Дополненная реальность в Scratch для детей: гайд
Уверен, что многие из вас играли в Pokemon Go и «ловили» питомцев в скверах, в подъездах или в детской песочнице. Геймплей этой игры как раз основан на дополненной реальности (AR): через камеру смартфона мы видим реальный мир, в котором появляются цифровые объекты, меняющие его. Такая игра взбудоражила детей и взрослых по всему миру. Но эта технология используется не только для сферы развлечений и игр. Наглядный пример — это очки дополненной реальности. Сегодня они используются в здравоохранении, промышленности, образовании, архитектуре и даже спорте.
Дети, с их неутолимым любопытством и жаждой приключений, особо восприимчивы к таким технологиям, как AR. Приведу несколько примеров того, как дополненная реальность может быть полезна:
AR превращает скучное обучение в захватывающее приключение. Представьте, как ребенок изучает историю не по сухим учебникам, а взаимодействуя с трехмерными моделями древних цивилизаций! Или как он изучает анатомию с виртуальным скелетом, который можно повернуть и рассмотреть со всех сторон.
AR делает все вокруг живым и увлекательным. Дети могут увидеть динозавра в естественную величину, полетать на виртуальном самолете или построить виртуальный дом своей мечты. Это пробуждает воображение и поощряет творческий потенциал.
Делает обучение более эффективным. Детям не нужно усиленно запоминать информацию из книг. Они могут погрузиться в виртуальную среду и получать практические знания, играя и исследуя окружающий мир.
Новые горизонты для творчества. AR открывает возможности для творческого самовыражения. Дети создают собственные виртуальные миры, рисуют в 3D, проектируют одежду и многое другое. Это развивает фантазию и позволяет реализовать самые смелые идеи.
Это технология будущего, которая активно внедряется в разные сферы жизни. Дети, знакомые с AR сегодня, будут готовы к изменениям, которые принесет с собой этот технологический прогресс. Он поможет детям раскрыть свой потенциал и подготовиться к будущему.
Но одно дело быть пользователем таких технологий, и совсем другое — уметь их создавать. Каким бы «магическим» и сложным не казался AR, даже детям, которые только постигают азы программирования, доступно создание такой технологии на платформе визуального программирования Scratch.
Попробуйте создать такой AR-проект, не применяя специальных знаний программирования.
Scratch уроки для детей: создаем AR
Scratch представляет собой платформу для визуального кодинга. Это означает, что при программировании Scratch онлайн ребенок не работает с привычным нам компьютерным кодом. Вместо этого он собирает своеобразный конструктор из блоков разного цвета. Каждый цвет означает определенную команду и функцию. Объединяя их вместе в правильном порядке, ребенок получает работающую программу. Это может быть игра, анимация или мультфильм.
Scratch-программирование для детей несет много пользы, так как помогает обучиться основам кодинга. Детское программирование на Scratch помогает понять, как работают алгоритмы, что такое условия, как работает система координат и многое другое.
Итак, наша задача на сегодня — это создать игру, в которой будет случайно перемещаться мяч. Следуя правилам AR-технологий, на заднем фоне через камеру компьютера будем мы. Главный эффект будет заключаться в том, что при касании мяча рукой, он будет размываться. То есть наша задача — поймать мяч, за что и будут начисляться очки.
Программирование для детей на языке Scratch: делаем заготовки к игре
Первое, что нужно сделать — это перейти на официальный сайт площадки: https://scratch.mit.edu/. Программировать можно прямо на этом сайте, никаких скачиваний не нужно.
Уверен, что такой урок будет интересен и взрослым. Так что советую родителям подключиться к процессу и попробовать сделать совместный с ребенком игровой проект с использованием технологии AR.
Scratch программирование для детей онлайн: создаем спрайта
Далее создаем своего первого спрайта (в Scratch-обучении для детей так обозначают любой объект, с которым проводится то или иное действие). Сделать это можно через иконку внизу экрана «Спрайт» и пункт «Выбрать спрайт». Далее откроется библиотека. Вы можете выбрать кого угодно или даже загрузить своего героя. В этом уроке Скретч для детей я остановлюсь на баскетбольном мяче.
Проверьте, что спрайт, который мы выбрали, выделен, как на скриншоте.
Изучение Scratch программирования для детей бесплатно: разбираемся с блоком событий
Далее переходим на вкладку «Код» и выбираем группу, выделенную коричневым цветом — «События» (Events). Началом нашей программы будет блок «Когда нажат» (When clicked). Перетащить блок на белое поле (сцену) можно при помощи ЛКМ: зажмите клавишу и не отпускайте, пока блок не будет в нужной зоне.
Язык Scratch для детей и работа с переменными
Начало нашей программы положено. Далее переходим в оранжевый блок с переменными (Variables). Нажимаем на кнопку, которая будет вверху: «Создать переменную». Это мы делаем для того, чтобы добавить устройство, которое будет считать пойманные нами мячи. Тут же в переменных выбираем «Задать значение». Его мы переносим на сцену под уже имеющийся там блок с флагом. После этого присвойте переменной значение 0.
Блоки «Внешний вид» в Scratch для детей
Из группы «Внешний вид» (Looks) выбираем блок «Спрятаться» и ставим его последовательно ниже первых двух блоков, которые у нас уже есть. Далее возвращаемся к «Событиям» и выбираем «Передать сообщение». У последнего важно указать параметр «Клон сферы» (далее станет понятно, зачем).
Знакомство с циклами на уроке Скретч обучения детей
Группа «Управление» содержит в себе следующий нужный для нашей игры элемент — цикл «Повторять всегда». В него мы подставляем условие «Если, то». Чтобы закончить работу с условием, перейдите в зеленую вкладку «Операторы» и выберите знак, где значение левого параметра больше, чем правого (»>»). Его нам нужно подставить внутрь условия «то». Тому параметру, что справа, задаем значение 30. Буквально это означает, что нечто должно быть больше »30».
Вы можете заметить в нашей строящейся программе, что некоторые значения мы не заполняем. Но это временно: мы вернемся к ним, когда будет готова структура.
Внутрь блока с условием разместим «Передать сообщение». В нашем случае это будет «разделить сферу». Советуем пока не думать над тем, почему в нашей игре такие странные наименования.
В итоге работы с циклом у нас должно получится так, что сообщение передается, когда выполняется условие «Если». Проверьте, все ли у вас так же, как на скриншоте ниже. Если да, то идем дальше. Если в чем-то запутались, вернитесь на пункты выше.
Скретч для детей онлайн: прописываем случайную траекторию мяча
Напомним одно из условий нашей игры: мяч должен перемещаться по экрану рандомно, то есть в случайном порядке определять свою следующую точку. Давайте пропишем эти условия в нашей программе. Делается это при помощи операторов и присвоения соответствующих значений переменной х и у. Так, если у нас х положительный, траектория мяча имеет одно направление, если отрицательное, то другое.
Возможно, вы работаете с англоязычной версией платформы. Тогда программа с последним условием у вас должна выглядеть так, как на картинке ниже.
Когда перемещение закончилось, наш спрайт пропадает с экрана. Блоком «Передать» мы должны добавить в скрипт то самое сообщение «клон сферы». Тогда наш мяч будет появляться снова.
Далее пропишем алгоритм спрайта в случае прикосновения и взаимодействия с камерой. А к самому событию вернемся чуть позже.
Так, если поступит сообщение «клон сферы», то пиксели станут крупнее — для нас это и будет эффектом размытия. Все прочие характеристики перенесите в свой код так же, как это показано на картинке.
К части коду, который мы создавали в первую очередь, надо добавить вторую часть. Так она будет запускаться всегда с получением сообщения «клон сферы».
Не бойтесь того, что вы сейчас не понимаете какой-то части инструкции. Повторяйте все шаги и сверяйтесь со скриншотами. Особенно это касается тех, кто в первый раз открыл для себя уроки программирования в Scratch. Уверен, что результат вас порадует.
Основы программирования Scratch: работаем с расширением камеры
Расширение распознавания видео Video Sensing позволит нам получить изображение с камеры. Добавить его можно через вызов меню в нижнем левом углу окна.
Если все правильно сделали, то справа на экране вы увидите трансляцию с камеры. После этого появится блок для работы с камерой.
Теперь нужно пройтись по тем местам кода, которые остались пустыми:
в начале поставим «Включить видео»;
в условие запуска алгоритма, где прописан случайный запуск спрайта, поставим сближение движущегося объекта на видео и мяча.
И это последний шаг. Теперь можете запускать программу и смотреть, как спрайт будет реагировать на руку, пытающуюся его поймать.
Как видите, AR действительно интересная технология. Детей увлечет не только процесс самой игры, но и её создания. Хорошо, что сделать это могут даже младшие школьники, ведь Scratch прост в управлении, детям легко в нем работать и осваивать цифровые навыки. Если инструкция показалась для вас трудноватой, предлагаю посмотреть видеоурок на тему AR в Скретч и повторить все действия поэтапно.
Если уже повторили наш урок или у вас был опыт работы с технологией AR в другой сфере, делитесь впечатлениями в комментариях!