«Дюна»: прекрасно снятая, но всё же не «та»…

t42etbpgprfc7rde8rnwutdyvlw.jpeg


Уже первые анонсы новой экранизации «Дюны» Дени Вильнёвым вызвал оживлённые споры и любителей кино, и поклонников научно-фантастической саги. А поклонников немало: кто-то увлёкся историей Пола Атрейдеса на пустынной планете Арракис по оригинальному роману Фрэнка Герберта, кто-то — убив многие сотни часов в Dune 2 Battle for Arrakis, а кто-то — совместив и то, и то.
Кто-то надеялся, что мастер кинематографической эстетики с грандиозным бюджетом и современными графическими технологиями сумеет снять Ту Самую «Дюну». Кто-то предпочёл заранее разочароваться, подозревая, что картинка на экране будет близка к безупречности —, но с прочим получится хуже. Увы, фильмы Вильнёва этим нередко грешат.

shotimg100451_9.jpg


Релиз новой «Дюны» сопровождается чаще восторженными или позитивными, но всё же смешанными оценками. Как со стороны мэтров кинокритики, так и со стороны «обычных» зрителей. Оценки опять разнятся: от «это действительно То Самое» и «шедевр, который останется в анналах мирового кино» до «что это вообще было и зачем?» и «фу, не труЪ, КГ/АМ».

«Дюне» вообще не очень везёт с экранизациями — при всей эпохальности исходного романа, из которого выросли и «Звёздные войны», и W40K, и многое другое.

Психоделический сюрреализм Алехандро Ходоровски с Сальвадором Дали, Миком Джаггером и Гансом Гигером так и не удалось снять. Хотя по оставшимся материалам можно понять, что это была бы не столько экранизация романа, сколько его переосмысление под даже не чемоданчиком Рауля Дюка, а целым вагоном «веществ» всех возможных видов.

c780ca68557391.5b612d5611d7c.jpg

«Дюна» Ходоровски должна была стать очень психоделическим фильмом

«Дюна» Дэвида Линча многими считается лучшей из снятых до Вильнёва —, но сам Линч считал её своим творческим провалом. А сюжет очень сильно перекошен в сторону завязки: большую часть фильма занимает история падения дома Атрейдесов, после чего Пол Атрейдес становится из подростка мессией и Муад Дибом в режиме «вжух».

Сериал 2000-х получился ближе всего к тексту —, но дешевизна декораций, слабость режиссуры и игра на уровне школьной самодеятельности слишком уж бросаются в глаза.

На мой взгляд, фильм Вильнёва одновременно получился и лучшей из снятых к нашему времени экранизаций «Дюны» — и в то же время «не совсем той Дюной», которую бы хотелось увидеть на базе романа Герберта.

427636da7f7e877c3a67163c739e5c8e.jpg


Предупрежу, дальше будет некоторое количество спойлеров.


Хотя сюжет «Дюны», имхо, известен настолько широко и многим, что вспоминается старое башорговское «конец немного предсказуем» про расстрел Колчака.

Да, графически и эстетически фильм близок к идеальности. Что-то, а «картинку» Вильнёв создавать умеет, сделав эстетически впечатляющей даже наркоразборку на американо-мексиканской границе. Огромность космических кораблей, дворцов и песчаных краулеров, величественные пустыни и скалы Арракиса, в роли которых снялись пейзажи Иордании и ОАЭ — всё это прекрасно и захватывает дух. Как и детализация, и культурные отсылки костюмов, символов и интерьеров. Уже только из-за этого я ещё не раз пересмотрю этот фильм. И не удержусь от отдельной похвалы за впечатляющие явления Шай Хулудов и роскошные орнитоптеры.

В то же время, битвы и драки, что массовые, что локальные… далеко не «Звёздные войны I-III», хотя хотелось бы, и могли бы. Сражения выглядят как «толпа мужиков бежит на толпу мужиков, на заднем фоне взрываются вертолёты». С хореографией поединков не удалось сделать ни безупречности отточенных ката, ни грубого и жёсткого реализма. Имперские сардауркары просто не впечатляют ничем. «Ну такое».

Психология персонажей порой явно и мечется между ментальностью первой половины ХХ века и архаикой бронзового века. Лето Атрейдес, как оказывается, хотел стать лётчиком, но пришлось идти в герцоги — очень странно для человека, с младенчества воспитанного как наследник владетельного рода в глубоко феодальном обществе.

86e65ab4f97dfaebcbc94feb5f1ddffe.jpg

«Простите, а Кайло Рен и Эдвард Каллен вам не родственники?»

Нет, во времена упадка аристократии к концу XIX века такая ситуация была вполне обычной, и многие даже предпочитали «в лётчики», как немало, скажем, пилотов авиаполка «Нормандия-Неман». Но условиях политического господства аристократических домов, которое вроде бы как имеет место в «Дюне», такое было почти немыслимо. У Герберта этой фразы нет и быть не могло.
Пол Атрейдес в начале в паре сцен ведёт себя как отпрыск знатной семьи начала ХХ века, едва ли не Берти Вустер — чтобы уже в следующей демонстрировать безупречную выучку и самодисциплину. Стилгар, который должен быть изощрённым племенным политиком и дипломатом, выглядит на критически важных для судеб фрименов переговорах с герцогом несдержанным психом. Леди Джессика, конечно, бунтарка по меркам ордена Бене Гессерит —, но вряд ли корчилась бы от переживаний за сына физически, презрев школу самообладания и выдержки в любой ситуации.

eaf595b1162c17edd86fe3aec5196cc6.jpg

«Эй, чики-брики, спайс есть? А если найду? Ты с какого ситча?»

Фремены в целом опять получились слишком ориентализированы: «благородные дикари глазами белого колонизатора». Конечно, этим грешил и сам Фрэнк Герберт, в душе которого смешались впечатления от детства плечом к плечу с настоящими индейцами Орегона и несостоявшаяся карьера колониального администратора, а в уме — блестящие познания в области мировых культур с нарративами поверхностных псевдоисторических романов. Но в третьем десятилетии XXI века можно было бы и обратиться к опыту и поведению реальных пустынных кочевников, бедуинов и туарегов.

В общем, слишком много «не верю».

Хотя, возможно, я тут и придираюсь как социопсихологический «заклёпочник». Ну, а несчастный предатель доктор Юэ лично мне до тихого «гг» напомнил главзлодея Юрия из Red Alert 2, несколько сбив трагический пафос происходящего. Извините.

63150969c4556a91be0a77d021efc20d.jpg

«А дорогой товарищ Романов выйдет?»

А вот то, как именно показан и рассказан сюжет, меня вполне устроило и даже понравилось. Хотя одни критики и зрители, авторы неодобрительных рецензий, сочли его чрезмерно упрощённым до примитивности, а другие — слишком непонятным и необъяснённым зрителю-новичку. Тут не соглашусь: на мой взгляд, хронометраж и темп повествования получился у Вильнёва почти идеальным для этого материала.

И именно поэтому, на мой взгляд, правильным было удивившее и разочаровавшее часть зрителей и критиков решение: перед нами только первая часть, как, собственно, и объявлено в титрах. «Я бы не согласился на экранизацию этой книги в одном фильме. Мир романа слишком сложен, его сила в деталях», пояснил Вильнёв на Венецианском кинофестивале, и тут он полностью прав. Попытка вместить всё в один фильм, пусть и почти трёхчасовой, сделала бы сложный сюжет и мир «Дюны» слишком скомканными и торопливыми. В том числе на этом потерпела неудачу «Дюна» Линча.

816edbf1594d1158f6ff8853418b2c95.jpg


Доселе фильм Линча считался лучшей из экранизаций «Дюны», хотя сам автор его не любит и полагает своей главной неудачей

Музыкой занимался Ганс Циммер, и этим сказано многое. Хотя есть нюанс: музыкальное сопровождение очень органично вплетено в фильм, оно достойно дополняет происходящее на экране и вполне сопоставимо по уровню с «картинкой» Вильнёва —, но ни одного великого и обречённого на популярность трека лично я так и не заметил. А жаль, хотелось бы.

В целом фильм я считаю очень хорошим и удавшимся. Он очень красив, атмосферен и «вкусен». Я уже знаю, что пересмотрю его не раз и не два. И смотреть его лучше на большом экране.

Но многие, и ваш покорный слуга в том числе, ждали шедевра, достойного включения в золотой фонд мирового кинематографа. А до этого уровня «Дюна» Вильнёва, увы, на мой профанный взгляд не дотягивает. Хотя соглашусь с Антоном Долиным в том, что это лучший блокбастер 2021 года — и пока что лучший фильм, снятый Дени Вильнёвым. Впрочем, возможно, я просто слишком люблю роман-первоисточник, и потому слишком критичен в оценках.

b7e068740bd431c85fc275ccbeb5e96a.jpg


Как бы то ни было, я чертовски надеюсь на то, что продолжения «Дюны» Вильнёва будут — и будут они лучше, чем начало. Сделать историю превращения Пола Атрейдеса в Муад Диба убедительно и хорошо будет непросто даже с лучшей в мире кинокомандой. Даже Линч её лишь обозначил штрихами. Но в случае успеха это действительно может стать великим кино. Тем, которым не удалось стать «Дюне: части первой».

Такие дела.

P/s А как вы отнеслись к новой экранизации?

image-loader.svg

© Habrahabr.ru