Эффект Розенталя или самосбывающиеся пророчества

7fc76f0413c9d0b6d250ba9a70f23449.png

Я занимаюсь педагогической деятельностью в Яндекс Практикуме и изучая методические рекомендации для наставников наткнулся на заметку об интересном психологическом эффекте — «Эффекте Розенталя». Начал подробнее изучать эту тему и вот что нашел. 


Эффект Розенталя, также известный как эффект Пигмалиона, представляет собой психологический феномен, при котором ожидания одного человека относительно поведения или результатов другого человека могут привести к тому, что это поведение или результаты реализуются.

В 1963 году, психологом Робертом Розенталем и директором школы в Сан-Франциско Ленорой Джейкобсон, был проведён эксперимент, где школьники прошли стандартный тест на IQ. Затем учителям передали список студентов, якобы показавших высокие результаты. Важно отметить, что этот список был составлен случайным образом и не отражал реальных результатов теста. Учителям сказали, что эти ученики обладают большим потенциалом.

Через некоторое время тест был повторно проведён, и выяснилось, что те школьники, которых учителя считали особо способными, действительно значительно улучшили свои результаты.

Так возникла концепция «самосбывающегося пророчества», означающая условное предсказание, которое в конечном итоге сбывается. Позже эту идею развил социолог Роберт Мертон. Он утверждал, что если человек воспринимает ситуацию как реальную, то она становится реальной в своих последствиях, независимо от того, насколько она объективно соответствует действительности.

Это происходит из-за того, что ожидания людей могут влиять на их отношение и действия по отношению к другим, что, в свою очередь, воздействует на поведение тех, к кому эти ожидания направлены.

Также существует обратный результат данного эффекта, если убеждать человека в несостоятельности, а также транслировать эту информацию его окружению — даже очень способный человек примет сформированный паттерн и будет отыгрывать обозначенную ему роль. 

Изначально данный эффект сам Розенталь называл «Эффектом Пигмалиона». Он использовал это обозначение, вдохновившись одним из древнегреческих мифов о скульпторе Пигмалионе. Пигмалион создал статую женщины из слоновой кости и так сильно влюбился в нее, что уговорил богиню любви Афродиту оживить статую. После того, как статуя ожила, Пигмалион женился на ней. Миф визуализирует суть эффекта — сильную веру и желание добиться результата, что позволило случиться волшебству. 

Примеры эффекта Розенталя в реальной жизни:

1. Образование: Если учитель уверен в способностях ученика и ожидает от него высоких результатов, ученик, как правило, показывает лучшие академические достижения.

2. Бизнес: Руководитель, который верит в потенциал своих сотрудников и ожидает от них высокий уровень производительности, часто получает улучшенные результаты от команды.

Этот эффект подчеркивает важность положительных ожиданий и веры в возможности других для достижения успеха в различных сферах жизни.

Немного ссылок на статьи посвященные этому эффекту:

1. Wikipedia: Эффект Пигмалиона

2. Simply Psychology: Rosenthal and Jacobson (1968) Pygmalion in the Classroom 

3. Forbes: Эффект Розенталя: как чужие ожидания формируют наше реальное поведение

4. Wikipedia: Самоисполняющееся пророчество

Учителям, наставникам и руководителям на заметку — верьте в своих подопечных, поддерживайте их, транслируйте окружающим больше положительных отзывов об их деятельности, старайтесь снижать уровень негатива и тогда результаты студентов или сотрудников станут гораздо лучше.

© Habrahabr.ru