Два мира, два Шапиро: xMOOC и cMOOC
Про MOOC или МООК (Массовые Открытые Онлайн Курсы) в общем все так или иначе известно. Но не все знают, то по сути есть два кардинально разных подхода.Хотя история MOOC, хоть и совсем непродолжительна, но достаточна интересна. Корнями она уходит на 6 лет назад, в уже далёкий 2008 год, когда канадские исследователи Стивен Даунс и Джордж Сименс открыли онлайн курс, посвященный коннективизму и связанным знаниям. Он был доступным для всех желающих и бесплатным и на него записалось более двух тысяч человек.Индустрия курсов, как и их аудитория, сильно выросла с того времени, и многие ведущие университеты мира активно работают над созданием и поддержкой МООК.В лидерах этого движения американские «титаны» Гарвард, Стэнфорд и Массачусетский Технологический Университет, которые собирают на свои курсы по несколько сот тысяч студентов, однако все больше стран и университетов подхватывает этот тренд. Свои платформы для МООК активно создаются в Европе, Азиатских странах, Австралии. В России одним из пионеров в этой отрасли стал Лекториум.
Картинка для привлечения внимания из курса Игоря Асонова Инженерное дело.
Так вот появляются и новые подходы к самому формату онлайн курсов. Стивен Даунс констатировал, что абсолютное большинство курсов на сегодняшний день можно условно разделить на два вида: икс-МООК и си-МООК (xMOOC и cMOOC).
Концепция икс-МООК больше подходит под описание классического открытого онлайн курса. В нем есть начало и конец, в состав его входят лекции, интерактивные тесты к лекциям и раздел, где можно напрямую задать вопрос преподавателю или обсудить что-либо с сокурсниками. Кроме того, студенты как правило должны соблюдать сроки, которые им предлагают администраторы. То есть, если ты не прослушал лекцию в течение определенного времени или не прошел вовремя интерактивный тест, тебя скорее всего отчислят с курса.
Икс-МООК обычно поддерживаются университетами и скорее ориентируются на более традиционный, академический подход к освоению материала. Именно поэтому такие курсы считаются более авторитетными и «правильными» в образовательной среде. Тем не менее, говорить о том, что лучше, а что хуже, крайне неблагодарное дело в нашем случае просто потому, что «икс-» и «си-» курсы имеют совершенно разную природу.
В отличии от первых, си-МООК основаны на общении участников и обсуждении тех или иных тем. И это самое «си-» представляет собой ни что иное как первую букву английского слова «connectivism». Концепция использует теорию связанных знаний (connective knowledge), теорию о том, что обучение происходит в связанной сетью группе людей, которые активно используют блоги, вики, социальные сети для поиска знаний, обучающих сообществ и людей со сходными интересами чтобы создавать и развивать различные сферы знаний.
Организаторы си-МООК активно поощряют такое поведение, а также самостоятельно собирают и систематизируют результаты этой деятельности (блоги, посты в соц.сетях, твиты и т.п.) в дальнейшем регулярно рассылая всем участникам аккумулированный ими материал. Другой особенностью таких курсов является то, что обычно они не имеют поддержки крупных организаций и больших объемов финансирования. Их организовывает группа энтузиастов, которые тратят свое время и силы на то, чтобы создать систему для формирования, расширения и распространения знаний на основе взаимодействия заинтересованных людей со всего мира.Такой подход обладает большей гибкостью и чувствительностью к конкретным потребностям своих участников. Еще одним большим преимуществом такого подхода является социализация участников, — поиск единомышленников и возможность расширение сети контактов.
Сложно сказать, в каком из направлений будет дальше двигаться развитие МООК. Многие площадки, продвигающие икс-МООК сейчас стремятся сделать свои курсы более чуткими к нуждам аудитории, в то время как си-МООК продолжает развиваться в сторону улучшения достоверности информации.
Лично я полагаю, что роль кастомизированного интернет-образования будет неуклонно расти, а какие формы оно будет принимать в дальнейшем будет зависеть от потребностей рынка. Мы живём в очень интересное время.