Договорные модели разработки ПО
Как юристы в сфере ИТ, мы готовим договоры на создание ПО как для разработчиков, так и для заказчиков. В договоре необходимо учесть особенности различных моделей разработки ПО, выделить возникающие в связи с этим риски клиента и постараться их нивелировать.
Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные условия заказной разработки ПО с точки зрения распределения рисков между заказчиком и исполнителем и дадим рекомендации по их снижению на уровне договора.
Любая из указанных ниже моделей разработки ПО может быть реализована на базе нашего рамочного договора с приложениями в соответствующей модификации.
1. Договор с фиксированной ценой (Fixed Price)
Условия применения. Применяется в стандартных проектах с понятными решениями и требованиями, поддающимися детализации. Требования к результату выносятся в отдельное техническое задание. Фиксируются сроки выполнения работ и их стоимость.
Преимущества для заказчика. Понятный бюджет при определенных требованиях к результату.
Риски заказчика. Сложность изменения требований к продукту в процессе его разработки. В результате такие условия плохо подходят к разработке нестандартного ПО и сложных систем.
Способ снижения рисков.
Включите в договор следующие условия:
1) поэтапная приемка работ;
2) оплата за принятый этап;
3) отказ от продолжения работ без финансовых санкций.
В таком случае заказчик сможет на любом этапе поставить исполнителя перед выбором продолжить работу на изменившихся условиях или выйти из проекта, сократив издержки.
Преимущества для исполнителя. Возможны в случае наличия готового решения, не требующего существенной доработки.
Риски исполнителя. Риск отказа от оплаты по завершении работ или превышения фактических усилий на разработку над ценой проекта.
1. Заказчик может отказаться от приемки результатов работ в связи с их реальным или «мнимым» несоответствием требованиям технического задания. Такой вариант может быть использован заказчиком для снижения стоимости выполненных работ или списания затрат по проекту, утратившему для него ценность к моменту завершения.
Способ снижения риска.
Включите в договор комбинацию условий:
1) максимально возможная предоплата;
2) поэтапная приемка работ;
3) невозможность отказа заказчика от договора без финансовых санкций.
По завершении каждого этапа составляйте отчетную документацию и фиксируйте приемку результатов заказчиком. Желательно оформлять поэтапную приемку подписанием двустороннего акта. Такой вариант предоставляет максимальные гарантии. Но можно договориться и о предоставлении в электронной форме одностороннего отчета, который должен быть рассмотрен заказчиком в течение установленного срока. Молчание приравнять к согласию с отчетом. Главное правильно описать в договоре процедуру приемки и ее юридические последствия.
2. Реализация проекта может занять больше времени по обстоятельствам, зависящим от любой из сторон
Рекомендации по снижению рисков. Постарайтесь с максимальной ответственностью подойти к разработке технического задания. Укажите в нем участки работ, за которые отвечает заказчик или привлекаемые им третьи лица. Опишите жесткие требования к оборудованию, программным и информационным системам, под которые разрабатывается ПО. Включите в договор условия о выполнении новых требований к ПО за дополнительную плату. Обязанность доказывания соответствия требований техническому заданию возложите на заказчика.
2. Договор с условием оплаты по факту (Time & Materials)
Условия применения. Объем работ не может быть в достаточной мере определен заранее. Работы выполняются на основе отдельных заданий. Задания даются на короткий отрезок времени. При этом заказчик полагается на профессиональный уровень исполнителя.
Преимущества для заказчика. Привлечение профессиональной команды или специалистов на отдельные участки работ. Гибкое изменение требований к продукту. Оплата только фактически выполненных работ.
Риски заказчика. На этапе налаживания взаимодействия с заказчиком итоговая стоимость работ может превысить ожидания.
Способы снижения. В приложении к договору необходимо детализировать расценки на работы отдельных специалистов исполнителя. Включить в договор условия о порядке постановки задачи, включающем ее предварительную оценку исполнителем.
Преимущества для исполнителя. Полная оплата времени, фактически затраченного на выполнение задачи.
Риски исполнителя. Задачи ставятся на короткий период, поэтому не фиксируются в виде отдельных технических заданий, спецификаций или приложений к договору. Постановка и приемка задач выполняется с использованием электронной почты или систем управления проектами.
Способы минимизации. Необходимо дополнить договор разделом об электронном документообороте с использованием простой электронной подписи. В этом случае разработчик снимет массу вопросов заказчика по содержанию задачи, соответствию результата и адекватному биллингу.
3. Абонентский договор
Условия применения. Используется при найме профессиональной команды или узкого специалиста для решения неспецифичных задач заказчика на длительной основе. Предполагается высокий уровень доверия исполнителю.
В наших реалиях абонентский договор часто используется внутри группы компаний при выделении IT-инфраструктуры или команды разработчиков в отдельную организацию для оптимизации налогообложения или бизнес-процессов.
Преимущества для заказчика. Возможность постановки любых задач в рамках компетенции исполнителя, быстрое изменение требований к результатам за фиксированную стоимость.
В группе компаний используется для получения льгот по страховым взносам с фонда оплаты труда разработчиков.
Риски заказчика. Неполная загрузка исполнителя и, как следствие, переплата в сравнении с работой по схеме Time&Materials.
При использовании абонентского договора для оптимизации внутри холдинга главным риском являются:
1) чрезмерная простота договора, как свидетельство притворной сделки.
2) неполная и несвоевременная фиксация работ, выполненных по договору.
Помните, что несоответствие условий договора обычной деловой практике в отношениях между независимыми лицами может свидетельствовать о притворности сделки в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Аналогичный вывод можно сделать и на основе анализа документального оформления взаимодействия сторон.
Способ снижения риска. Включите в договор условие о возможности пересмотра суммы абонентской платы по итогам нескольких отчетных периодов. Можно предусмотреть упрощенный порядок изменения стоимости услуг по результатам уведомления исполнителя за определенный срок.
Для устранения налоговых рисков необходимо предусмотреть порядок отчетности с детализацией по выполненным работам в отчетном периоде.
Преимущества для исполнителя. Исполнитель обеспечен стабильным финансированием на период действия договора.
Риски исполнителя. Превышения объема фактических работ над ожидаемым с учетом согласованного размера абонентской платы.
Способ устранения риска. Установит ограничение на объем работ, выполняемых за абонентскую плату. При превышении установленного лимита предусмотреть оплату превышения по фиксированной ставке либо отдельное согласование стоимости работ сверх лимита.
Проверьте свой догвоор. Достаточно ли эффективно в нем распределены риски с учетом выбранной модели разработки ПО?
© Megamozg