2021: основные настройки

2020 год смёл все прогнозы: кроме своих базовых опций, он нехило приложился к бизнесу. Пострадали не только «официально пострадавшие» отрасли: экономика штука взаимосвязанная, поэтому штормило всех, у кого-то был драматический рост, у кого-то не менее драматическое падение. Айтишникам повезло чуть больше остальных: мы входим в 2021 потрепанными, но живыми и готовыми к изменениям и новым вызовам. Этот пост — небольшой традиционный прогноз того, что нас ждёт в новом году. В этот раз поговорим о том, что произойдёт с нашими специалистами в ближайшем будущем.
e7bd541f3de7601c2c90c426143022d7.png

Малый бизнес выходит из 2020 в 2021

Что будет со специалистами?


Программисты


Среди языков программирования особых сенсаций в 2021 ждать не стоит: в топе Python, Java, JavaScript, Kotlin. По-прежнему сильные позиции занимают С и С++ — это сложные высоконагруженные проекты, работа с безопасностью, наука, математические модели, компьютерное зрение и т.д. К сожалению, в последнее время наметилась нехорошая тенденция junior-ов после курсов, без базового технического образования: довольно взрослые соискатели обоих полов не понимают, из чего состоит проект, что такое бэкенд и фронтенд, чем дескоп отличается от веба и мобайла. Я молчу о паттернах, алгоритмах и структурах данных. И знаете, что? Онлайн-образование — это классно, это доступно (относительно), это удобно, но это не всё. Да, можно стать программистом, прослушав длинный курс по JavaScript онлайн —, но только при одном условии: если это будет не работа на сертификат, а работа над своим проектом с книгами, Хабром и Stackoverflow наперевес. Всё остальное — фикция, не дающая права требовать зарплату уровня миддла. Поэтому совет простой: выбирайте задачи и цели, под них выбирайте язык программирования и затем уже системно беритесь за обучение (с теорией и практикой). Иначе вы будете за бортом конкуренции.

Кстати, о конкуренции на рынке труда. Условия удалённой работы и роста доверия к удалённым сотрудникам значительно поменяют ландшафт рынка найма в ИТ компаниях в 2021 году. У тех, кто боялся нанимать сотрудников удалённо, все страхи пройдены и отработаны; у тех, кто нанимал удалёнщиков, значительно расширился горизонт найма. Теперь компаниям доступны специалисты разной квалификации с разными требованиями по заработной плате и чтобы быть среди них конкурентным, помимо профессиональных навыков нужны особые скиллы, среди которых:

  • английский язык — сейчас он нужен практически в любой команде с той разницей, что где-то это технический английский для разработки и чтения документации, а где-то — требование advance для общения с клиентами и международной командой;
  • понимание DevOps и DevSecOps — направление будет развиваться всё больше и концепция «любой разработчик немного админ» и «любой админ немного разработчик» вполне возможно станет приоритетной уже к концу 2021 года;
  • софт-скиллы: навыки коммуникации, умение договариваться, обсуждать, встраиваться в бизнес-процессы — это то, без чего уже практически невозможно стать senior-ом и выше;
  • понимание бизнеса, бизнес-процессов и основ функционирования компании станут огромным преимуществом, т.к. важно не просто сидеть и писать код или разрабатывать программы, важно управлять разработкой в соответствии с целями компании.

Отдельно стоит сказать, что со временем всё более востребованным станет умение работать с low-code платформами и такие программисты будут хорошо оплачиваться, но тут можно не спешить, вендоры (кроме гигантов вроде Microsoft) сами к этому пока не готовы.

Системные администраторы


Буквально 3–4 года назад разговоры со студентами о профессии системного администратора нагоняли тоску и безысходность: казалось, системное администрирование отмирает, причём это казалось именно изнутри ИТ-среды. Намечались какие-то тренды, но было непонятно, куда они выведут. Так вот, 2021 год докажет: сисадминам быть. Только их как никого другого коснулась пресловутая цифровая трансформация: кот, свитер, шредер остались в прошлом, теперь всё решают кот и целый стек технологий. Если вы не готовы стать разработчиком, но вас однозначно привлекает системное администрирование, присмотритесь к этому списку.
  • Займитесь облаками. Осваивайте топовые облачные платформы (Amazon Web Service (AWS), Google Cloud Platform (GCP), Microsoft Azure), панели, навыки работы с облачными сервисами из консоли. Да, мы как никто знаем, что корпоративная среда ещё долго окончательно не перейдёт в облака, но часть инфраструктуры давно живёт в них, а вам с ней работать.
  • Изучите основы ITSM, в том числе библиотеку ITIL. 2019–2020 обещали стать годами нового ITIL, новых подходов и лучших практик, но что-то нам всем помешало. Поэтому, скорее всего, трансформация начнётся весной 2021 и плавно перетечёт в 2022–2023. Среди лучших практик ITSM можно найти хорошие паттерны для любой инфраструктуры (даже очень маленьких компаний), но особенно вам стоит уделить внимание этому разделу, если вы видите себя CTO/CIO.
  • Учитесь работать с IoT (интернетом вещей). Мы ждали умный дом в каждый дом, умный завод и гениальный офис, но IoT пошёл развиваться в другом русле: он может встречаться в любом узле инфраструктуры, от видеонаблюдения до систем безопасности. Это крайне уязвимые устройства, поэтому сисадмин нового поколения должен понимать, как защитить эти системы от всех векторов атак.
  • Безопасность и мониторинг — альфа и омега системного администратора. Атаки случаются со всеми и на всё: от собственных серверов и баз данных до облачных хранилищ. Задача сисадмина выстроить системы мониторинга таким образом, чтобы не реагировать на атаки, а предупреждать их. Малого бизнеса это тоже касается.

Это, конечно, список для классических системных администраторов. Если вы решитесь присоединиться к командам DevOps и DevSecOps, нужно развиваться по особым роадмапам и двигаться в сторону разработки. Но на рынке хороших сетевых администраторов и специалистов по информационной безопасности похоже сильно меньше, чем экспертов по Kubernetes.

HR-специалисты


2020 год для HR-специалистов был очень тяжёлым: им пришлось заниматься как формальными задачами по переводу персонала на удалённую работу, так и решать нестандартные задачи такие как адаптация сотрудников к новым условиям, найм в условиях самоизоляции, разработка систем мотивации и «мягкого контроля» и т.д. и т.п. На мой взгляд, на них легла одна из самых мощных нагрузок в корпоративной сфере (конечно в тех компаниях, где HR и кадры реально работают). Так вот, 2021 год именно для HR будет ещё сложнее (но и интереснее). Перед ними будут стоять три важных задачи:
  1. обеспечить все условия и требования, связанные с больничными, вакцинацией и безопасностью здоровья сотрудников;
  2. начать возвращение сотрудников в офис и выстраивание диалога с удалёнщиками — это будет нелинейный долгосрочный процесс, связанный со множеством проблем, часть которых нельзя предвидеть даже сейчас;
  3. бороться с хедхантингом и развивать таланты — увы, сотрудников будут активно уводить и сманивать, нематериальная мотивация и умение создавать условия для максимального профессионального роста специалиста станут надёжным оружием в предстоящей войне, одними деньгами выиграть уже не получится, «игры в перекупки» откладываются.

HR-специалистам будет необходимо полностью перестроить корпоративную культуру, трансформировав её в культуру удержания и вторичной адаптации. Всем нам в этом придётся быть первопроходцами, а значит, первыми нести потери и набивать шишки. 

Маркетологи 


«В кризис рулят маркетологи», — этот тезис измочален дальше некуда и, действительно, пиару и маркетингу уделялось огромное внимание во время кризиса 2008, 2014, 2018 годов. Увы, 2021 год не станет триумфом маркетологов, потому что они не успели вырасти вслед за новыми, сложными и небанальными вызовами. Сбит горизонт планирования, нет бизнес-целей, меняется спрос во всех сферах и потребительских сегментах. Уже сейчас гуру маркетинга заявляют о том, что бизнес должен стать более человечным, чем до пандемии. А до этого он был зверским, крокодильим, каким? Малый и средний бизнес давно понял, что клиент — это основная ценность и именно он приносит деньги. А точнее, он обменивает деньги на ваши товары и услуги, включая поддержку, сервис и просто хорошее отношение. Кто этого не понимал до кризиса, уже проигрывали конкурентам и, скорее всего, уже проиграли окончательно.

Какие потребители нас ждут?

  • Те, кто захочет забыть обо всём и вернётся к старым проверенным компаниям
  • Это высоко лояльные клиенты, которые ценят долгосрочные отношения и, как правило, готовы переплачивать за сервис и какие-то преимущества. Задача маркетинга: сохранить фичи и сервис, сделать их приоритетными, работать с клиентами на основе доверия и дружбы, предлагать эксклюзивные бонусы или просто демонстрировать лояльность. 
  • Те, кто потерял доход, и из-за этого вынужден обратиться к более дешевым вариантам. Это будут растерянные, а то и раздражённые, недовольные клиенты, которые вынуждены менять привычки и на какое-то время смириться со снижением уровня потребления. Задача маркетинга: показать, что доступно не значит плохо, поработать над сервисом и создать имидж дружелюбной компании, — не той, которая работает в низком ценовом сегменте, а той, которая умеет делать хорошо и просто ждала своего клиента. 
  • Те, кто пересмотрел свои ценности за время опасности и будет совсем другим потребителем: каким — он ещё не знает сам. Это могут быть респектабельные покупатели, пришедшие к экологичности; зожники, пришедшие к рациональному потреблению или наоборот, офисные сотрудники, полюбившие удалёнку, а вместе с ней фастфуд и доставки. Задача маркетинга: сохранить клиентов с учётом их интересов и заполучить неопределившихся. 

Работать в таких условиях достаточно сложно.

А что с удалёнкой?


Удалённая работа останется с нами на какое-то время, но 2021 год, конечно, станет годом частичного возвращения в офисы. Такая ситуация породит ряд коллизий: кто-то не захочет возвращаться, кто-то проявит себя на удалёнке как неэффективный сотрудник, кто-то будет считать, что офисный сотрудник круче удалённого. Не стоит ждать от команд энтузиазма и супер производительности: увы, удалёнка меняет людей и большая часть офисных сотрудников ушли на неё одними людьми, а вернуться другими. Ими будет сложнее управлять, поскольку они успели увидеть другую парадигму управления и возможно не захотят возвращаться к установкам января 2020.

Так что же будет?


А будет неплохо. Период выхода из любого кризиса — время новых решений и возможностей. Трудности с персоналом и поиски новых отношений с клиентами изменят облик бизнеса: он не то что станет более человечным, он будет более адаптивным, осторожным. Вернуться на круги своя не получится — слишком многое изменилось за год и слишком многое  ещё предстоит поменять и восстановить. И, наверное, главный совет на этом этапе: держитесь за людей. Это самый дорогой актив.
k3bbzo-syy4by6f_2hiin9w8icw.png Для большинства компаний малого и среднего бизнеса возрастёт роль автоматизации: корректный учёт клиентов и сделок, автоматизация бизнес-процессов и аналитика будут локомотивом, который будет активно двигать бизнес. Если вы не готовы стоять на месте (то есть катиться назад), мы готовы автоматизировать ваш бизнес с помощью универсальной CRM-системы RegionSoft CRM. Внедряем, обучаем, поддерживаем качественно и удалённо. В новом году мы по-прежнему с вами.

ugw-erdgsddmwqp04qmmrqra5ea.pngПодписывайтесь на наш Дзен — там мы пишем прикольные статьи о продажах, маркетинге и бизнесе.

© Habrahabr.ru