Экскурсия на атомный ледокол-музей «Ленин»

27 октября по приглашению Информационного центра по атомной энергии посетил Мурманск, прочитал три лекции, посмотрел ледокол-музей «Ленин» и Военно-морской музей Северного флота. Под катом много фотографий.

gvoyuoqcxuekbfgbtbgh-yzude4.jpeg

Атомный ледокол «Ленин»


После 30 лет эксплуатации и пройденных во льдах 563 тысяч миль у первого атомного ледокола (и первого надводного корабля с атомной силовой установкой) банально стерся корпус, и сейчас он работает плавучим музеем.

lc6przb9u0laklmzzr4csvx5fw8.jpeg

Справа, кстати, стоит тоже необычный корабль — только-только купленный Севморнефтегеофизикой «Western Neptune», сейсморазведчик и исследовательское судно.

xgjna7gqk2oxk-2qlejls5p7c7s.jpeg

Ледокол построили фантастически быстрыми темпами — заложили в 1956, спустили на воду в 1957, а в 1959 он уже отправился на ходовые испытания. Несмотря на это, сумели найти ресурсы и время на прекрасную отделку из благородных корабельных материалов — дерева, меди, латуни.

zc8rbal_lov7hv-kajxs2hcraus.jpeg

tpgm7ij1_7kpxtzkxrpma-zosmc.jpeg

Панно в кают-компании офицерского состава отображает вехи освоения Арктики. Слева направо внизу поморский коч, первый ледокол Российской империи и мира «Ермак» и рекурсия в виде изображения «Ленина».

muiudksv5ggm5zojcb1w7zwozhs.jpeg

Вход в кают-компанию, по бокам фото знаменитостей, посещавших корабль. Хорошо различимы Юрий Гагарин и Фидель Кастро. Шестьдесят лет назад первый атомный ледокол был такой же визитной карточкой страны, как и космос.

vz-zawkxcr9uevw7w67fxmrolzs.jpeg

У офицерской кают-компании по бокам расположены два салона. В одном стоит уникальный рояль, специально созданный для корабля.

0jk5rlpyvdfqoxhwahudfavvfxi.jpeg

Второй салон, яркое пятно на полу — крепление для мебели, чтобы не уехала при качке.

mvzxd9alfw2k9almooztzgrbi2s.jpeg

Каюта главного механика. Даже сейчас впечатляет, а тогда это была фантастическая роскошь. Справа проход в спальню, каюта похожа на двухкомнатную квартиру. Каюты простых матросов были одно- и двухместными, тоже улучшенной обитаемости.

pjbkso0yh23zohwxe_eau95s_ws.jpeg

Салон капитана, третья «комната».

bqmeegumsnc-65rvhahlmdpwpvg.jpeg

Панорама кают-компании рядового состава. По совместительству выполняла функции столовой и кинозала. Расположена под офицерской кают-компанией. Ниже находится камбуз, все три помещения соединены грузовым кухонным лифтом.

pvjbbblf9knghgs-mcy-p-xu4xu.jpeg

Переходим к технике. Машинное отделение. Черное — кожух турбины, перед ним два генератора. Для большей надежности на ледоколе два машинных отделения, впереди и позади реакторного отсека.

xp5is3vfu29yxeh0mfxqjngbxpg.jpeg

Турбина со снятой крышкой. Всего на ледоколе четыре турбогенератора суммарной мощностью 32,4 МВт, по два в машинном отделении, каждый турбогенератор состоит из одной турбины и двух генераторов. А вот число винтов и электродвигателей для них было нечетным — по три штуки. Кроме этого были резервные и аварийные генераторы на жидком топливе.

xjoqyypmtt4djo9nioohj-t5nj4.jpeg

А вот так звучит работающее машинное отделение (воспроизводится аудио с другого атомного ледокола).

Рабочие места поста энергетики и живучести, «мозга» ледокола. Справа мнемосхемы управления реактором.

m9gc3giu2p6uzg6umpr7vtblaos.jpeg

Мнемосхема реактора более крупным планом. Изначально на «Ленине» стояли три установки ОК-150 мощностью 90 Мвт, потом из-за низкой ремонтопригодности их заменили на два реактора ОК-900 мощностью 171 МВт.

uhlonkesrf_lbuf3pkni7iyo8ra.jpeg

Связное оборудование и экран, показывающий изображение с камеры в реакторном отсеке.

8nmczml-mf9ls0l2nqestvs7gx0.jpeg

Справочная информация по кораблю, нужная в работе. На ледоколе есть балластные цистерны для того, чтобы лучше проламывать лед. «Ленин» может ломать лед до 2 метров толщиной, современные ледоколы увеличили этот параметр до 3 метров. Но все равно, далеко не всегда ледокол может плыть в любом желаемом направлении. Постоянно необходима ледовая разведка и понимание погоды, чтобы силы природы помогали, а не мешали. Есть даже расхожее выражение «лучший ледокол — это ветер».

ljgteuuyohegskovzombciul7ze.jpeg

Макет ядерного реактора. На «Ленине» стояли водо-водяные реакторы (по иностранной классификации PWR). За тридцать лет экплуатации не было ни одной серьезной аварии и ни одного пострадавшего.

5ptxbi4fop8lqaulu4tnl2_f670.jpeg

Тепловыделяющий элемент (ТВЭЛ). В реакторе в таких находится ядерное топливо. Когда реактор запущен, цепная реакция выделяет очень много тепла, которое уносит вода первого контура. Затем она передает тепло воде второго контура в парогенераторе. Образовавшийся пар крутит турбины. Затем через третий контур тепло передается в окружающую среду — в четвертом контуре уже морская вода.

m2su6rm3hwgz9gpxxnbuaygfrkw.jpeg

Рабочая часть ТВЭЛа внутри.

ajcydoreu0cyev5a9i8abw1s0pe.jpeg

Верхняя часть реакторного отсека. Самого реактора уже нет, ядерное топливо выгружено, корпус залит специальным составом, похожим по консистенции на битум, и затоплен. В реакторном отсеке вахта не велась, и манекены изображают эпизодическое посещение для осмотра и выполнения работ.

hb16zigi_xnwlyjmmuam8saxn8e.jpeg

Ходовой мостик. Любопытно, несмотря на солидные 16000 тонн водоизмещения, корабль совершенно не кажется огромным.

2uaotuwzijgggdncgllp8hevs7s.jpeg

Вид вперед по продольной оси корабля.

n9-je0vjd-mur36gqeieqobryym.jpeg

Штурвал.

cf1n-vgzvrnrvkq5s860xcmctw0.jpeg

Машинный телеграф. На мостике их несколько, передвижение управляющих ручек одного повторялось на других.

Помещение ИЦАЭ на ледоколе «Ленин» находится на месте вертолетного ангара, но сильно модифицировано. Кстати, в этой поездке у меня впервые после лекции спросили, плоская ли Земля. По крайней мере в ближайшем будущем это будет нередкий вопрос.

sagybrfiiux45r1let8fr2inp6k.jpeg

Бонус. Военно-морской музей Северного флота

Военно-морской музей Северного флота


Музей в целом интересный, но, к сожалению, прочно застрял в прошлом веке. Модели, картины, экспонаты, фотографии и текст, и никакого интерактива. Модели очень красивы, но, увы, их нельзя покрутить и потрогать, так что компьютерные модели уже выигрывают и во внешнем виде, и в интерактивности.

Модель ледокола «Ленин». Ценна возможностью увидеть немаленькую подводную часть.

ogin-qvizep8usvno4fkg_m1fs0.jpeg

Типичная картина.

b5bnkdyv5n7twjsgdbvqgcb4oh8.jpeg

Головной убор и ленточка к бескозырке с крейсера «Варяг».

n74gqfejpbnc6azave4kduzikre.jpeg

«Трехлинейка» Мосина в разрезе.

lifrct_m3mgcoiw7_uacmprwdwk.jpeg

Детали с кораблей.

u_ohsv3btd0wugj2vkpnqw50vvq.jpeg

Портсигар снайпера 63 бригады морской пехоты Аббасова

-ysifjeyjz5rqbq-7all-pk0e4s.jpeg

Приборы с подводной лодки К-21, атаковавшей немецкий линкор «Тирпиц».

kmflmtypvxqr0tjb2hrlxpyftny.jpeg

Некоторые экспонаты заставляют улыбнуться.

ollzuz7tatjmtlauqrwkfpcwc-4.jpeg

Очень необычная трубка.

6wbi_5iw_wrrb8jen1il4gccanq.jpeg

Большая зеленая ракета — Р-11ФМ, первая баллистическая ракета для подводных лодок. Обломки внизу от самолета У-2 Пауэрса, сбитого 1 мая 1960 года.

6wd-7bkpqejplqtbrxkirywb1pa.jpeg

Юрий Гагарин служил летчиком-истребителем на Северном флоте, так что неудивительно, что связанные с ним артефакты есть в музее. На фото парашют и формуляр укладки.

n5hccs6psxztkezwqxxv5ujvalu.jpeg

Книга Гагарина с дарственной надписью, подарена музею 23 октября 1961.

d9umdvbbrtb0sbm5owqx8rrnnuc.jpeg

Еще несколько моделей из множества.

kmotvcqvfh2un00k5aezkcz60ea.jpeg

В музее очень правильное отношение к катастрофам. Их помнят, но без истеричности «до чего все всё довели». Самый большой эмоциональный отклик у меня вызвал вот этот экспонат — книга «По следам подводных катастроф», обнаруженная после подъема погибшей лодки «Курск» в каюте Александра Шубина, заместителя командира по воспитательной работе. Такой книги не могло быть у человека, равнодушно относящегося к своему делу.

duzxe_bnrkp-qldnw-thgu3opzq.jpeg

Не очень часто встречающийся экспонат — трофейная немецкая противотанковая пушка PaK-35/36. На заднем плане якорная мина и снаряд противолодочного бомбомета.

5ri5i_sftpv7qoxu6axqxlbzsxm.jpeg

Выражаю сердечную благодарность коллективу мурманского Информационного центра по атомной энергии за блестящую организацию поездки.

© Geektimes