Дорогу осилит идущий
В приличном обществе слово «Урбанистика» употреблять не принято, поскольку Варламов, электросамокатчики, стрит-ритейл, заднеприводные, общественники, Кац, мэр, стилобат — ну, такое себе. В то же время, признайтесь, все же любят потупить в ВК-шечке в городских сообществах, и, сокрушенно качая головой, соглашаться с тем, что да, понастроили человейников, мусор не вывозят, мест в детсадах нет, в больницах очереди, всё кругом залили бетоном, #нахерпорасваливать. Сходные мысли преследовали человечество на протяжении всего периода существования городов — пруфов не будет, потому что правилами запрещено писать об истории — и все это время специально подготовленные личности зарабатывали себе на жизнь градостроительством. Градостроительство — одна из сторон той самой урбанистики, о нем и побеседуем.
Начнем с немножко неожиданного. По закону Рудольфа Клаузиуса, тепло никогда не может переходить от более холодного тела к более теплому без какого-либо другого связанного с ним изменения, происходящего одновременно. Это, мать его, второй гребаный закон термодинамики, и в градостроительстве понимание этого закона так же важно, как стоя под стрелой помнить о втором законе Ньютона. Иными словами, в конце пути вас всегда будет ждать холод, и это необратимо. Но есть и хорошие новости. Однажды британский физик (ну да, куда уж без британских ученых) и по совместительству писатель Ч.П. Сноу (все же помнят, что Вестерос — это семь англо-саксонско-ютских королевств?) обратил свое внимание на термодинамику, и сформулировал три ее закона применительно к повседневной жизни следующим образом:
Вы не можете выиграть.
Вы не избежите убытков.
Вы не можете выйти из игры.
Вкратце, применительно к градостроительству — для поддержания необходимых качественных и количественных характеристик городской застройки требуются вливания из внешних источников, и речь не только о деньгах. Самосохраняющееся градостроительство невозможно ввиду энтропии (тенденции к поглощению цивилизации говном), поэтому жертвы ради сохранения и, тем более, развития построенного неизбежны. Порядок всегда стремится к исчезновению, а энтропия — к увеличению. Развиваясь, система разрушает неактуальные направления. От этой схемы не уйти, нам в ней жить — и вот теперь о том, как сделать жизнь счастливой.
Энтропия
Давайте, начнем со статистики — для научности и погружения в глубину проблемы. Доля городского населения России составляет более 75% от населения страны. При этом 82% российских городов с населением свыше 100 тыс. человек имеют неблагоприятную среду. Более половины жителей России (64%) сталкиваются с нехваткой объектов общественно-деловой инфраструктуры в пешеходной доступности от дома. Спектр этих объектов в объеме, необходимом для обеспечения высокого качества жизни (торговля и услуги, отдых, культура и досуг, спорт, образование, здравоохранение, офисы и малые производства), представлен только в исторических центрах городов России, к которым относятся 8% городских территорий и 5% жилищного фонда страны. Для 70% территорий жилых районов России — как сформированных в советский период, так и современных — характерна низкая обеспеченность объектами торговой и культурно-досуговой инфраструктуры. Доля таких объектов в 10-минутной доступности от жилых домов составляет около 9–11% от общей площади застройки (при европейских нормах в 40%). 60% жителей средних и крупных городов России сталкиваются с проблемой заторов на дорогах. Это во многом обусловлено нехваткой альтернативных транспортных маршрутов из-за низкой плотности улично-дорожной сети. В России ее средний показатель составляет 8–10 км/км2 против 20–30 км/км2 в Европе. Такая низкая плотность приводит к появлению в городе территорий, куда трудно добраться как на общественном транспорте, так и на автомобиле. Городам не хватает дорог и парковок.
В абсолютном большинстве жилых районов (за исключением центров городов) отсутствуют места приложения труда, в том числе офисы и малые производства. Доля таких объектов в советской микрорайонной и современной массовой застройке не превышает 1%. При этом больше половины жителей городов хотели бы жить в пешеходной доступности от работы. 79% россиян отмечают близость к природе вторым по значимости показателем качества жизни в городе после безопасности. При этом 44% жителей указывают на нехватку парков и скверов рядом с домом. В 60% российских городов озелененные территории находятся в неудовлетворительном состоянии. 37% горожан, желающих переехать в другой город, мотивируют такой переезд неблагоприятной экологической обстановкой — это второй по распространенности мотив после отсутствия жизненных перспектив и работы с достойной оплатой. Люди часто называют свой город грязным, загазованным, пыльным. Данные наблюдений подтверждают мнение жителей: превышения допустимых показателей загрязнения воздуха отмечаются в 60% городов.
Поэтому нет ничего удивительного в комментариях, засирающих сплошным покровом посты в городских сообществах — несколько поколений выросло с убеждением, что условия для жизни, труда и отдыха должны быть максимально приближены к тем, которые нам показывают по телевизору и в телефоне, и какого хрена этого не видно, если оторвать взгляд от экрана. Усредненное мнение жителя мегаполиса — власти продались застройщикам, последним насрать на людей, и они строят картонное жилье и пластмассовые ТРК прямо поверх исторического и природного наследия. Правота суждений подтверждена обвинительными приговорами в отношении всяких чиновников, и понатыканными как попало коробками строений. В одной из них ты и живешь, уважаемый читатель.
Так, а где же обещанные в самом начале хорошие новости? Терпение. Плесните в стакан со льдом бурбон на три пальца, и дайте ему пару минут — этого времени достаточно для беглого обзора того самого внешнего фактора, который не позволяет остыть теплому при воздействии холодного.
Самая скучная из всех наук — это юриспруденция. Есть мнение, что это и не наука вовсе, а способ порабощения людей бездушной государственной машиной. Всем известно, что первые кодексы придуманы евнухами-гомосеками для легализации императорской власти, поэтому ни к чему хорошему это изобретение привести не могло. Тем не менее, лучший способ избавиться от энтропии до сих пор не придуман, поэтому Библия градостроительства на территории РФ — это Градостроительный кодекс. Есть и другие увлекательные нормы, но без предварительной подготовки в эту грусть лучше не нырять.
Последняя глава кодекса посвящена комплексному развитию территории (далее — КРТ) — на сегодняшний день это наиболее актуальный ответ государства на вопросы градостроительноозабоченной общественности. Целями КРТ заявлены, среди прочего, создание всякой архитектурной красоты, увеличение количества и качества жилья, его доступность, развитие инфраструктуры и благоустройства территорий, формирование комфортной городской среды, создание рабочих мест, и главное — «создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий». Последнее предполагает обязанность того, кто строит — назовем его простым русским словом Застройщик — возвести не только продукт, предназначенный для получения Застройщиком прибыли, но и полезные для поселения ништяки: больницы, детсады, школы, улицы, дороги, скверы, бассейны, спортзалы — за собственный счет, и передать возведенные объекты на баланс поселения или соответствующего министерства.
План застройки в соответствии со стандартом КРТ
Для того, чтобы благие намерения не повлекли за собой энтропию и народный бунт, создан Стандарт КРТ — книжка с красивыми картинками, в которой во всех подробностях изложены пожелания по возведению комфортной городской и сельской среды. Где-то в гробу перевернулся маркиз де Вобан, увидев на страницах Стандарта милые его сердцу стены бастионов, башни, барбаканы — наполненные личным составом, румяным и упитанным — с прекрасными путями снабжения, местами складирования, разнообразием используемого транспорта.
План застройки поселения по версии маркиза де Вобана
И этот возврат к истокам — обоснован. Один из основных принципов развития жилой застройки — это функциональное разнообразие, предполагающее соседство зданий и помещений различных видов использования: жилой застройки — с объектами торговли и услуг, отдыха и досуга, образования и здравоохранения, офисами и малыми производствами. В отличие от привычной советской застройки микрорайонами, упомянутые объекты не вынесены на изолированный пятачок за пределами спальных кварталов, а гармонично встроены прямо в жилой комплекс, но при этом внутриквартальное пространство планируется как благоустроенное для нужд жильцов. Транспортные и людские потоки остаются за внешним периметром квартала, где устроена улично-дорожная сеть с элементами благоустройства и парковками для личных авто жильцов, их гостей, клиентов стрит-ритейла и иных размещенных на нижних этажах квартала объектов. Таким образом, формируется городская среда, где «все под рукой», что сокращает необходимость усадить свою жопку в личное авто и отправиться в путь — вперед, к созданию «пробок» и суеты. Кроме того, пешеходная доступность объектов повседневного обслуживания стимулирует рост двигательной активности жителей, развитие сферы торговли и услуг.
Стена маркиза Де Вобана
Такая функциональность как раз и объясняет возникновение застройки, похожей на фортификацию: в тет-де-пон размещены места общего пользования — скверы, стадионы, парковки; за ним барбакан со стрит-ритейлом и иными заведениями, и дома-стены, укрывающие внутриквартальный уют от заблудившихся алкашей. Дома-башни могут располагаться на пересечениях квартальных застроек, формируя любимый советскими детьми высотный акцент. То, что было испытано веками, должно быть надежным.
Квартальная застройка на относительно небольших земельных участках — парцеллах, позволяет приспособить территории к «изменениям экономических и социальных условий, запросов и потребностей горожан и при этом обеспечивать стабильно высокое качество жизни». Кроме того, такая застройка способствует увеличению дорожной сети за счет высвобождающихся участков. Привычный пейзаж и уклад жизни при этом иногда страдают, да. Однако, в идеале, эти обстоятельства никого не должны расстраивать ввиду своей привлекательности, комфорта и рациональности. Что думает застройщик о необходимости несения расходов на строительство не приносящих прибыли объектов — всех этих больниц, школ, скверов и т.д.? По большому счету, это не волнует ни обывателя, ни тем более государство. Горожанин желает комфортную городскую среду, и государство создало правило для ее формирования. И если вдуматься — это правило вполне устраивает застройщика.
Стена Воронежа
Процесс КРТ занимает чуть больше времени, чем обычная точечная застройка, или даже строительство микрорайона, но на выходе застройщик предлагает потенциальному покупателю не просто угол в бетонной коробке, а территорию, обеспеченную необходимой социальной инфраструктурой, местами для проведения досуга и шопинга, возможно — местом работы, имеющую необходимое нормативно-установленное озеленение, прогулочную зону, транспортную доступность. Это удовольствие стоит денег, и покупатель компенсирует застройщику все его расходы, оплачивая по итогу все то, чем он будет пользоваться.
Я оптимист, и верю в то, что дно не пробито, и мы еще увидим, как на комплексном развитии территории будут пилить миллиарды, а судьи, грязно ругаясь, будут распутывать тупые и наглые, но почему то рабочие схемы ухода застройщиков от принятых обязательств. Шучу. Судьи грязно не ругаются.
Вместе с тем, если не пытаться менять городскую среду от состояния наименее благоустроенной к наиболее комфортной, то и не стоит удивляться появлению вскорости сталкеров за разбитым окном. КРТ — хороший способ переехать в условную Норвегию, не покидая родную Пермь. Нормативному урегулированию комплексного развития территории едва исполнилось три года, и эта схема вряд ли к настоящему времени принесла явно видимые результаты. Однако, договоры о КРТ активно заключаются, проекты решений выложены в публичном доступе для возможности обсуждения, в том числе на публичных слушаниях. Строительство уже началось. Участвуйте в городской жизни, бросайте мусор в урны, используйте для перемещений собственные ноги, велосипед и общественный транспорт — и однажды проснетесь в светлом будущем. Дорогу осилит идущий.
Автор: Павел Реутских
Оригинал