Джеб Кличко
Вы наверняка слышали про такого боксера, как Владимир Кличко. Относиться к нему можно по-разному, но главное, вроде — чему полезному у него можно научиться, а не в какой партии он состоит и какую религию исповедует. Как завещал нам Стивен Кови, у любого человека можно чему-то научиться, если иметь такую цель — учиться и развиваться.
Расскажу, чему я учился у Кличко. Если вам этот рассказ пригодится, в любом виде — отлично. Программисты должны помогать друг другу.
Я как-то случайно прочитал про джеб Кличко. В боксе я не специалист, но попробую объяснить (тем, кто тоже не специалист).
Когда боксер стоит в стойке, у него одна рука чуть впереди, другая чуть сзади. Той, которая чуть сзади (у правши — правая) бьется кросс — прямой удар, очень сильный, т.к. у него большая траектория и в него вкладывается энергия практически всего тела.
Рукой, которая чуть впереди, бьется джеб — короткий, быстрый удар. Он не такой сильный, как кросс, но выполняется быстрее и проще. Как следствие, его можно использовать чаще.
Так вот, Кличко сделал джеб одним из важнейших элементов свой стратегии (это со слов аналитиков и тренеров, не я придумал). Он бьет джебом часто и много, выматывая соперника, мешая ему наносить удары. Из-за частого использования джеб Кличко стал сильнее, чем у среднестатистического боксера — говоря проще, он его прокачал.
И вот этот джеб Кличко запал мне в душу. Не как боксерский прием, а как элемент стратегии, приводящей к победе.
Я абстрагировался от бокса, и посмотрел на джеб Кличко через призму своей жизни, в первую очередь той ее части, что протекает на работе.
Джеб Кличко я разложил на два основополагающих элемента:
• Простота и доступность выполнения;
• Регулярность использования.
Простое, понятное, короткое действие, выполняемое регулярно, помогающее победить.
Мозг сразу начал искать аналогии, и их оказалось очень много.
Зеланд в Трансерфинге постоянно говорит: главное условие успеха практики — регулярность. Кто читал, помнит — 30 минут, но обязательно каждый день.
Основатель компании Rolf говорил: хочешь что-то улучшить — улучшай то, до чего сможешь дотянуться.
Стивен Кови говорил, что главное — баланс сторон жизни, а баланс держится на регулярности.
Он же, Стивен Кови, говорит, что надо точить пилу — регулярно развиваться в выбранной области, хоть понемногу, но каждый день или неделю.
Гандапас говорит — начинай с тем, что есть. Нет кроссовок — беги в туфлях и костюме. Главное — начать и продолжать.
Древняя китайская пытка, когда человеку на головку капает вода, говорит, что формула «небольшое действие + регулярность» работает в самых разнообразных областях.
Ну и наше, русское, «вода камень точит», ровно о том же.
Вы все это знаете, и еще миллион примеров приведете.
Конкретно меня пробил джеб Кличко (в переносном смысле) — не потому, что я «понял» — понятно было и раньше. Я решил это понимание сделать частью своей профессиональной и личной жизни.
Зачем?
Целей было несколько.
Во-первых, если верить в пример Кличко, то можно сделать небольшие, простые действия весомым элементом победы, во всех смыслах этого слова.
Это как зарядка, или там изучение английского. Сами понимаете, чтобы поддерживать себя в тонусе, и хотя бы не деградировать, надо заниматься какой-то физической активностью регулярно. На эту тему много написано, повторять не буду. Нет нужды по 2 часа каждый день торчать в спортзале — это для спортсменов и спортивных результатов.
Во-вторых, не давала покоя фраза, которую я очень часто встречал в книгах: делайте то, чего другие делать не хотят, и вы победите. Это не точная цитата, т.к. в разных источниках встречаются разные варианты.
Я хотел научиться регулярности и дисциплине. Я много наблюдал за людьми, и видел, что с дисциплиной проблемы у всех. В бизнесе это приводит к серьезным проблемам и провалам — много строится планов, много случается митингов, на которых все говорят: «Все! Начинаем новую жизнь! Теперь мы будем действовать вот так!». Через пару дней энтузиазм пропадает, рутина засасывает, и все начинания сходят на нет. Понятно, что человек с развитой дисциплиной внедрения изменений в свою жизнь приобретает серьезное конкурентное преимущество.
В-третьих, системный мозг хотел понять, почему это так сложно — делать что-то небольшое и полезное каждый день. В чем проблема, почему куча методов тайм-менеджмента, дипломов MBA и красивые галстуки не позволяют, например, крутым управленцам заставить себя следовать правилам, ими самими же и разработанным. Понятно, что система «решил — и делай» имеет уязвимость.
В-четвертых, скучно «просто работать». Надо развиваться.
Система
Как настоящий программист, я создал для себя автоматизированную систему учета развития. Назвал ее «Проект Кличко».
Нафига, спросите вы? Есть ведь известные практики, типа чек-листов и TODO-листов. Пишешь, что надо сделать, делаешь, ставишь галочки, и вот оно, счастье.
Но есть одна неприятность — чек-листы рождаются и умирают в один день, как мотыльки. Чек-лист дает ответы на два вопроса:
1. Что я должен сделать сегодня?
2. Что я сделал сегодня?
А вчера? А неделю назад? А как я провел эту неделю в целом? Сколько джебов я выполнил? А за месяц? А сравнить недели между собой? А динамика от месяца к месяцу?
Если вы — программист, то понимаете, что нужен простой учет — надо записывать в базу данных, что требовалось сделать, а что сделано, каждый день. Тогда, имея такую БД, ответы на все вопросы найдутся сами собой.
Именно такую автоматизированную систему я и создал для себя. Язык с трудом поворачивается называть это автоматизированной системой, делов было на 1 час, ну да ладно.
Фишка проста, как ковыряние в носу — записывать, что сделал, а что нет. Иметь статистику по каждому дню, в цифрах, а не в эмоциях.
Можно, конечно, было вести учет на бумажных чек-листах, хранить их и анализировать, но есть шанс попасть в такую ситуацию:
Практика
Теперь нужно было выбрать, что именно, как и когда делать. Выбор огромный, но нужно было что-то из текущей работы — одновременно полезное для меня и бизнеса, несложное, с явным результатом.
Я решил выбрать то, что отвечало принципу «делать то, чего другие не делают» — самостоятельно, по собственной инициативе, без постановки задач, развивать систему и, по возможности, бизнес, насколько смогу дотянуться.
Большинство людей ведь этого не делают — по собственной инициативе. Все ждут задач, проектов, указаний, мотивации. Чтоб кто-то взял и сам, без проекта, бюджета и премии чего-то улучшил — хрен дождешься.
Это нормально, в общем-то. Или не нормально? Не знаю. Но мне это напоминает замкнутый порочный круг. Бизнес не хочет платить больше, потому что люди безынициативные, работают только по указке, да и то не очень качественно. А люди не хотят быть инициативными, искать возможности улучшений и качественно их реализовывать, потому что платят-то те же деньги, а могут и меньшие — инициатива считается наказуемой.
Вот этот круг я и решил попробовать разорвать.
В качестве джебов выбрал следующие:
1. Настройка проверок в информационной системе (реализация концепции самообучаемой системы);
2. Придумывание и формулирование идей и предложений по развитию компании;
3. Реализацию своих и чужих идей по развитию компании;
4. Настройку автоматической постановки задач (реализация концепции постЕРП);
5. Поиск неоптимального кода и его рефакторинг.
Все эти действия я окрестил джебами, признал их равнозначными и установил правило: каждый рабочий день я должен сделать любое из перечисленных действий. Одно, любое, но — до конца и каждый день.
Чтобы никого не обманывать и не бесить, я занимался джебами в обед, т.е. вместо обеда. Все равно обед — это зло.
Кратко поясню выбранные джебы. Главное — я не выполнял задач, которые мне кто-то поставил. Если мне ставили задачу оптимизировать код, то я выполнял ее в рабочее время, и как джеб она не засчитывалась.
Теперь по пунктам.
1. Проверки — это абстрактный механизм, который делает 1С лучше, данные качественнее, уменьшает количество ошибок. Но его надо наполнять. Нашел сценарий ошибки, сделал проверку, жизнь стала лучше.
1С, которая лежала в желтой коробке, ничего не знала про нашу компанию. Проверки помогают научить 1С тому, «как у нас тут принято», причем учить быстро и эффективно.
Если рассматривать меня, как часть системы, то получится самообучение. Я — как переводчик, одной ногой тут, другой там. Система смотрит на мир моими глазами, видит свои ошибки, и адаптируется, чтобы быть ближе к миру.
2 и 3. У нас в компании была автоматизированная система учета предложений по улучшению и их реализации. Любой человек мог туда чего-нибудь написать, оно там обсуждалось, голосовалось и когда-то могло реализоваться.
В предложениях по развитию компании две беды:
• Их мало подают, т.к. «а, все равно никто делать не будет, ничего не поменяется»;
• Их и правда никто делать не будет, и ничего не поменяется.
Я решил убить двух зайцев — и создавал, и реализовывал предложения.
Предложения для реализации выбирал из тех, что относятся к информационной системе.
Новые идеи не только свои записывал, но и чужие, которые люди рассказывали мне устно, но не оформляли в системе, потому что «а, все равно никто делать не будет…»
4. Автоматическая постановка задач — это инструмент быстрого описания и изменения бизнес-процессов. Ровно то, что вложено в постЕРП. Но механизм этот абстрактный, как и проверка данных из п.1, поэтому главное условие полезного использования — его надо наполнять, т.е. описывать и запускать новые процессы.
5. Рефакторинг тормозящих мест системы — просто одно из моих любимых развлечений. Сам видишь, или люди жалуются или система замеров сообщает, где есть тормоза.
Открываешь замер производительности, и пошел до ума доводить. Кайф.
Процесс
Было жутко лень, особенно первые дни. Постоянно работала flash-дурилка — четыре дня ничего не делаешь, в пятый соберешься и бахнешь джеб, и все — полное ощущение, что вся неделя прошла хорошо.
А потом смотришь статистику — 1 день из 5, т.е. 20% своего же плана. Вытираешь сопли, заставляешь себя, вспоминаешь о целях, о том, что сам это все придумал, и отвечать ни перед кем не придется, и становится легче.
В итоге дурилку удалось быстро преодолеть, и в течение первого месяца выработалась привычка ежедневно что-то полезное делать.
Результаты
Конкретно с этими джебами я работал 3 месяца, т.е. примерно 60 рабочих дней.
За это время:
1. Настроил порядка 30 проверок первичных документов, в результате чего процедура закрытия месяца и исправления аналитики сократилась вдвое;
2. Написал порядка 200 новых идей по развитию компании;
3. Реализовал примерно 80 идей по развитию компании.
В качестве побочного продукта получил повышение интереса людей к системе идей и предложений. Они поняли, что «хоть кто-то в этой компании что-то меняет». И стали писать больше предложений.
4. Полностью опутал правильными задачами два массовых процесса — закупки и управление ден.средствами. В закупе получилась невероятная по качеству система контроллинга — простая, быстрая, легкая, отзывчивая.
5. Оптимизировал проверку из п. 1, реализовав три способа исполнения схемы компоновки в 1С. Оптимизировал автозадачи из п. 4. Сделал асинхронное проведение по партиям, которое ускоряет запись первичных документов в разы. Etc.
Итоги и развитие
Цели, процесс и результаты проекта Кличко я презентовал на стратегической сессии компании, как один из способов повышения эффективности работы руководителя (к тому времени я уже был ИТ-директором).
Конкретно та часть проекта Кличко, которую я обрисовал в этой публикации, была лишь первым опытом, но и она принесла ощутимые результаты для компании. Вот основные:
- В компании появилась нормальная, правильная практика улучшений — ее пользу увидели и люди, и руководство. Я предложил добавить мотивацию, помог выбрать цифры, руководство согласилось и все завертелось — предложения стали и добавляться, и реализовываться;
- В компании в полную силу заработала очень крутая система закупок. Один из главных показателей — большинство снабженцев, которые уходили из компании по каким-то причинам, на новом месте работы хотели такую же. Просили продать, просили сделать, просили хотя бы посидеть с ними на встрече с автоматизаторами, просили пустить их на экскурсию.
- УПП продолжала крутиться на стареньком сервере, с 16 Гб ОЗУ и 4 ядрами, не генерируя проблем с производительностью.
Мне же самому проект Кличко дал намного больше. Я понял, какую силу дает регулярность и дисциплина, и я научился сознательно, системно и последовательно добиваться дисциплины от себя. А потом от других.
Став ИТ-директором, я с помощью джебов научился правильному, эффективному и интересному регулярному менеджменту. Это хорошая, но отдельная тема, как-нибудь соберусь и напишу про нее.
Джебы и регулярность сыграли далеко не последнюю роль в эксперименте с ускорением работы программистов в 4 раза.
Благодаря джебам я понял, куда, в какой песок, утекает стратегическое развитие компаний, и вообще все изменения.
Джебы помогли понять, что не так с менеджерами, почему они очень часто топчутся на месте, будучи при этом очень занятыми — бегают весь день, как заведенные, а результат так себе.
Впоследствии я развил идеи проекта Кличко в тему управления потоками задач, но это уже совсем другая история.