Duke Nukem 2 (1993)

28832a3c28a13f2b2ee02f696dcd54ec.png

После того как выход Duke Nukem в 1991 году был хорошо встречен публикой, сиквел стал неизбежен. Разработка Duke Nukem II заняла два года и в 1993 году она увидела свет. «I am back!» говорит нам голосом терминатора Дюк Нюкем во вступительном ролике.

После того как Дюк победил армию роботов доктора Протона он стал мировой знаменитостью, купается в лучах и славы и выпускает книгу «Почему я такой великий?». Прямо во время выступления на одном из телевизионных ток-шоу его похищают злобные пришельцы — рижелатины (напоминающие желе, да). Просто Дюк настолько крут и велик, что рижелатины хотят высосать его мозг и использовать полученные знания для атаки на Землю. Но ядерный герцог не был бы ядерным, если бы сдался так просто. Он использует вмонтированную в зуб бомбу, которую не заметили пришельцы, для того чтобы вырваться из тюремной камеры. А дальше вы догадываетесь… Рижелатинам придётся несладко.

7e5a1847281cb117d3a9f88cc89f8e22.png

Графика претерпела значительные изменения, теперь используется более богатая палитра VGA. Картинка стала гораздо более разнообразной и детальной. Можно увидеть, например, как к вам из других тюремных камер тянут к себе лапы чудовища. И можно эти лапы отстрелить.

В плане жанра Duke Nukem II остаётся платформером. Но это практически единственное, что роднит игру с первой частью. Это совершенно другая игра, как по духу, так и по механике. Спектр возможностей игрока стал более широким. Теперь можно стрелять вверх и вниз, приседать, а также цепляться за различные вертикальные (например, цепи и лестницы) и горизонтальные (лианы, тросы) поверхности без использования дополнительного инвентаря. В целом появилась необходимость гораздо чаще прыгать по таким объектам и передвигаться на руках, что довольно значительно меняет геймплей.

129aaf3f7720037ee6906b1b178590b8.png

Арсенал игрока в Duke Nukem II также стал шире. Формально оружие у Дюка остаётся одно и то же на протяжении всей игры, но теперь к нему можно использовать разные, ограниченные в количестве, боеприпасы. Лазер мощнее обычного режима и может пробивать сквозь стены. Ракеты наносят максимальный урон. А режим огнемёта можно использовать для рокет-джампинга. Также можно поднять пауэр-ап с увеличенной частотой стрельбы для обычного режима. Боезапас для обычного режима бесконечен.

eaee349092fd5801fa084e5908ed59f7.png

Уровни, как мне кажется, стали больше. Всего их 32, по 8 уровней на четыре эпизода. Левел-дизайн радует. Уровни очень разнообразны и не заставляют скучать. Видно, что разработчики корпели над каждым из них. Они сильно различаются между собой как графически, так и с точки зрения геометрии, а также врагов. В Duke Nukem II сильной стороной является внимание к деталям. Так на некоторых уровнях можно увидеть противников, которые работают за компьютерной панелью и не обращают на вас внимания. Для каждого уровня есть своя «флора и фауна». Так в некоторых уровнях с сеттингом «на природе» вас атакуют всякие дикие птицы. В целом набор врагов довольно большой. Стоит отдельно отметить робо-пауков, которые цепляются к вам и которых приходится сбрасывать частым нажатием клавиш движения. Только странно, что самих желатиновых пришельцев как-то мало. Они вроде встречаются только в виде боссов в конце каждого эпизода.

cec431e3114a656d311e8d1c5dae4607.png

Игра стала в целом сложнее. Противники в Duke Nukem II злее и движутся быстрее чем в первой части, а их интеллект, кажется, возрос, они часто целенаправленно преследуют главного героя, а не просто движутся взад-вперёд. Но главная сложность игры заключается в… крупном масштабе. Да, масштаб стал где-то в полтора раза крупнее. То есть фигура игрока, противники, детали уровня — всё стало ближе. А пространство для обзора соответственно меньше, уже. После того как я прошёл игру, я узнал, что есть способ решить эту проблему на современных компьютерах, ниже я напишу об этом!* Из-за малого визуального поля проходить игру становится местами весьма проблематично. Во-первых, сложно при таком приближении выстраивать в голове схему уровня. Приходится много раз проходить по одному и тому же месту прежде чем запоминаешь что где. А когда прыгаешь порой не понимаешь куда приземлишься. Во-вторых, враги из-за этого часто появляются очень внезапно. Более того экран не центрирован на фигуре игрока, а смещается только когда игрок уже отходит некоторое расстояние от центра экрана. То есть мы видим даже меньше половины экрана. Я часто просто постоянно стрелял, двигаясь по уровню, ожидая засады. Всё это сильно портит впечатление от игры. Сбивается её темп. Вместо быстрого экшна приходится осторожничать. Бесяво, в общем.

ccd90bfe12100ac74b4378a73efa1928.png

Зато теперь нам в Duke Nukem II дали возможность респавниться на чекпойнте где-то в середине уровня. При этом, однако, сохранить игру можно только в начале уровня. При выходе из игры чекпойнт забывается. Никаких других сохранений во время игры нет. Можно сохраниться в конце уровня, но при загрузке всё равно будешь попадать на начало. Главное хоть это делать не забывать. Также теперь при переходе на новый уровень здоровье полностью восстанавливается, ну хоть так! Ах да, собственно появился выбор сложности в начале каждого эпизода. Лёгкий — возможно слишком лёгкий. Средний — тяжеловатый! И Тяжелый — очень сложный. Для ознакомления лучше выбрать лёгкий, для полноценной игры, наверное, лучше средний, хотя придётся попотеть. «Здоровье», к сожалению, на уровнях попадается довольно редко. И, что самое обидное, часто в ящиках, там где ожидаешь хелсы, обнаруживается бомба.

f42bf9cc90714c5ce3f84c2d7816e825.png

На уровнях, для прохождения дальше, как правило, нам нужно будет искать ключ и компьютерную плату. Из инвентаря помимо этого есть плащ неуязвимости и… синий шар, который, если принести его на определённый пьедестал даст подсказку по прохождению уровня (в духе капитана Очевидность). Кстати, на одном из уровней нам дадут поуправлять летательным аппаратом, можно было бы сделать такого и побольше. А на некоторых уровнях вам не только нужно найти ключ, но и уничтожить все радарные тарелки врага. Это всё вносит некоторое разнообразие в процесс игры.

Из нововведений можно отметить появление на экране «радара». Наверное, так разработчики хотели обойти проблему «крупного масштаба». К сожалению, эта фича полностью бесполезна, так как радар внезапно страдает от той же самой проблемы — он показывает только то, что есть вблизи. Ещё появился счётчик бонусных букв. На каждом уровне можно найти буквы из словосочетания Duke Nukem, за их подбор даются очки, а если собрать все буквы по порядку имени, то будут даны дополнительные очки. Честно говоря, не знаю кому это надо. Да, совсем забыл сказать. Разумеется, как и в первой части мы можем собирать очки, которые даются за подбор различных предметов, хранящихся обычно в ящиках. Их целая куча с разным количеством бонусов — от дискет (500 очков) до именной майки Дюка Нюкема (5000 очков).

559bd351f95aa004ef678db55ce9b2d2.png

Мне сложно объяснить почему, но вторая игра мне понравилась значительно меньше чем первая. Вроде бы всего в ней больше и всё лучше, но вот чего-то не хватает. Может (внезапно) потому что игра стала менее ребяческой? Появилась кровь и врагов разносит на куски, а не на разноцветные пиксельные кубики? Не знаю. Может быть дело в этом дурацком масштабе…? Я сам не могу понять. Кажется, что какое-то обаяние потеряно. Возможно это особенность чисто моего восприятия.

928477263a913504ea0da1d468337be4.png

В заключение отмечу музыку. Теперь это настоящая музыка, а не «бипы» для PC-спикера. Над ней работал Роберт Принс, который также делал аудиоряд для Wolfenstein 3D и Doom. Она бодрая, энергичная и немного тревожная.

Главный программист игры всё тот же Тодд Реплогл, который позже будет работать и над легендарной Duke Nukem 3D. К игре также приложил руку Скотт Миллер, основатель Apogee, которая и выпустила игру. И небезызвестный Том Холл, знаменитый нам позже по своей работе над Doom и Rise of the Triad.

0412afba93ab8b7b49a6297bc4f0e9b0.png

Сейчас Duke Nukem II можно купить только на ZOOM-PLATFORM за 2.99$.

* — Теперь о том как играть в эту игру на современных компьютерах. Существует проект Rigel Engine. «Rigel Engine работает как полная замена оригинального двоичного файла DOS (NUKEM2.EXE). Можно скопировать его в каталог игры и он считает из него все данные, или же указать путь к данным игры как аргумент командной строки. Движок собирается и выполняется под Windows, Mac OS X и Linux. Он основан на SDL и OpenGL 3/OpenGL ES 2, а написан на C++ 17» — читаем мы на Хабре.

Чтобы заставить эту штуку работать выполняем следующий алгоритм: 1) скачиваем отсюда https://github.com/lethal-guitar/RigelEngine/releases 2) распаковываем файлы в папку с инсталированной игрой 3) запускаем RigelEngine.exe

Всё. Теперь нам доступен широкоэкранный режим, а также многие другие настройки, которые улучшают качество игры.

RUVDS | Скидки на VPS с NVMe до 50%

Habrahabr10 — промокод для скидки 10% на виртуальные серверы

© Habrahabr.ru