Древности: когда телефоны были странными
Этот пост представляет собой ностальгическую подборку старых телефонов с нетривиальным дизайном, и написал я его, чтобы намекнуть: история повторяется. Сейчас, в 2019 году, индустрия смартфонов находится в том странном состоянии, когда убеждать потребителя, что новый девайс гораздо лучше старого, становится все труднее. А реальных инноваций, чтобы даже убеждать не надо было — их что-то пока не видно. Что-то пошло не так еще пару лет назад, с выпуском первых телефонов с вырезом прямо посреди экрана. В попытке спрятать камеру для селфи возрождены даже телефоны-слайдеры, есть попытки сделать отдельную выдвижную фотокамеру.
В этом году стало еще интереснее: анонсированы первые телефоны с гибким экраном, этакие гибриды смартфона и планшета в одном устройстве. Новые технологии — это классно, но действительно ли за такими устройствами будущее? Не уверен. И вот почему: так уже было. Когда смартфоны первого поколения научились прятать в корпуса размером чуть меньше кирпича, тоже были эксперименты с формой, поиски новых смыслов. И лишь единичные экземпляры этих экспериментальных мобильных телефонов хоть немного похожи на то, что мы имеем сейчас.
Почему так выходит? Это сейчас, через 12 лет после выпуска первого Apple iPhone мы знаем, что экран нужно делать побольше и сенсорный, а кнопки, например, вовсе не обязательны. Пятнадцать лет назад, или еще раньше, это не было очевидно. Потребовалась масса экспериментов, нужно было набить шишки и получить опыт производства неудачных устройств, чтобы понять, куда двигаться дальше. Я не знаю, будут ли смартфоны будущего все сплошь оборудованы гибкими экранами. Зато могу показать, как экспериментировали с формой мобильников в начале века, в доайфонную эпоху, и как из этого почти ничего не получилось. И начну я, пожалуй, не с телефонов Nokia, а с производителя, ушедшего с рынка мобильников гораздо раньше — компании Siemens.
Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме.
Для калибровки, на рубеже веков типичный мобильный телефон выглядел примерно так:
Разница между мобильным и домашним телефоном была небольшая, что облегчало переход — двадцать лет назад это еще наверное было проблемой. Легендарная Nokia 6310i устанавливалась в автомобили Mercedes, могла работать с беспроводными гарнитурами по Bluetooth, и поддерживала пакетную передачу данных. Различные варианты такого же дизайна выпускаются до сих пор, и в целом для звонков и отчасти текстовых сообщений вам больше ничего не нужно. Вся современная функциональность телефонов — она про другое.
В начале двухтысячных интернет на портативных устройствах был экзотикой, а производители старались переиначить простые мобильные телефоны на новый лад. Серия Siemens Xelibri была анонсирована в 2003 году, всего было выпущено восемь моделей, у каждой дизайн — один страшнее оригинальнее другого. Внутри это были обычные мобильные телефоны, причем четыре устройства из восьми были оборудованы монохромным экраном. Устройства создавались «для тех, кто ценит дизайн», но таких людей нашлось мало: уже через год производство было прекращено, продали около 700 тысяч устройств, меньше двух процентов от всех мобильников Siemens. В те времена если какой-то телефон этого производителя и представлял интерес, то скорее это был легендарный Siemens SL45 со встроенным музыкальным плеером, а не вот это вот.
В отличие от Siemens, Nokia примерно в то же время экспериментировала с внешним видом топовых смартфонов. Nokia 3650 пришел на замену слайдеру Nokia 7650, это первые смартфоны на платформе Series 60, а также первые устройства со встроенной фотокамерой. Нестандартный дизайн объясняли ориентировкой на молодежь: их должны были заинтересовать сменные панели корпуса и расположенные по кругу цифровые кнопки. Уже в следующем году новая ревизия той же модели Nokia 3660 была выполнена в таком же корпусе, но с клавишами, расположенными нормально. В 2004 году был выпущен телефон Nokia 6600 — бизнес-смартфон с совершенно скучным дизайном: деловые люди не любят эксперименты. Кто-то утвреждал, что набирать СМС на круговой клавиатуре получается быстрее, но в итоге странный эксперимент так и остался экспериментом.
Выпущенная в 2005 году Nokia N90 элегантно решала проблему расположения двухмегапиксельной цифровой камеры достаточно больших размеров. Конструкция смартфона напоминает таковую у видеокамеры, а вращающийся дисплей позволяет делать селфи (не уверен, что тогда этот термин был кому-то известен) без использования двух фотокамер с разных сторон телефона. Такая конструкция оказалась в меру успешной, ее использовали вплоть до модели Nokia N93i 2007 года. Следующая модель — легендарная N95 — представляла собой более классический слайдер с хитрым механизмом, позволяющим открывать телефон и «вверх», и «вниз». В последнем случае над экраном выезжали кнопки управления аудиоплеером.
Еще до появления мобильного фото многие производители телефонов пытались уместить в компактное устройство полноценную клавиатуру. Одно из самых необычных решений было применено в серии Nokia 6800 2004 года. Этот «не-смартфон» (платформа Series 40) в сложенном виде отличался от соседних моделей разве что толщиной, зато в разложенном позволял набирать текст на почти полноценной клавиатуре, расположенной по бокам экрана. Идея прожила аж до 2006 года, когда в подобном форм-факторе был выпущен смартфон Nokia E70.
Ладно, по телефонам с клавиатурами я до сих пор немного скучаю, хотя, откровенно говоря, набирать текст на виртуальной клавиатуре получается не сильно медленнее. В 2003 году у инженеров Nokia была еще более интересная задача: как совместить смартфон с игровой приставкой. Nokia N-Gage — телефон-компромисс. Экран в центре, чтобы «правильно» расположить джойстик и кнопки управления в играх (заодно работающие традиционной телефонной клавиатурой). При этом ориентация дисплея — вертикальная, как в обычных смартфонах, видимо чтобы не добавлять проблем разработчикам. Предполагалось, что игры будут выпускаться на картах памяти, которые нужно менять, но слот для них был спрятан под крышкой. Это было бы нормально для обычной карты памяти, но не для игровых «картриджей». Больше всего пострадал разговорный функционал: динамик и микрофон расположили в торце телефона. Почти все недостатки исправили в 2004 году в модели N-Gage QD, но идея специализированного игрового мобильника не взлетела: сначала игровой сервис стал полностью цифровым и универсальным для всех смартфонов Nokia, а потом и вовсе был закрыт. Последствием этих экспериментов стали современные адаптеры-джойстики для смартфонов.
На мой взгляд самый странный финский телефон — выпущенная в 2004 году модель 7280. Телефон-помада был лишен клавиатуры, вместо нее предполагалось использовать колесо — почти как на айподе. Микроскопический экран в выключенном виде мог служить зеркальцем. Еще одна сомнительная инновация, почти стандартная сегодня — незаменяемая в домашних условиях батарея.
Один из первых телефонов Nokia с поддержкой сетей третьего поколения выпущен в 2003 году. Если расположение кнопок по кругу в модели 3650 вам показалось странным, то как насчет кнопок по периметру дисплея?
Смартфон Nokia 7700 — не попавший в широкую продажу концепт 2003 года. В 2004 году была выпущена модель 7710 с чуть менее радикальным дизайном. Первый смартфон Nokia с сенсорным экраном. Позднее эта линейка с большими модификациями трансформировалась в очень успешный и в некотором смысле легендарный «интернет-планшет» Nokia N800, а затем — в несостоявшегося «убийцу айфона» N900. Казалось бы вот оно: сенсорный экран, клавиатуры либо нет, либо она хорошо спрятана, широкие возможности по установке стороннего софта, позднее — почти полноценный Linux. Увы, все это не гарантирует успех на рынке.
В контексте всех устройств выше, премьера первого Apple iPhone в 2007 году ознаменовала начало темных времен в дизайне персональных мобильных устройств. Темных и прямоугольных. Только сейчас, 12 лет спустя, начинаются активные эксперименты с формой. Разнообразие устройств есть: смартфоны с двумя экранами, смартфоны с аппаратной клавиатурой, а теперь еще и раскладные смартфоны-планшеты. Почти во всех случаях это нишевые устройства, пользующиеся ограниченной популярностью. Это предвестники чего-то нового, пока еще не известного нам. Когда будет выпущено прорывное устройство, кто-то обязательно скажет: подождите, но ведь компания Х это сделала еще пять лет назад!
Ну да, только этого недостаточно. Вместе с iPhone и Android появились (причем не сразу) удобные магазины приложений, сформировалась совершенно новая техника просмотра веба на небольшом экране. Именно поэтому я приветствую появление любых новых нескучных концепций мобильного устройства — раскладных, сдвижных, надувных, рулонных, каких угодно. Но я не уверен, что будущее обязательно за ними. Появилась технология изготовления гибких экранов — отлично, но чтобы реально заставить много людей купить такое устройство, надо придумать способ применения этой технологии, простой и понятный всем. Ну и цены снизить, что ли. Прогресс вообще может быть не связан с мобильными устройствами: если технологии дополненной (или даже виртуальной) реальности достаточно разовьются, мобильное устройство будущего вообще может быть бруском размером с кредитку, без каких-либо кнопок, с беспроводной передачей изображения куда угодно.
Например, прямо в мозг. Эксперименты с формой и содержанием мобильных устройств сегодняшнего дня — это только подготовка к будущему. Но я их приветствую: чем больше разнообразия, тем лучше — лет через двадцать мне снова будет что коллекционировать.