Деврел — не человек, или Все мы немножко деврел

На Хабре уже писали, кто такие деврелы, и не кто‑нибудь, а одна из топ‑деврелов русскоязычного пространства Женя Голева. Рекомендую сначала заглянуть в статью Жени, а потом продолжать читать, если вдруг вы вообще ничего не знаете про деврел. В целом понятие относительно новое, в СНГ — уж тем более, и из‑за нашей локальной специфики окутанное ложными представлениями, тайнами, мифами и легендами.

Меня зовут Вероника Ильина, я Head of Developer Relations в Dodo Engineering уже почти два года. И я очень люблю «Разрушителей мифов». Так что в этой статье пройдусь по популярным мифам, живущим в головах разработчиков, эйчаров, бизнес-заказчиков деврелов и самих деврелов.

4ba6ccaf4fa01cf0395cbfada6350dbe.png

Возьмите чашечку чая, устройтесь поудобнее и погнали рассуждать про деврел.

Оглавление

Про определение и человека-деврела

Деврел — это специально обученный конкретный человек

…и если у вас его нет, гиблое дело заниматься чем-то деврельским. Это неправда: как SRE является набором практик, которые можно реализовывать в компании, не имея никого с должностью SRE, так и деврел. Это подход к работе с сообществами, позволяющий их создавать, растить, вовлекать в какие-то важные для вашей компании активности. Использовать этот подход для локальных (легче нанимать в мобильную разработку) или глобальных (например, привлекать разработчиков извне на разработку приложений для маркетплейса) нужд может любой айтишник и сочувствующий.

Отдельные люди со словом «деврел» в должности могут помочь, имея концентрированный опыт именно с этим подходом и в таких задачах, но не обязательны, чтобы начать, например, «деврельский движ» в вашей команде или даже компании.

Деврел = эйчар

В СНГ деврелы частенько имеют отношение к бренду работодателя, занимаются среди прочего эйчар-маркетингом, и могут подчиняться эйчар-директору или другому важному эйчару. Делает ли их это эйчаром?

Спрошу иначе: делает ли единственного фулстэка в команде из бэкендеров его эпизодические задачи чисто по бэкенду — тоже бэкендером? Пожалуй, нет.

Становится ли дизайнер, умеющий в вёрстку и иногда эти навыки использующий в работе, автоматически фронтендером? Тоже нет.

Тут так же. Это свой профиль задач, свой взгляд на вещи, свои метрики. Плюс есть явное разграничение зон ответственности — деврел вряд ли организует онбординг-тренинги для сотрудников, а эйчар это делает.

Деврел — это обязательно разработчик

Это мой любимый миф. Когда-то Гриша Петров, классный деврел Evrone, искал к себе деврел-менеджера. Я умела всё, что было нужно согласно вакансии, но не дошла даже до интервью по критерию «нет двух лет опыта в разработке».

Не так давно мы вспоминали с Гришей этот эпизод. Выяснилось, что своего бывшего разработчика он таки нашёл, но это заняло ужасно много времени. Стоило ли оно того? Точно ли человек без опыта в разработке не справился бы? Загадка.

Факт в том, что на рынке деврелов очень много классных, результативных ребят с опытом из маркетинга, эйчара, проджект-менеджмента, ивент-агенств, редактуры в медиа. Все они замечательно справляются со своей работой.

Помогает ли бэкграунд разработчика более успешно находить общий язык с айтишниками? Безусловно.

Можно ли работать деврел-менеджером (не девелопер-адвокатом, а просто менеджером) без опыта в разработке и показывать топовые результаты по рынку? Безусловно.

Есть ли задачи в девреле, для которых нужны разработчики? Конечно! Вот далеко не полный список таких задач:

  • девелопер-адвокатство;

  • разработка самих продвигаемых инструментов для разработчиков;

  • создание обстоятельной доки по таким инструментам;

  • непосредственно выступления и написания статей;

  • участие в создании креативных концепций;

  • ревью каких-то идей и наработок, чтобы точно всё было четко с технической точки зрения и по мнению глубоко айтишной аудитории;

  • и так далее.

В деврельских задачах много работы найдётся для любой роли и любого опыта, но человек, который занимается деврелом как основной работой, может не быть разработчиком в прошлом.

Всем обязательно нужно заниматься деврелом

А кто не занимается — тот никогда никого не сможет нанять, продать свои инструменты для разработчиков или вообще быть хоть как-то видимым на рынке.

Ну, звучит совсем абсурдно. Всегда же нанимали, продавали, на рынке есть разные способы светиться. Всё это можно делать через сарафанное радио, для каких-то проектов, вещей и компаний — через классический PR и СМИ. Есть разные варианты. Деврел — один из них, и он, например, может помочь усилить сарафанное радио, потому что постоянно растит число людей, в него вовлечённых.

Но если вы вот сейчас сидите и думаете, надо ли нанимать деврела, чтобы, как у всех, делать стенды на конфы, — сначала надо понять, зачем вам их вообще делать, правда ли это поможет решить вашу задачу, есть ли у вас ресурсы и фантазия, чтобы делать их нескучными. И, возможно, выбрать вообще другой путь и полечить проблемы внутри компании, чтобы в итоге прийти к тому же желаемому результату.

Деврел не нужен

Из предыдущего пункта следует, что, в общем-то, для многих — да, не нужен. Это нормально. Мы, деврелы, не в обиде. :)

Про задачи и метрики

Деврелы нужны, чтобы коварно заманить непорочных разработчиков в конторы

Выше я уже тонко намекала, что задачи, связанные с непосредственно наймом или повышением заинтересованности разработчиков в работе в том или ином месте, — это не единственно возможное направление работы деврела. Так что даже если коварные деврелы и есть, это не делает нас всех такими уж коварными, это раз.

Два — очень сложно заманивать туда, где происходит адуха. Примерно никак. Это вам любой деврел скажет, любой эйчар и любой много нанимающий менеджер. Именно поэтому часто деврелы, даже продвигающие IT-продукты, вовлекаются в задачи по внутренним коммуникациям или помогают запустить какие-то внутренние проекты про людей. Потому что если плохо работает всё, что внутри компании, хоть обзаманивайся: люди придут и уйдут на второй рабочий день, и тем самым быстро и массово подсветят, где реально проблема.

Три — нельзя продать, если вы не покупаете. Вот стоит человек на улице, раздаёт листовки. Он может настаивать, подходить ближе, тыкать этой листовкой, но пока вы не примете решение (может, и под давлением, но всё же ваше решение) эту листовку взять, — он её никак вам не передаст. Тут всё то же самое. Если чужие деврелы якобы переманивают ваших разработчиков — дело не во внешней среде, а в том, что разработчики почему-то предпочитают не задерживаться в вашей компании.

Деврел — это тот, кто делает выставки/стенды/митапы

Или тот, кто пишет статьи. Или тот, кто продвигает опенсорс-проекты. Или тот, кто ведёт соцсети. Или тот, кто занимается тех-пиаром и толкает материалы в техкранч. Или тот, кто помогает внутренним сообществам организоваться и стать полезными и классными. Или тот, кто готовит спикеров. Или тот, кто редактирует тексты. Или тот, кто рисует иллюстрации к статьям. Или тот, кто делает мерч. Или тот, кто помогает делиться и управлять знаниями внутри компании. Или тот, кто просто делает какие-то отлетевшие вещи под запрос своей конкретной целевой аудитории: от корпоративов и до вертикальных видео в Линкедине по поводу новой фичи Гитхаба.

Ну вы поняли.

Деврелы имеют задачу достать из занятых разработчиков какой-то контент

Тут недавно в подкасте «В офисе» ребята упоминали деврелов как людей, которые ходят за разработчиками, дергают их за рукав и клянчат хоть какой-то контент хоть в какой-то форме (ну, это мой вольный пересказ).

Как я уже постаралась объяснить выше, это тоже может быть задачей деврела, но примерно одним из 100 способов достичь его целей. Мы в Dodo так не делаем: у нас уже есть регулярные авторы и спикеры, есть источники тем для публикаций, в которые мы можем сами посмотреть и сами забрать темы уже без участия авторов в работу (OKR Review, демо команд). Есть накопленный бэклог, есть ещё куча задач помимо генерации самого контента.

В общем, деврел совершенно необязательно к кому-то пристаёт. Он строит работу, процессы, помогает комьюнити делиться опытом внутри и снаружи так, чтобы не приставать. Ему самому приставать ни к кому не хочется, и делается это разве что на ранних стадиях или по каким-то очень классным темам.

Деврел — это только наружу

Ну конечно, не обязательно. Обычно без раскачки внутренних комьюнити что-то активно и классно рассказывать внешнему миру не получается. А для этой раскачки используются самые разные методы: где-то комьюнити в принципе запускаются впервые, где-то деврелы помогают сохранять экспертизу и управлять знаниями через документацию и клубы по интересам, где-то участвуют во внутрикоме и делают корпоративы. И так далее. Деврел бывает даже чисто внутренний с вышеописанными фокусами и во времена кризисов часто везде становится только таковым, останавливая внешнюю активность. Потому что если ты не поддержишь ребят внутри компании, не поддержишь компанию в сложный период — тебя или никто не поддержит во внешних активностях или в них просто не будет смысла, когда всё развалится.

Деврел надо делать, чтобы повысить вовлечённость сотрудников

Кто-то где-то когда-то сказал эйчар-сообществу, что деврел классно растит вовлечённость сотрудников — одну из ключевых метрик любого эйчара, при этом всегда по-своему замеряющуюся. С тех пор к деврелам иногда ходят на консультации эйчары и спрашивают, а что бы такого деврельского поделать, чтобы команда работала сплочённее и эффективнее.

Деврельские активности действительно могут влиять на вовлечённость. Например, если раньше ваши технари никого дальше своей команды не знали, а благодаря новому комьюнити увидели людей, у которых можно многому поучиться. Или через какие-то активности деврела неформально стали общаться с соседней командой, что-то новое про неё поняли и перешли из режима конкуренции с ней в режим коллаборации.

Но точно так же такой эффект могут давать другие активности. Другие проекты. Другие фокусы и идеи команды, эйчаров, тимлидов, инициативных ребят-технарей.

Никто ведь не стремится повысить вовлечённость просто для того, чтобы её повысить, и лучший способ её качнуть обычно — исправить слабые места, которые её понижают. Никакие деврельские или эйчарские движухи не вовлекут сотрудников, у которых просто совершенно не рыночные зарплаты, и они об этом знают. А вот проект по созданию адекватных зарплатных вилок, защита его у топ-менеджмента и финансов и выравнивание всех до нормальных зарплат эту проблему могут закрыть. И вовлечённость расцветёт без всякого деврела.

Есть один правильный набор деврельства: стенды на конфах, Хабр, а всё что кроме — не работает

Короткий пример: у Dodo не было стенда ни на одной конфе с 2019 года. Наш бренд с тех пор только усилился.

На мой взгляд, не работает полная одинаковость и однородность, в которой ваших ребят и ваши посылы не видно и не слышно, потому что вас таких легион. Работает при этом всё то же, что и в общении между отдельными людьми: быть собой, и такие, как вы, подтянутся. Если у вас задача строить бренд работодателя, а ваши айтишники и кандидаты не сидят в Инстаграме, зачем вам корпоративный Инстаграм? Кого вы будете привлекать, если там нет ваших людей?

Если ваши ребята учатся на Ютубе, спят и едят под него, — почему вы ещё не в каждом втором видеокасте? :)

Про предусловия, которые нужны, чтобы заняться деврелом

Деврел сам экспертно знает, какую проблему решать, и сам её решает

Ну, это должен быть очень сильный деврел, который сам себе HRD/CTO/COO.

Вот, допустим, вы нанимаете фронтендера. Вы же не ждёте, что он сам как-то придумает, каким должен быть весь ваш фронтенд, поставит задачи бэкендерам и всё такое. Вы ему какие-то задачи ставите, бизнес ставит, и у нас в деврельстве всё то же самое.

И на эти задачи также работает далеко не один человек и не одна команда.

Так что нет, хорошо бы знать, чего вы хотите как результат от деврела, и какие команды будут включаться и помогать. Не готовы включаться, а прям вот будут, и вы как компания будете с этим согласны. Не получится классно продвигать свой магазин приложений, если ни одному из его разработчиков нельзя писать статьи или думать про доклады в рабочее время.

Деврел — это сделай мне красиво

Деврел умеет делать красиво для целевой аудитории, ведь в этом вся задумка — плотно с ней дружить и хорошо её знать, интегрироваться в среду.

Но если ваш деврел начинает делать вещи по принципу «Ну вот нам тут наверху экспертно кажется, что нужно перламутровые пуговицы» — вы рискуете. Перламутровые пуговицы могут быть безразличны, а в худшем случае остро не нравиться аудитории, на которую работали до этого изменения деврельские активности.

Так что дайте деврелам (или тем, кто в их роли одной ногой, например техлидам) цель, дайте подумать и поговорить с аудиторией, но не определяйте за них, как будет красиво. И тогда будет просто офигенно.

Деврел нельзя делать без денег

При этом последние пару лет его многие в СНГ примерно так и делают, потому что бюджеты на бантики и красивости в кризис выделять нелегко. Так что от лица рынка деврелов и команды, делающей вещи примерно за ноль рублей, скажу: точно можно, и можно иметь результаты, и можно начинать без денег.

С деньгами лучше, но если вам не терпится что-то поделать, попродвигаться, попробовать форматы, поговорить с внешней аудиторией на митапах, — это всё можно делать бесплатно, по бартеру, по дружбе через нетворкинг.

Пусть нехватка бюджетов на кучу стендов или дорогие тарифы контентных площадок не останавливает вашу первую пробу деврельства. Деврел — это как минимум весело и интересно, так что вы ничего не потеряете, просто попробовав без бюджетов. Только приобретете опыт и новые знания о внутренней и внешней среде, а там, вместе со знаниями и первыми результатами, и про бюджет будет проще общаться.

Подводя итоги, хочется сказать, что:

  • деврел — не обязательно отдельный человек;

  • это подход, который может применяться в разных целях и использоваться самыми разными ролями: эйчарами, айтишниками, маркетологами IT-продуктов;

  • деврел может быть бесплатным (если не считать стоимость человекочасов в компании), немножко платным, дорогим и даже очень дорогим — в зависимости от ваших задач для него и возможностей.

Чек-лист для CTO/СOО/HRD, если кажется, что хочется деврельской движухи

  • Определите цели деврельских активностей: продвижение инструментов для разработчиков, опенсорса, бренда работодателя, бренда продукта.

  • Решите, готовы ли ввязываться и активно участвовать сами.

  • Найдите сообщников внутри технической команды, лидов и индивидуальных контрибьюторов, заинтересованных в активностях.

  • Поймите, как ваши цели и ресурсы сочетаются:

    • нужен ли найм специалиста и можете ли вы его себе позволить;

    • нужна ли внешняя консультация, чтобы наметить план в отсутствие специалиста внутри, или сами план уже придумали;

    • нужны ли ресурсы на оплату каких-то вещей: от доступа к площадкам, аутсорса редактуры или подготовки спикеров и до мерча для авторов и спикеров;

    • даже если всё сами и без денег — найдётся ли у вас и сообщников время и силы, чтобы этим заниматься, а потом подводить итоги и устраивать какой-то движ для участников.

  • Составьте стратегию: куда и зачем идти, как измерять успех согласно цели.

  • Составьте план:

    • найма, если нужно и возможно;

    • проектов внутри/снаружи с промежуточным отслеживанием результатов;

    • выхода того или иного контента с анализом результатов;

    • продвижения контента, также с анализом, что лучше или хуже работает.

  • Бегите по плану! :)

В канале Вероника отвечает я рассказываю о том, как строится работа с людьми в IT. Ещё я есть в линкедине и консультирую на гетменторе.

© Habrahabr.ru