Для обмена налоговой тайной в России создадут соцсеть
Минфин предложил узаконить передачу налоговой тайны по заявлению ее владельца. Таким образом, компании получат право распоряжаться налоговой тайной по своему усмотрению через налоговые органы. Однако они смогут передавать только ту информацию, доступ к которой открыл налогоплательщик, и исключительно тем, кому он это разрешил.
Клерк.ру
Данная инициатива вошла в проект Основных направлений налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 гг. Чиновники пояснили, что налогоплательщики не всегда готовы раскрывать информацию в режиме общего доступа в соответствии с действующим механизмом, но хотели бы делиться ею с узким кругом доверенных лиц.
Начальник контрольного управления ФНС Максим Чаликов уже анонсировал запуск сервиса, который должен будет расширить возможности оценки предпринимательских рисков. Он отмечал, что платформа позволит «доводить информацию, которой мы распоряжаемся, в личный кабинет каждого налогоплательщика» и будет работать по принципу соцсети. Налогоплательщик для получения информации о контрагенте сможет «постучаться» в его личный кабинет и получить необходимую информацию.
Соответствующее решение под названием «Климат-контроль» пока находится в опытной эксплуатации. Изначально его планировали запустить к концу 2020 года. Сервис предназначен как для компаний на общей системе налогообложения, так и для бизнеса на спецрежимах и индивидуальных предпринимателей.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей отметили, что обмен налоговой тайной представляет интерес для компаний в рамках более качественной реализации принципа «знай своего контрагента». Однако в РСПП опасаются того, что внедрение сервиса приведет к повышению административной нагрузки на бизнес и необходимости давать множество разрешений на доступ к налоговой тайне для каждого конкретного контрагента.
Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян заявил, что в запуске сервиса заинтересованы участники госзакупок, которые надеются на защиту от недобросовестных предпринимателей, демпингующих на рынке за счет налоговой экономии.
С 2018 года ФНС ежегодно раскрывает данные предприятий, не составляющие налоговую тайну: о доходах, расходах, суммах уплаченных налогов, численности сотрудников. Однако публикуются данные только хозяйственных товариществ и обществ, но не раскрывается информация о крупнейших налогоплательщиках, стратегических компаниях и предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Директор «Опоры России» Андрей Шубин соглашается, что соцсеть позволит обелить ряд отраслей. Кроме того, она позволит институтам развития, ведомствам и банкам ознакомиться с налоговой историей потребителей своих услуг с согласия налогоплательщика. Кроме того, платформу можно использовать для получения налогоплательщиками различных услуг, в том числе от государства, — субсидий, заранее предодобренных кредитов и так далее.
Партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин задается вопросом: «Раз у налогового органа достаточно информации, что компания является однодневкой, то почему нет реакции или такая реакция наступает через несколько лет?». По его мнению, сервис будет полезным только при условии, что к компаниям не возникнет налоговых претензий. Раскрытие налоговой тайны может лишить бизнес коммерческих преимуществ, предупредил Костальгин. Например, у молодых предприятий формально нет бизнес-истории, и многие будут отказываться с ними работать.