya1sii1ttmy6x1eolzf3uy.png

Есть и SCADA система с мнемосхемами выполняющая роль контроля и записи логов, но ничего с нее не управляется (на зло врагу). Для того чтобы все полноценно работало нужна очень серьезная модернизация с заменой кучи железа и не выгодна экономически.

to5kevxi9l1x_o-6oazcwzd_fgk.png

Станция имеет 8 или 9 котлов, 4 турбоагрегата. Особенность ее в том, что паропроводы все соединены и любой из котлов может питать любую из турбин. Чаще встречаются блочные станции, где блок = Котел + турбина, и такие блоки работают независимо.

Общий план машинного зала

xp86m7hnbka9v4esx2gkp2u87dc.png

А теперь самое интересное. Один из агрегатов находился в ремонте и нам удалось заглянуть внутрь.

Первая ступень турбины со снятой крышкой и установленными рабочими колесами. Диаметр шпилек для крепления крышки, которые видны на фото 110 мм!, диаметр колеса около метра.
В первую ступень поступает пар при давлении 140 атмосфер и температуре 500 градусов Цельсия. Такой пар называют «Острый» при наличии свища повреждает соседние металлические конструкции. Видны подшипники скольжения они — же как я понял и уплотнения которые все это выдерживают.

5iqbdlvm1bcphgzwpbyvdvwuqjq.png

Турбина трехступенчатая, пар последовательно отрабатывает и отдает энергию. Данную турбину переделали в двухступенчатую чтобы производить больше тепла и меньше электроэнергии — тепла от данной станции требуется больше чтобы в городе было тепло и горячая вода.

Все рабочие колеса на одном валу и прямиком в генератор. Видны шпильки крепления крышек второй и третьей ступеней — значительно меньшего диаметра.

fyjyhvp-kgjiphamr_lebhkakbw.png

Генератор тоже был без ротора, это довольно маленький генератор около 300МВт, но размеры все равно впечатляют.

avs9-aji5olilyv36jctboxce14.png

Обмотки охлаждаются водородом.

Пар отдает энергию сначала турбине, потом подогревает воду для отопления и ГВС, а затем конденсируется и обратно в котел. Лишнее тепло сбрасываю в градирнях. Назывались какие-то дикие цифры испарения в тысячи тонн в сутки, а издалека так слегка парок идет.

hnjy56fv0yvxeqhm-1yzmrmetkw.png

Еще один интересный для меня факт — ТЭЦ имеет свой цех очистки воды, включающий фильтрацию и деионизацию, и расходует ж.д. цистерну серной кислоты в месяц. Со слов экскурсовода котлы и турбины требует особо чистую воду — гораздо чище дистиллированной.

Также упоминалось, что станция двух топливная газ+торф (вроде как есть требования, что любая ТЭЦ должна иметь резервное топливо), но по факту на торфе никогда не работала и железную дорогу из Тюменской области для подвозки торфа видели только в проекте. Такую же байку рассказывали про источник газа — по требованиям должно быть два источника иначе комиссия не примет. Поэтому в паре сотен метров трубу разделили и на станцию завели две трубы.

Ну вот и все, надеюсь было интересно.

© Habrahabr.ru