Экс-генпрокурор США допустил возможность сделки властей со Сноуденом
Бывший генеральный прокурор США Эрик Холдер в интервью для Yahoo News рассказал, что «существует возможность» того, что Департамент юстиции пойдёт на сделку с бывшим сотрудником АНБ Эдвардом Сноуденом. В результате возможного соглашения Сноуден сможет вернуться домой в США. Какие-либо детали возможной сделки, а также дальнейшую судьбу Сноудена в случае её принятия обеими сторонами бывший чиновник обсуждать отказался.
Холдер, проработавший в Департаменте юстиции практически 40 лет, заметил, что разоблачения беглого сотрудника спецслужбы США, несмотря на первоначальную жёсткую риторику властей, тем не менее повлекли собой переоценку ситуации. В итоге президент Барак Обама и Конгресс США решили пересмотреть политику сбора данных о американских гражданах. Судя по всему, Холдер имеет ввиду тот факт, что Конгресс США приостановил действие Патриотического акта, который был введён в действие после событий 11 сентября 2001 года и который давал право АНБ прослушивать телефоны американцев. Правда, уже спустя месяц стало известно, что АНБ воспользовалось лазейкой в законе и продлило программу сбора данных на 180 дней в менее агрессивном режиме, намереваясь «работать» только с телефонными разговорами.
В марте этого года адвокат Эдварда Сноудена Анатолий Кучерена рассказал журналистам, что его подзащитный хотел бы вернуться на родину. Главным условием возвращения было проведение открытого судебного процесса, в котором Сноуден мог бы публично высказать свою точку зрения на проблему.Поскольку в американской судебной практике уже имел место подобный прецедент — в 1971 году военный аналитик Дэниел Эллсберг, передавший журналистам компрометирующие материалы о войне во Вьетнаме, был оправдан под давлением общественности — то Сноуден хотел бы оказаться в таком же положении и рискнуть своей свободой.
Немногим позднее Сноуден, выступая на телеконференции со студентами и сотрудниками Стэнфорда, рассказал, что он не чувствует себя ни героем, ни предателем своей страны, поскольку ему пришлось переступить обычную грань ежедневной жизни обывателя. «У вас должна быть большая тяга к правосудию, чем страх перед законом», — отметил Сноуден. «У всех нас есть свой предел несправедливости, бескультурья и бесчеловечности в нашей повседневной жизни, который мы готовы обратить внимание или игнорировать его. Мы готовы прятать глаза от нищего на улице. Но у всех нас есть предел прочности, после которого надо начинать действовать», — продолжил он.