Десять стартапов из 1298: история первого глобального IKEA Bootcamp

В IKEA постоянно проходят различные активности, направленные на обмен идеями и опытом с «внешним миром». Большое внимание уделяется фидбэку от покупателей, ведутся партнерские программы с университетами, а с недавнего времени началось взаимодействие со стартапами. В России, например, в этом году прошел уже второй МЕГА Accelerator. Почему бы не попробовать выйти на мировой уровень? Представляем IKEA Bootcamp.    

rd5sayza23bluxys_rljbb_xz1y.png


Выбор финалистов


Стопроцентной формулы попадания в программу не было, но основную роль играли три критерия: Affordable, Accessible, Circular — доступность с точки зрения потребителя и производителя, а также «цикличность», наличие долгосрочной перспективы. Кроме того, стартапы должны были соответствовать пяти принципам «демократичного дизайна», по которым IKEA оценивает собственные продукты — Sustainability, Quality, Function, Form, Low price. Еще один критерий — общие с IKEA видение и ценности.

Важна была и стадия развития стартапа. На этапе голой идеи рассматривались лишь самые «огненные» проекты. На стартапы, которые уже сами смогли полностью реализоваться, не было смысла тратить силы. Так что выбирали проекты на ранней стадии развития, преимущественно уже с какими-нибудь продажами.

Для участия в буткампе от стартапов не требовалось каких-либо соглашений, не заключались договоры о сотрудничестве после акселератора. Факт приглашения подразумевал возможное сотрудничество на условиях, которые будут обсуждаться позже. С одной из компаний в порядке исключения уже подписан контракт.

sytaku1ak-tq5hpoxkl74bfxggw.png


Как это было


IKEA Bootcamp проходил в течение 12 недель, начиная с сентября. На это время десять выбранных стартап-команд переехали в шведский городок Эльмхульт, где когда-то открылся первый магазин IKEA. За три месяца совместно с партнерами из Rainmaking было организовано 35 воркшопов на разные темы, начиная от обеспечения поставок и заканчивая быстрым прототипированием.

C участниками буткампа работали более 100 наставников из IKEA, а также 9 профессиональных предпринимателей из Rainmaking. Командам предоставили все необходимое оборудование для развития проекта и дали возможность поработать бок о бок с собственными инженерами IKEA. Кроме того, у каждого проекта был свой куратор — опытный менеджер из близкого по тематике подразделения IKEA.

Итак, вот они — те, кого в пасмурный декабрьский день было грустно отпускать в аэропорт.

Финалисты IKEA Bootcamp


Bare Conductive — «электрические» чернила


Bare Conductive — это токопроводящие чернила для цепей с малым напряжением и силой тока. Наносятся обычной кисточкой, могут быть заправлены в принтер. У квадрата, нарисованного с помощью чернил, сопротивление составляет 32 Ом/см2, далее оно линейно растет в зависимости от соотношения длины и ширины участка:

ccc253bc58a262b6314bb92cf7177462.png

IKEA уже заключила с Bare Conductive договор о сотрудничестве, хотя продукт находится еще на стадии прототипа. С помощью чернил планируется расширять функциональность товаров IKEA, делать их еще удобнее. Сами Bare Conductive развивают проект «вширь» — создают новые сценарии использования своей разработки. И продают не только чернила в емкостях по 10 и 50 мл, но и готовые наборы. Например, вот такой, с кастомизированной платой Arduino и другими нужными компонентами:

45c431f365144ba547e9b6f95c28d678.png

Anyware Solutions — умный дом в одной лампочке


Создатели этого стартапа попали в акселератор не по своей инициативе — их пригласили представители IKEA, которые искали стартапы по всему миру. Сначала в составе 20 предварительно выбранных стартапов Anyware Solutions приехали в Эльмхульт на два дня напряженного питчинга. И уже потом вместе со счастливчиками попали в десятку участников буткампа.

4fb942e531d940b48ace829b2ce23687.png

Anyware Solutions — это система умного дома на основе одного-единственного девайса — переходника для цоколя лампы. В нем разместили Wi-Fi, Bluetooth, управление светом, а также сенсоры звука, температуры и влажности. Основная функция системы — это засекать и предотвращать вторжение воров и грабителей. Также ее можно использовать для регулирования климата в доме.

На CES 2018 решение Anyware Solutions получило награду за инновации. Сейчас по всему миру уже продано более 1500 устройств.

Matter — стройматериалы из пищевых отходов


Этот стартап, пожалуй, наиболее близок к IKEA в традиционном понимании многих покупателей. Цель Matter — создание строительных материалов из отходов различных пищевых производств. На презентации было упомянуто пиво, кофе, вино и оливковое масло.

9e0cbf2762c7c56c20bcbdf19764d4a7.png

Mimbly — очиститель воды для стирки


На буткампе компания Mimbly представила свою основную разработку — Mimbox. Это резервуар, который подключается к стиральной машине. Он забирает воду после стирки, фильтрует ее от микропластика и других загрязнений и оценивает ее состояние. Если вода признается пригодной для повторного использования, она возвращается в стиральную машину. Если нет — уходит в канализацию.

58379272fbaa58c6108cf9b105fe496b.png

Goodbag — скидки против пластиковых пакетов


В основе Goodbag лежит не продукт, а инфраструктура, построенная вокруг него. Сначала вы покупаете Goodbag — обычную холщовую сумку. Затем приходите с ней в магазин-партнер и делаете покупки. За покупки с Goodbag вы получаете различные бонусы — небольшие скидки, сюрпризы, наклейки для сертификатов и т.д. Таким образом людей поощряют снижать потребление пластиковых пакетов.

aaa4098cb86d43ba713e4cd1e8d1fa6b.png

Goodbag — это стартап из Австрии, и пока в его партнерской сети только австрийские магазины. Но у команды, конечно же, есть планы выйти на международный уровень.

Flying Spark — мука из личинок


Создатели Flying Spark задумались о том, как в будущем прокормить стремительно растущее население Земли. И нашли ответ в личинках фруктовых дрозофил.

418940b301942a97b88dc2afc033755f.png

Это сырье богато протеинами, необходимыми амино- и высококачественными жирными кислотами. При этом не содержит холестерин и глютен. На данный момент из личинок готовят два вида муки и масло. В пресс-ките журналисты получили по одной печеньке из такой муки. Негативных отзывов не было.

How Do I? — NFC-теги с обучающими видео


Этот проект нацелен на людей с проблемами обучаемости. How Do I? — платформа коротких обучающих видео, которые привязаны к NFC-тегам. Теги расклеиваются в нужных местах: около кровати — инструкция, как ее заправить, на пылесосе — инструкция, как пылесосить. Таким образом всегда можно напомнить о том, как осуществлять разные действия, как в быту, так и на работе.

de231795bc3cb8da91f67743ebd1a136.png

Стикеры и видеоинструкции можно приобрести в магазине приложения.

Hubstairs — виртуальный дизайнер интерьеров


Сервис Hubstairs предназначен для создания интерьера комнаты. Вы фотографируете помещение, указываете предпочтения и получаете рекомендации по обстановке. Среди возможностей сервиса: создание 3D-макета обновленной комнаты и платные услуги профессиональных дизайнеров — от €99.

876070fa30af09a52f866db93e10ba2d.png

Niwa — оранжерея в гостиной


В основе стартапа Niwa — дизайнерские гидропонные установки с управлением через смартфон. В них можно вырастить не только травы, но также полноценные овощи и фрукты, при этом спокойно разместив устройство в гостиной.

db04b81a943238ecb63e6992beaf6084.png    

Система полностью автоматизирована и, в зависимости от того, что вы выращиваете, задает необходимые настройки установки, дает инструкции и вообще расширяет познания пользователя в ботанике.

Nüwiel — велоприцепы для доставки по городу


Десятый участник IKEA Bootcamp — это проект в области логистики. Создатели хотят обеспечить доставку товаров по городу в пределах «последней мили» с помощью велосипедов. Для этого они создали универсальный прицеп с собственным электродвигателем, который можно установить на любого «железного коня». Преимущества здесь очевидны: дороги станут свободнее, а города — чище.

cb716b0a307d3922b0a30a45c57e5e1b.png

Отпуская стартап-команды домой, IKEA не прощается с ними навсегда. В будущем участники смогут в любой момент обратиться за советами к своим кураторам из компании, а IKEA будет стараться поддерживать эту связь и следить за успехами. Станет ли IKEA Bootcamp регулярным? На этот вопрос пока сложно ответить. Но можно точно сказать, что взаимодействие с разными перспективными стартапами будет только расширяться.

© Habrahabr.ru