Дизайн–система Acronis. Часть вторая. Иконки, SVG шрифты, Gulp

e1htyvxhg67pxkbl_9rhvinvhqe.png


Меня зовут Сергей, и я все еще работаю старшим дизайнером в компании Acronis. Мы продолжаем оптимизировать работу отдела дизайна продуктов для бизнеса и все больше интегрируемся в процессы на стороне front-end разработки.


В прошлой статье я рассказывал о создании библиотеки компонентов, выборе инструментов и взаимодействии с разработчиками. В этой статье я сделаю акцент на мелочах. Расскажу про SVG шрифты, работу с иконками и приправлю рассказ толикой автоматизации с использованием Gulp.


Первое погружение


До вмешательства ситуация с иконками выглядела следующим образом:


tgmjsaxlxctwcwpqm-nvp_e45eu.png


В первом случае использовались PNG спрайты, во втором — один из двух шрифтов с примерно одинаковым набором иконок, а в третьем случае SVG хранились в JS и инлайнились в проект по мере необходимости. Складывалась абсурдная ситуация, когда добавление новой иконки в несколько продуктов превращалось в утомительный квест с привлечением разработчиков из разных команд.


Дизайнеры не отставали и старательно поддерживали похожий бардак у себя. Часть иконок в виде отдельных SVG была разложена по папкам, другая часть хранилась в AI файлах, а остальные иконки были доступны только в Sketch и Zeplin.


Проблемы, которые требовали решения


  • Единое место для хранения и поиска актуальных иконок
  • Добавление и обновление иконок в Sketch файлах
  • Универсальное решение на стороне разработки


Забегая вперед скажу, что львиную долю проблем мы решили. Актуальные иконки собрали в одном месте, систематизировали и разбили по продуктам. В качестве универсального решения выбрали SVG шрифт, а процесс обновления и сборки шрифта автоматизировали и забрали на сторону дизайна.


Дизайнеры работают с терминалом, коммитят и пушат все изменения в git.

e535a6451749f0f3aa38917383257b23.gif


Sketch


На первом шаге мы собрали все иконки в одном Sketch файле, разбили по продуктам и добавили в Zeplin.


phrxpiuhoi_enmste84e6dloj5i.png


С помощью такого подхода мы выявили недостающие, лишние и дублирующие друг друга иконки, а разработчики получили наглядные документы по каждому продукту.


Вместо отсутствующих иконок и в макетах, и на верстке мы используем заглушки.


mrxal21yqv-nfzb1miyl75lpmto.png


Как только недостающая иконка появляется в шрифте и новая сборка публикуется в npm, заглушка автоматически меняется на корректное изображение.


Lingo


На втором шаге собранные иконки мы добавили в Lingo и, для удобства поиска, протегировали. Теперь иконки ищутся по размерам, типам, синонимам, именам или фильтруются по продуктам.


uqbiumywl6q33feubdssxeff-v8.png


Добавление иконок в новый документ или обновление уже существующего документа происходит с помощью Sketch плагина, который идет в комплекте с Lingo. К слову, в Lingo хранятся не только иконки, но и вся библиотека компонентов. Чуть подробнее об этом приложении я рассказывал в прошлой статье.


Технические особенности


Любую иконку из библиотеки можно покрасить в другой цвет через overrides без необходимости разгруппировывать символы или держать в наборе дубликаты с другим цветом. Достигается это за счет наложения квадратной маски на шейп внутри символа.


9e1syywrpgqfijbirtmdtq1snd8.png


Несмотря на очевидные плюсы, у этого способа оказался один существенный минус. При использовании масок код после экспорта SVG выглядел так:


sattzjjkt_rwhrrhvm6k0eqanjq.png


Корректно добавить такую иконку в шрифт нельзя, из-за маски на месте иконки будет цветной прямоугольник. Идею держать дополнительный набор «чистых» иконок для разработчиков мы отбросили сразу как трудозатратную и стали искать решение. Первым делом мы посмотрели в сторону SVGO и провели несколько тестов:


u82yvzpjsuf3wkrtdjquyapjg4i.png


SVGO удалил много лишнего, оптимизировал и минифицировал код, но основную проблему решить не смог. Немного погуглив мы поняли, что подходящих решений в открытом доступе нет и встали перед выбором. Либо отказываемся от масок на стороне дизайна, либо разрабатываем свое решение.


npm run remove-mask


Конечно же, мы выбрали второй вариант и решили собрать свой велосипед с катафотами и брызговиками. На всякий случай мы проверили несколько десятков иконок и убедились, что Sketch отдает примерно одинаковый код для любого экспортированного SVG из библиотеки.


yvnnmkzmkznqpwqf2qxea4du8sk.png


В таком коде легко найти закономерности, а вырезать из него лишнее и заново пересобрать SVG — дело техники. Итогом непродолжительной работы стала gulp-задача которая делает следующее:


8d2026cdd4bee182e4bdda8f91ef4a2a.gif


Для запуска задачи достаточно написать в консоли одну команду, а работа с набором из 200 иконок занимает меньше секунды и дает именно тот результат, который нужен. 


SVG шрифт


Да, на дворе конец 2017 года, а мы используем SVG шрифт. Почему? Во-первых, так исторически сложилось, а во-вторых, это решение оказалось наиболее универсальным для всех команд разработки. К тому же, поддержка старыми браузерами для нас гораздо важнее тех возможностей, которые открываются при использовании современных техник работы с SVG.


До настоящего момента на стороне разработки использовались два способа сборки шрифтов. 


  • Icomoon — веб-приложение. Сборка и обновление шрифта происходит в ручном режиме
  • FontCustom — набор консольных утилит. Сборка проходит в автоматическом режиме, но требует установки Ruby, Python, eot-utils и Fontforge


Icomoon мы сразу отбросили из-за большого количества ручной работы. FontCustom, после детальных тестов, заменили на более гибкий и предсказуемый gulp-iconfont который при установке не требует ничего лишнего и достаточно прост в настройке. Для каждой новой версии шрифта iconfont создает html превью со всеми иконками. Превью дает возможность контролировать качество иконок перед тем, как изменения уйдут в репозиторий.


8v5p75m5hnavm673k_1l3kfvyic.png


Дальше дизайнер пушит обновленную версию в git, где срабатывает триггер, который дергает задачу в Jenkins на сборку и публикацию в npm.


Давайте еще раз посмотрим на процесс до вмешательства:


ke4wm_pudoudjhhrbd74g03vmfw.png


А теперь после:


i3eo3dmapdaqna0ug5ygtcoptxo.png


Вместо заключения


Нам удалось не только оптимизировать, упростить и автоматизировать процесс работы с иконками по обе стороны баррикад, но и оздоровить коммуникацию между отделами. Разработчикам больше не нужно бегать за дизайнерами и выпрашивать иконки, а дизайнерам следить за качеством иконок в новых билдах. Мы получили прозрачную схему взаимодействия, внутренний контроль качества и значительную экономию времени для всех участников процесса.


Отдельное спасибо Сергею Сабурову и Дмитрию Козлову за помощь, терпение и поддержку. 


Кстати, мы всегда рады опытным дизайнерам. Если вы такой, напишите мне на почту: sergey.nikishkin@acronis.com


Если вы опытный, но не дизайнер, посмотрите открытые вакансии на HH.


Список ссылок


  • Дизайн-система Acronis. Часть первая. Единая библиотека компонентов
  • Lingo
  • Icomoon
  • FontCustom
  • Gulp-iconfont
  • Мой Facebook

© Habrahabr.ru