Два стула Авито
17 ноября суд принял иск бывших сотрудников Авито к компании и направил Авито запрос на предоставление доказательств законности увольнения.
Авито ожидаемо не вышло с мировым соглашением и подтвердило приверженность досудебной позиции в комментариях CNews.
Более того, в компании пошли дальше и заявили: «Говорить о снижении зарплат некорректно, так как в рублевом эквиваленте все вознаграждения не изменились и не ухудшились»
Звучит резонно. Но есть нюанс: сотрудники договаривались с компанией не об этом.
Договорённость
В компании напирают на то, что в рублевом эквиваленте всё в порядке. Ранее схожую позицию компания изложила в приказе* от 02.08.2023 «об изменении подхода к расчёту основной заработной платы работников <...>»: «Все работники компании при заключении трудовых договоров <...> были проинформированы о деталях определения размера их текущей основной заработной платы, в том числе о размере применяемого Внутрикорпоративного обменного курса».
И действительно, когда сотрудники переводились в армянское юрлицо из российского, их зарплата пересчитывалась в драмы по внутреннему курсу, о существовании которого они знали.
Однако сотрудники договаривались с компанией не об обменном курсе рубля к драму, а о зарплате в драмах. Курс рубля к драму, действовавший на момент договорённости, был лишь способом пересчитать зарплату, о размере которой и была договорённость. В самом договоре обменный курс не упоминается.
С теми сотрудниками, которые нанимались напрямую в армянское юрлицо Авито, а не переходили из российского, ситуация и вовсе однозначна. Они получали оффер сразу в драмах. В трудовых договорах рубль также не упоминается. Курс к рублю не оговаривался даже на словах. «Договор обсуждался в драмах и подписывался тоже. Курс драма к рублю не обсуждался», — сообщил нам один из уволенных работников. Подобные комментарии дали и другие бывшие сотрудники.
Это подтверждается Q&A от 08.08.2023, в котором руководство отвечало на вопросы сотрудников по поводу пересмотра зарплат:
»Q: Фиксированная ЗП в драмах преподносилась на собеседованиях как одно из преимуществ. Рассматривалась ли проблема со стороны сотрудников, сразу устроившихся в Армению?»
»A: В момент обсуждения условий с новыми сотрудниками в компании ещё не было таких планов. Зафиксированная в драмах заработная плата действительно являлась нашим конкурентным преимуществом. Поэтому при коммуникации оффера мы руководствовались действовавшими на тот момент правилами. <...>»
Наконец, последнее. В многочисленных коммуникациях с сотрудниками, а позже и в приказах об увольнении компания обосновывает свои действия пунктом 9 части 1 статьи 105 ТК РА, т.е. изменением существенных условий труда (зарплаты).
Таким образом, «говорить о снижении зарплат» не просто корректно. Изменение существенных условий труда в части зарплаты — это именно то, чем компания обосновала увольнения.
Два стула
Сотрудники многократно задавали руководству компании вопрос о том, почему пересмотр зарплат происходит в такой форме — без обсуждения, в кратчайшие сроки, без возможности подготовиться к резкому урезанию семейного бюджета. Каждый раз они получали отписки, сводящиеся к тому, что все прочие варианты в руководстве рассмотрели и отвергли, а действия компании законны по Трудовому Кодексу Армении.
Одновременно компания заявляет: «Говорить о снижении зарплат некорректно, так как в рублевом эквиваленте все вознаграждения не изменились и не ухудшились».
Очевидно, в Авито пытаются усидеть на двух стульях:
обращаться с сотрудниками по нормам юрисдикции их трудоустройства: «обосновывать» снижение зарплат и увольнения;
взывать к справедливости, как её понимают в руководстве, по нормам юрисдикции головной компании: утверждать, что зарплата не изменилась.
Почему так, почему не наоборот? Если в руководстве напирают на то, что Авито — это российская компания, почему увольнения не были произведены согласно российским нормам? А если печься о репутации компании, то можно было выполнить их с запасом — так, как это делали Karuna СПБ (3–5 зп при сокращении), «Ситимобил» (4 зп) или «Дойче Банк» (6 зп). Российские отделения Oracle и Intel платили сокращаемым по 8 и больше зарплат.
Вероятно, дело в том, что компания между интересами сотрудников и впечатляющими финансовыми отчётами** выбирает второе. Ни интересы сотрудников, ни ценности компании, ни имя, формировавшееся годами, не выдерживают конкуренции с недополученной квартальной прибылью.
Армянская юрисдикция
Если в каждой непонятной ситуации Авито обосновывает свои действия нормами РА, то уж в этом-то пункте всё должно быть в порядке?
Ответы от официальных органов в Армении:
Министерство труда и социальных вопросов РА: »<...> если для работника установлена месячная ставка, то она не может быть нестабильной и изменяться в зависимости от различных факторов, как указано в документах, предоставленных вместе с вашим заявлением».
Конфедерация профсоюзов Армении: »<...> трудовое законодательство Армении не определяет изменение курса валюты как случай существенного изменения заработной платы».
Таким образом, как минимум две авторитетные инстанции в армянской юрисдикции утверждают, что предпринятые Авито действия противоречат местным нормам.
Итого
Решение о законности действий Авито примет суд. Но уже сейчас понятно, что по нормам хоть российской, хоть армянской юрисдикции в Авито обошлись с сотрудниками нечистоплотно:
Пока это было выгодно, в Авито заключали трудовые договоры в драмах, до последнего уверяли, что изменений не будет, и использовали это как конкурентное преимущество при удержании и найме сотрудников.
Люди выбирали между офферами и строили планы исходя из договорённостей с компанией, доверяя её репутации и заключённым трудовым договорам.
Однако когда соблюдение договорённостей перестало быть выгодным, в Авито на свой лад трактовали ТК РА, забыли о данных обещаниях и выдвинули ультиматум о снижении зарплат.
Многих сотрудников возмутили не столько изменения, столько то, в какой форме они были сделаны:
внезапно;
в нарушение данных обещаний;
с заявлениями о том, что ничего не изменится, за 3 недели до объявления об изменениях;
отвергнув все встречные предложения сотрудников;
по сути заявив, что соблюдать в отношении сотрудников нормы, принятые в РФ, в руководстве посчитали слишком затратным.
Мы рассчитываем, что судебный иск позволит сотрудникам отстоять свои права и получить полагающиеся выплаты.
Но есть ещё более надёжный способ отстаивания своих интересов. Объединяйтесь.
–
(*) Юристы подтвердили профсоюзу наличие и формулировки всех упомянутых документов — офферов, трудовых договоров, приказов, Q&A. Условия расторжения трудовых договоров в упоминавшихся компаниях, переписки с инстанциями в Армении предоставлены Профсоюзу самими работниками.
(**) По информации, подтверждённой несколькими сотрудниками Авито, 1 сентября 2023 года, в день урезания зарплат сотрудникам в Армении и увольнения несогласных, руководство компании разослало сотрудникам приглашение на встречу, на которой похвасталось рекордными прибылями.