Эффекту Аполлона посвящается
Путешествие на Марс
Начиная с научно-фантастических произведений советских (и не только) авторов, продолжая Великой Игрой Doom и заканчивая деятельностью Илона Маска, Марс проходит красной нитью через умы человечества. Но пройдёт ещё много лет, прежде чем мы побываем там. Чтобы осуществить эту мечту, начиная с сентября прошлого года, можно посетить Космический центр Кеннеди и посетить красную планету с помощью технологий смешанной реальности.
Проект «Точка назначения: Марс», разработан NASA и Microsoft. В нём используются реальные снимки марсохода Mars Curiosity и очки смешанной реальности HoloLens, поэтому погружение в атмосферу будет максимально реалистичным.
Посетителей встречает голограмма легендарного космонавта Базза Олдрина (Buzz Aldrin), одного из участников миссии «Аполлон-11». Базз проводит экскурсию по красной планете. В своих работах он рассказывает об эффекте Аполлона — по его мнению, высадка на Луну почти 50 лет назад, стала его катализатором: целые поколения вдохновляются изучением науки и инженерного дела, что естественным образом двигает индустрию вперёд. Исследование Марса с помощью новых технологий приведёт к аналогичному эффекту, заявляют авторы программы.
Космический IoT
11 апреля 2017 года в «Известиях» появилась новость про компанию Спутникс, которая планирует запуск около 200 микроспутников на околоземную орбиту для подключения полумиллиарда устройств к IoT. По словам одного из акционеров проекта, Алии Прокофьевой, будущая глобальная бесшовная инфраструктура будет передавать собранные с датчиков данные, а также обеспечивать обмен небольшими пакетами данных между абонентами.
Первый аппарат планируется к запуску в 2018 году. К 2025 году проект должен быть полностью реализован. Его ключевая цель — обеспечение роста услуг и сервисов на основе технологий IoT. По сравнению с земными аналогами новая спутниковая система будет более глобальна, однородна, трансгранична, обеспечит более надёжную информационную безопасность и контроль трафика.
Несколько лет назад стартовала похожая миссия, направленная на демократизацию IoT — Pegasus II. Её основная идея состоит в использовании IoT в условиях экстремальной среды в режиме реального времени. Проект в свободное время делают волонтёры, работающие в Microsoft.
В конце 2016 года миссия успешно прошла первое испытание: был осуществлён двухчасовой полёт в ближнем космосе с двунаправленной связью с глобальной аудиторией в режиме реального времени. Тысячи людей смогли принять участие в эксперименте, получая данные телеметрии, видео и передавая сообщения. Сейчас команда готовится к новому запуску — 21 августа будет затмение, и несколько воздушных шаров отправится на максимально-возможную высоту, где будут снимать явление с нескольких точек.
Виртуальные инженеры
Космонавты МКС всё сильнее погружаются в новые технологии, например, они тестировали HoloLens в рамках проекта Sidekick. Очки смешанной реальности стали частью экспериментального проекта по работе без инструкции с различными узлами и элементами технических систем. Их принцип работы достаточно прост: специалист, который находится удалённо, видит происходящее глазами космонавта и показывает ему что делать с помощью Skype или графического редактора. Ещё одна интересная особенность — космонавты видят анимацию процесса работы любого узла.
По мнению представителей NASA, такой подход значительно упростит подготовку космонавтов к новым миссиям.
Роботы на Европе
Люди побывали только на Луне. Роботы же — на Луне, Марсе, Венере, Титане и Юпитере, а также на нескольких кометах и астероидах. Данный факт не означает, что роботы на другой планете — это просто. Один из наших любимых авторов по космической теме, Zelenyikot, в своей лекции в Екатеринбурге рассказывает о сложностях, связанных с этой темой. Например о том, что ключевой вопрос — не как построить робота и кататься на нём по Марсу, а как сделать так, чтобы он успешно приземлился. Хотя мы очень надеемся, что уже скоро сможем арендовать робота и управлять им с помощью очков смешанной реальности. На Земле мы уже можем это делать — например, удалённо арендовать дрона.
Без сомнений, самый известный космический робот — это робот планеты Шелезяка, ВАЛЛ-И, R2-D2, C-3PO марсоход Curiosity, представляющий собой автономную химическую лабораторию для исследования поверхности красной планеты. NASA решили пойти дальше и в конце марта анонсировали завершение разработки прототипа более совершенного космического робота, который будет исследовать водную поверхность. Он включает в себя зонд для бурения и забора проб, а также роботизированные руки для забора проб с отдалённого объекта.
Такая модель робота была выбрана неслучайно. Наверняка вы догадались, что она предназначена в первую очередь для исследования небесных тел с ледяной поверхностью, самое известное из которых — Европа, спутник Юпитера. Это один из немногих близких к Земле спутников, на котором учёные не исключают наличие жизни.
Космонавт-домосед
Сейчас мы скажем очевидную вещь — большинство из нас никогда не побывает в космосе. :(
На это есть свои причины. Но мы уверены, что все мечтали или продолжают мечтать об этом, задумываясь о масштабах Вселенной. Этому эффекту даже есть название — Awe effect (сложное сочетание эмоций — от страха до восхищения). Мы испытываем его от осознания того, насколько мы малы в безграничной Вселенной (которая ещё и расширяется, о чём нельзя забывать).
Конечно, было бы круто посетить Космический центр Кеннеди, о котором написано выше, и погрузиться в атмосферу марсианской жизни, но для этого нужно поехать во Флориду. Тоже не самый простой способ. Поэтому мы решили завершить эту статью рассказом о виртуальном телескопе, которым можно воспользоваться прямо сейчас.
В 2008 году подразделение Microsoft Research выпустило первую версию WorldWide Telescope (WWT) — виртуальный телескоп, позволяющий рассматривать фотографическую карту звёздного неба и космических объектов, созданную на основе снимков телескопа Хаббл и около 10 земных телескопов. Помимо наблюдения за явлениями происходящими в настоящее время, можно моделировать любые моменты с 1 по 4000 год нашей эры.
В момент написания статьи мы нашли интересный проект, разработанный Lab212 в конце прошлого года с применением WWT и Microsoft Kinect — это звёздные качели. Его суть состоит в том, что вы изучаете Вселенную, раскачиваясь на качелях.
Этот эффект достигнут с помощью отслеживания расположения углов верёвок, вычисления положения глаз посетителя в трёхмерном пространстве и соединения полученных данных с визуальными эффектами.
Будем рады, если вы присоединитесь к нам и расскажете в комментариях о других проектах, которые вы знаете. :)
Статья написана в соавторстве с ahriman (Александр Белоцерковский).