Дежавю: или кажется, программистов снова выставили на мороз
Никогда такого не было и вот опять. Это чудесное выражение, как никогда подходит к истории выпиливания искусственным интеллектом пермских программистов Xsolla. Суть противостояния живых уральских людей и бездушных заморских машин отлично отражена в целой серии публикаций в СМИ: здесь, здесь и много где еще.
Если кратко, то менеджмент устами основателя озвучил непопулярные меры: искусственный интеллект проанализировал «биг дата активности» в рабочих чатах, почте, документах и дашбордах персонала, после чего «малопродуктивных» сотрудников выставили на мороз.
Прямо эпизод из сериала «Черное зеркало» («Нырок», 3 сезон, 1 серия), перекочевавший в реальную жизнь. Или, скажем, продолжение сюжета книги Дэйва Эггерса — «Сфера». Там тоже про социальный граф и перспективы обнулиться в случае неповиновения.
У нас внутри на счет возникшей ситуации возникла дискуссия. Насколько это вообще правильно, этично, рационально и прочее? Вот уволил ИИ людей, записав их в бездельники. Допустим, машина права, а вы их тянете к себе в команду? Или наоборот, не было вообще никакого ИИ, а было желание собственника поднять эффективность бизнеса за счет привычного срезания костов, замаскированное под выводы BigData?
В первом приближении кажется, что в споре с бездушным железом победа всегда должна оставаться за человеком? Конечный результат в проекте важнее, нежели высиженные за компьютером рабочие часы. С другой стороны, разве не нужно отделять зерна от плевел, руководствуясь прагматичными цифрами и фактами? И нет ли здесь места традиционной русской барщине с извечным стремлением к обогащению и мантре «Меньше кормить и больше доить», прикрытой красивыми словами про BigData и ИИ?
Вот если из 40 рабочих часов в неделю 30 вы провели в развлекательном корпоративном чате или соцсетях? Или это условно «ОК», при условии, что совесть и треки в Jira чисты, как слеза младенца? Не подрывает ли это производительность остальной команды? И не демотивирует ли это?
Фигаро здесь, фигаро там…
Чудесный пример от @xpinjection (подписывайтесь на его ТГ-канал, если что). Повествование as is:
Как известно, любой новый подход в работе приносит новые специфичные для него проблемы, некоторые из которых весьма неожиданные. Большая часть IT компаний все еще работает на удаленке и проблемы такого режима уже давно повылазили. Но появляются новые, весьма оригинальные.
Я уже 3 раза столкнулся с ситуацией, когда человек устраивается работать сразу в несколько компаний. Так как в офис ходить не нужно, то сделать такой финт становится куда проще. При этом, хороших метрик эффективности и контроля в IT мы так и не выработали (особенно для более недетерминированных активностей, как дизайн или тестирование).
Первый случай случился где-то полгода назад, но там человек прямо на интервью заявил, что планирует продолжить и на своём прошлом месте работы остаться, так как «работа не пыльная».
Во втором случае человек попалился сам очень забавно. Он неожиданно посреди технического митинга включил звук и все услышали, как он рассказывает про запланированные задачи на спринт в другой команде.
В третьем случае разработчик синьор уровня начал показывать очень низкую продуктивность, которую было явно видно на графике контрибьюшена в GitLab. А отличить низкую эффективность из-за удаленки (особенно для новых сотрудников) от наличия второй работы весьма непросто.
Судя по отзывам знакомых из разных компаний, это вовсе не единичные случаи сейчас. Интересно, как с этим будут бороться компании. Ведь проблема очень быстро может перерасти в глобальную, а никаких рычагов у IT компаний практически нет. Ситуацию усугубляет формальное ФОП контрактование и отсутствие такого понятия как публичная репутация сотрудника на рынке труда.
Теперь к трём «всадникам апокалипсиса» удаленки в лице повышенной прокрастинации, социальной изоляции и незаметных овертаймов, присоединяется многостаночность.
Сказанное подтверждает другая история из ТГ-канала 2% (тоже приятный ТГ-канал, достойный новых подписчиков):
Помню, было 2 кейса, когда некий разработчик ходил на работу, клацал по клавиатуре, всячески изображая бурную деятельность, а за него работу делал
1. Индус или выходец из Бангладеша, которому он платил 10–20% от своей кремниево-долинной зарплаты.
2. Скрипт, который он написал за испытательный срок.
Вопросы на засыпку
Итак, вы на удаленке, с задачами справляетесь, Jira на вас не краснеет. Стоит ли делать какие-то дополнительные шаги, в стремлении понравиться мифическому ИИ? Как на ваш взгляд, должен строиться стек задач у современного разработчика? Есть лично у вас проверенные инструменты и практики? И вообще, насколько уместно говорить о дополнительных параллельных заработках, если у вас получается все успевать? При отсутствии прямого конфликта интересов, конечно же?
Александр Соколовский, CIO в М.Видео-Эльдорадо
─ Для начала давайте уберем за скобки этические и прочие скучные моменты. Попробуем ответить на вопрос можно ли с помощью ИИ (в нашем случае технологий машинного обучения) делать выводы и принимать решения об эффективности работы ИТ специалистов и ИТ менеджеров. Мы (ИТ) все чаще стараемся использовать машинное обучения для оценки эффективности работы других сотрудников наших же компаний. Например, с помощью распознавания речи анализируем записи из колл-центров, чтобы выявить проблемных операторов. Используем машинное зрение для анализа эффективности работы консультантов в магазинах и отделениях банков. Почему же не использовать те же технологии для оценки эффективности нашей собственной работы и увольнять самих себя?! Вполне! Как говорил Пьер Виктюрниен Верньо — «Революция, как бог Сатурн пожирает своих детей».
Екатерина Фролова, руководитель департамента внутренних коммуникаций и бренда работодателя в М.Видео-Эльдорадо
─ Уверена, что оставаться в белом фраке в современном мире удается далеко не всем. Бывают ситуации, когда компаниям приходится прибегать к непопулярным мерам. Где-то это погоня за эффективностью, где-то борьба за дисциплину и конечный результат. Но я сторонник подхода, при котором в начале нужно разобраться в ситуации, выяснить причины, попытаться повысить вовлеченность команды, а уже только потом увольнять. Меня смутила форма донесения информации до сотрудников. И еще, если ты стартап и нанимаешь 150 человек, платишь им зарплату, а потом через какое-то время увольняешь их разом одним днём, но на работе твоей компании это никак не сказывается, то это, вероятно, наводит на определенные мысли.
А как вы считаете, кто прав в сложившейся ситуации? Может быть на данной площадке есть люди знающие описанные истории изнутри?