Детали Двигателя на Пропане

В этом тексте я попробовал написать о своем опыте работы с пропановой установкой и выполнить обзор аппаратной начинки автомобилей, которые работают на сжиженном пропане. Попробовал понять, что там к чему.

Попробую провести разбор оборудования KME Nevo для 4х цилиндровых двигателей от польской компании KME.

Обычно газовые автомобили не продают в авто-салонах. Газовые баллоны ставят уже после. Буквально за несколько часов. Стоит это порядка 35k RUR.

c52c66716fd3da4e8ade1554d42c1785.png

Что надо из оборудования?

оборудование

Назначение

Примерная стоимость, RUR

тороидальный баллон 47 литров 27 кг

Для хранения сжиженного пропана

6200

Map sensor CCT6-D datasheet

Датчик давления на выходе газового редуктора

3570

Газовый редуктор

переходник давления 10…12 атмосфер в 0…4 атмосфер

3050

NEVO ECU

Плата для управления газовыми форсунками

7880

Газовый фильтр

Отчистка газа после редуктора

150

мультиклапан

Для защиты баллона от перегрева, разгерметизации магистрали высокого давления

3820

Кнопка переключения топлива для ГБО OMVL Saver, KME Nevo.

Для индикации уровня в баллоне и переключении газа на бензин

?

Переходник UART-USB

для подключения к LapTop

3420

газовые форcунки (инжекторы)

для впрыска пропана во входной коллектор

?

Harness

Провода

1410

Вендор предлагает вот такую схему подключения

85202eb4da4d6a032d0b22c2e9ce6f9a.JPG

Она составлена главным образом для техников монтажников. Всё что от них требуется это уметь считать до 8 ми и различать цвета. Инженерной же инфы на схеме практически нет.

Вот более подробная схема

Схема инжекторного двигателя с ГБО опцией

Схема инжекторного двигателя с ГБО опцией

Тороидальный баллон ставят в багажник на место запасного колеса. Там внутри порядка 10(± 2) атмосфер сжиженного пропана.

b8a6483a814d6c84840f40c71a3cc7e3.jpg

На баллоне установлен мультиклапан. Он сбрасывает газ при перегреве, блокирует газ при прорыве магистрали. Также его может перекрывать по проводам сам ECU.

3d91377a1dd8f5cf18c6ddec936ac9b8.jpg

На балоне есть резистивный датчик уровня сжиженного пропана. При этом в документации полностью отсутствует информация о формуле пересчета сопротивления на датчике в литры сжиженного пропана.

e6d48e201affbf9f474ceb1d7abd19e2.jpg

К мультиклапану подключен газовый редуктор. Он понижает давление с 16 атмосфер до 1 атмосферы. Из-за закона Шарля при понижении давления в баллоне понижается и температура. Поэтому газовый редуктор обледеневает. Поэтому его надо отапливать. Для этого в конструктиве предусмотрены вход и выход для подключения газового редуктора к контуру охладительной рубашки картера двигателя. Поэтому через корпус газового редуктора циркулирует не только пропан, но и тосол.

В состав оборудования также входит датчик давления газа CCT6-D (MAP sensor). Его ставят на выходе газового редуктора. Этот датчик также измеряет температуру пропана перед форсунками. Буква D-значит цифровой, то есть результат передается по цифровой шине LIN. Рапиновка 5ти пинового разъема датчика неизвестна как и сама схемотехника. Там точно есть 12V, GND, LIN. Поэтому это одна из самых загадочных деталей комплекта ГБО.

CCT6-D

CCT6-D

Судя по фото внутри CCT6-D на PCB припаян какой-то 8-пиновый микроконтроллер, который преобразует напряжение с ADC выхода MPXHZ6400A в LIN пакеты. Но это только предположение. Распиновка CCT6-D неизвестна. Указаны только цвета проводов в Harness, чтобы техники бездумно подключали. По сути это переходник с давления на LIN.

pin CCT6-D

назначение

цвет провода в фирменном harness (е)

1

12V?

красный

2

LIN?

белый

3

???

розово-зеленый

4

GND?

чёрный

5

???

фиолетовый

Все датчики и исполнительные механизмы подключаются к отдельному контроллеру управления газовыми форсунками ЕСU. Его иногда называют SAVER-SKY, но на самом деле это Nevo-SKY.

шильдик контроллера газовыми форсунками

шильдик контроллера газовыми форсунками

габариты корпуса 153×104x38 мм

4436f090bdc066123bc5d44c9cf99a98.png


распиновка разъёма газового ECU такая. Основная идея работы газового ECU заключается в том, что Nevo ECU считывает сигналы на бензиновых форсунках и вместо бензина брызгает пропан. Поэтому бензиновый ECU продолжает думать, что автомобиль работает на бензине. Хотя это не так.

0d988b24a304930cd652c1dde0baf39a.png

Например этот экземпляр PCB производства польской компании KME. Всего 6–7 микросхем.

7d579a5c5496d46dd1fbcd6bdfa1c2f3.jpg

С обратной стороны электронные платы PCB без компонентов. Видимо так спроектировали для упрощения производства изделия

dd21a22412a6a68611f94b681b153af9.JPG

Сердцем данного контроллера является чип S9S12G128F0VL. В первом приближении это 16-битный микропроцессор архитектуры S12. У него всего 8kByte RAM для данных и 128kByte Flash для программы. И работает он на тактовой частоте 25MHz. Совсем кроха по современным меркам микроконтроллеров. На Aliexpress S9S12G128F0VL cтоит порядка 500RUR.

60206a5d6c5977c8a782525823818e11.png

Вот блок схема микроконтроллера S9S12G128F0VLL на втором уровне абстракции

62cdc6842729aff85582976754d1e8c6.png

В чипе S9S12G128F0VLL присутствует контроллер CAN, однако в PCB он никак не используется.

Также на плате можно узнать 8-пиновый чип DMP3098LSD P-канального полевого транзистора и чип VNS3NV04DP-E. Это сдвоенный полевой транзистор. Остальные компоненты имеют непонятную маркировку.


К контроллеру прилагается Win (довая) DeskTop утилита для настройки и диагностики электронного блока управления. Называется SAVER-4.0.10.4.exe. Контроллер и компьютер соединяются по 2хпроводному полнодуплексному интерфейсу UART. Да, оказывается UART тоже автомобильный интерфейс.
Операционка определяет ECU как виртуальный COM порт. Модуль откликается на битовой скорости 38400 bit/s (SAVER-SKY) либо 9600bit/s (SAVER 714).
Поверх UART начинает работать проприетарный бинарный протокол для обмена данными между Win процессом SAVER-4.0.10.4.exe и прошивкой на газовом ECU Nevo-SKY.

ширина бита 26us

ширина бита 26us


Судя по наблюдению за трафиком логическим анализатором структура бинарного UART пакета примерно такая: PREAMBULA, CODE_NO, LENGTH, DATA…DATA, CRC. Однако как интерпретировать этот бинарный протокол абсолютно не ясно. На сайте инфы нет. Вендор на письма не отвечает. В поле CODE_NO мелькают около 40 различных значений из 256 возможных. В поле Data тоже одним только разработчикам известно что.
Это полная распиновка Harness (а) от комплекта KME.

c4369aaa3d710830ccf3eea53d06e7af.png

Вывод
Газовая установка устанавливается поверх инжекторного двигателя и не требует выбрасывания оригинальных деталей. Управление форсунками полностью электронное от отдельного ECU. Как видите, в ГБО даже CAN не фигурирует. Для диагностики выведен интерфейс UART с проприетарным и непонятным протоколом канального и прикладного уровня поверх. За спецификацией UART пакетов надо идти на поклон к Полякам. Схемотехника платы ECU и даже распиновка датчика давления — всё это тоже закрытая информация. Вся их техподдержка минимальная. Берите мультяшную схему и соединяете провода по цветам. Остальное вам знать не положено. В общем полный «технологический диктат» со стороны EC.

Меня также настораживает, что в ГБО 4 го поколения отсутствует возможность измерить давление и температуру в баллоне. Дело в том, что согласно закону Шарля.

Давление газа фиксированной массы и фиксированного объёма прямо пропорционально абсолютной температуре газа.

При наличии этих 2х датчиков можно было бы по показаниям датчика давления и температуры в баллоне автоматически на программном уровне прошивки определять качество заливаемого пропан-бутана.

Надеюсь этот текст помог кому-нибудь лучше понять, что у него под капотом. Если у кого-то есть какие-либо недокументированные особенности комплекта от KME или общее представление как работают автомобили на природном газе, то пишете в комментариях.

При работе с ГБО вам придется распознавать эти акронимы

Акроним

расшифровка

UART

Universal Asynchronous Receiver-Transmitter

ECU

Engine control unit

CRC

Cyclic redundancy check

PCB

printed circuit board

EC

ЕвроСоюз

KME

название компании

ГБО

Газо Баллонное Oборудованием

RPM

Revolutions per minute

ЭБУ

электронный блок управления

ПТС

паспорт транспортного средства

LIN

Local Interconnect Network

MAP

Manifold Absolute Pressure

Links
https://kme.eu/kme/en/produkt/pressure-sensor-cct6-d-nevo/
https://www.youtube.com/watch? v=009dWCXfZhA

https://www.youtube.com/watch? v=UQrlSaOAM58

https://www.youtube.com/watch? v=e3A37_5K2VQ

https://www.youtube.com/watch? v=2CXvFSgMhYE&t=132s

https://habr.com/ru/post/141095/
https://habr.com/ru/post/425467/
https://habr.com/ru/company/itelma/blog/507064/

© Habrahabr.ru