Деньги, знания, самооценка: зачем айтишнику становиться ментором

242e2619351ae84e3ddd109726296c5a.jpg

Недавнее исследование MentorcliQ показало, что все компании США из списка топ-50 по версии Fortune используют программы менторства. Также наставничество практикуют 84% компаний, входящих в топ-500. Во время экономического спада из-за Covid-19 у компаний с программами обучения стажёров прибыль была выше, чем у тех, кто не применял такой подход. Но наставничество приносит пользу не только компаниям, но и самим менторам. В статье мы расскажем, в чём заключается эта выгода.

Согласно другому исследованию, работники значительно реже рассматривают возможность увольнения, если у них есть наставник. Это на фоне того, что только американские предприятия ежегодно теряют около триллиона долларов из-за текучести кадров: стоимость замены работника доходит до двукратного размера его зарплаты. А 94% сотрудников работают дольше, если им предлагают больше возможностей для обучения и карьерного роста. Менторство — один из ключевых инструментов развития для предприятий. 

Кто такой ментор и в чём его задача

Менторство — процесс, в котором опытный наставник неформально направляет менее квалифицированного человека, помогая ему развивать профессиональные навыки. 

Основная задача ментора — это не выделить готовые рабочие формулы, а помочь разобраться с теорией и направить мысли новичка в нужную сторону. Ментор не просто делится знаниями, он также оказывает моральную поддержку и помогает в решении сложных задач. Когда подопечный начинает сомневаться в своей работе, хочет всё бросить, разговор с ментором помогает вновь найти мотивацию и посмотреть на свои проблемы с другой стороны. 

Успешный ментор — сотрудник, у которого накоплен большой профессиональный опыт, у него хорошая репутация и развиты навыки для работы с командой. Мы писали, что это значит.

Стив Джобс был ментором Марка Цукерберга, Уоррен Баффет наставлял Билла Гейтса, Билли Саломон — Майкла Блумберга. Наставничество также развито в ведущих университетах мира. Менторство занимает центральное место в обучении в Оксфорде. Оно основано на еженедельных встречах между двумя или тремя студентами и их наставником, который является экспертом по определённой теме. Беседы длятся около часа. В течение этого времени студенты обсуждают с ментором проекты, получают рекомендации и задания, которые необходимо выполнить до следующей встречи. Собрания предусматривают дискуссию, поэтому студент должен быть готов представить и защитить своё мнение, принять конструктивную критику и выслушать других участников. 

Такой формат позволяет менторам внимательно следить за прогрессом студентов и поддерживать их, если это необходимо. В Оксфорде уверены, что наставничество развивает способность думать самостоятельно, причём и у студентов, и у тех, кто их учит.

Менторам регулярно приходится сталкиваться с новыми решениями. Так несколько лет назад мы перешли на Figma. К нам пришёл заказчик с макетами в ней, мы использовали другие инструменты. Я начал изучать возможности сервиса, стал работать буквально с каждым членом команды отдельно. Всё показывал и объяснял в режиме «смотри-повторяй» и записывал эти интенсивы. Когда мы уже достаточно изучили инструмент, он остался с нами.

Егор Иванов, Team Lead design компании Intelsy

Как оформляется и оплачивается наставничество на работе

Наставничество не упомянуто в трудовом кодексе. Но за дополнительную работу платят. Существует два варианта официального оформления:

  • Наставничество указано в трудовой инструкции работника как одна из обязанностей. В этом случае доплаты нет. Предполагается, что зарплата такого сотрудника изначально выше, чем у коллег без дополнительной нагрузки.

  • Трудовая инструкция работника не предусматривает обучение других сотрудников. Здесь на помощь приходят статья о внутреннем совместительстве (ст. 60.1 ТК РФ), либо о совмещении (ст. 60.2 ТК РФ). К трудовому договору оформляют дополнительное соглашение, где прописывают вид работы, срок её выполнения, размер доплаты. Далее кадровая служба издаёт приказ, который назначает работника на роль наставника. В большинстве случаев организация самостоятельно устанавливает размер надбавки. Доплата зависит от сложности и объёма выполняемой работы. Это может быть как фиксированная сумма (например, 10 000 рублей ежемесячно), так и процент от оклада. 

В нашей компании для ментора предусмотрено денежное вознаграждение в размере 15 000 рублей в месяц. Половину этой суммы он получает после прохождения новичком испытательного срока. Оставшуюся — спустя ещё три месяца. Так работодатель убеждается, что инструктор работал на результат, а не ради премии. Ещё у нас существует практика, когда наставник становится тимлидом, так как у опытного преподавателя обычно хорошо развиты управленческие компетенции.

Олег Бидзан, технический директор Simtech Development

По статистике, менторы зарабатывают больше своих коллег, которые не практикуют наставничество. Так, средняя годовая зарплата инженера-разработчика в США составляет 81,5 тысячи долларов. Но если инженер-разработчик занимается наставничеством, то его зарплата увеличивается на 38 тысяч долларов и составляет 119,5 тысячи.

У нас работа ментора оплачивается дополнительно. Обычно на наставничество отводится 2–3 часа в неделю, получается прибавка 5–10% к зарплате. Это оптимальная нагрузка, которая позволяет эффективно распределять время на основной проект и своих подопечных. Обычно у нас не больше двух сотрудников на каждого инструктора. Также навык менторства влияет на уровень основной зарплаты. Если руководство направления видит, что специалист проявляет инициативу, берёт на себя новые роли, помогает стажёрам, уровень зарплаты пересматривается.

Я ощущаю свою востребованность и уверенность в экспертности. Для работы с подопечными нужно глубоко погружаться в тему, смотреть на процессы под другим ракурсом. Всё это прокачивает гибкие навыки, потому что нужно искать подход к каждому подопечному. Ещё наставничество позволяет подсмотреть интересные вещи. Однажды мой стажёр рассказал, как в его проекте работают схемы и таргеты с разными серверами и CI/CD. Эти знания я потом неоднократно применяла.

Марина Пузырева, руководитель отдела Mobile SimbirSoft в Санкт-Петербурге, ментор 

Компьютерная компания Sun Microsystems сравнила карьерный рост примерно тысячи сотрудников за пятилетний период и обнаружила, что наставничество оказало значительное влияние на карьеру как менторов, так и подопечных: у инструкторов в шесть раз больше шансов получить более высокую должность. 

Мы поощряем менторство повышением зарплаты в размере 10% на старте, а также обновлением рабочей техники. Это логично, ведь ментор умеет не только программировать и тестировать, но может и научить этому, его функции шире. Он способен самостоятельно презентовать решения руководству, ему можно доверять. Через менторство реально быстро стать senior-специалистом.

Константин Трофимчук, директор по разработке в ГЕТ «Бизнес Консалтинг»

Что ещё, кроме денег, получают менторы 

Как показало исследование компании Coqual:

  • 57% менторов приобретают новые навыки, потому что они учатся у своих же стажёров,

  • 43% начинают лучше понимать клиентов, особенно если речь о молодой аудитории, близкой по возрасту к подопечным,

  • 30% узнают о новых сегментах рынка и более эффективно взаимодействуют с клиентами,

  • 66% наставников довольны своей способностью решать сложные задачи. 

Менторство помогает самому наставнику глубже разобраться почти в любом вопросе. Например, чтобы рассказать, как происходит процесс чтения из объектного хранилища корпоративной почты нового поколения Mailion, необходимо затронуть множество вопросов. Приходится погружаться в куски кода, которые были написаны другими разработчиками. При этом недостаточно самому понимать, что происходит в том или ином участке кода, важно грамотно и корректно передать свою мысль подопечному.

Александр Новичков, разработчик в «МойОфис»

Наставничество помогает менторам повысить самооценку: они чувствуют, что их опыт важен, и испытывают положительные эмоции, когда их просят уделить время развитию другого человека. Для менторов, которые работает на фрилансе, наставничество — источник обратной связи, с помощью которой удаётся проанализировать эффективность своей работы.

Несколько месяцев назад я проводила опрос наших менторов на тему мотивации. Многие становятся наставниками из-за желания делиться опытом, работать с людьми, реализовать себя не только в рамках проекта. Для нашей компании менторство — это очень важное направление. Ежегодно мы проводим внутреннюю конференцию EnterConf, на которой награждаем всех, кто причастен к процессам менторства».

Наталья Максимова, руководитель группы менторов в направлении QA SimbirSoft

Исследование также показало, что менторы получают позитивные эмоции от осознания того, что они помогают людям. Наставникам важно, чтобы их вклад в другого человека был измерим, чтобы был виден результат от усилий.

Работа над чужими задачами позволяет посмотреть на свои под другим углом. Это выражается в получении оптимальных решений, применении новых программных средств. В моей менторской практике был такой случай. Когда я объяснял, как работают запросы на платформе 1С, мне пришлось изучить MS SQL Server, чтобы наглядно показать стажёрам, как запрос из 1С транслируется и выполняется в СУБД. В результате я сам начал этим активно пользоваться. Также в менторстве важна моральная составляющая. Когда вижу прогресс у ученика, мне приятно, что я поучаствовал в его профессиональном развитии.

Вячеслав Савлюк, генеральный директор «IT-Экспертиза»

Итак, быть ментором полезно, потому что:

  • За наставничество доплачивают.

  • Менторы быстро поднимаются по карьерной лестнице.

  • На собеседованиях преимущество отдают кандидатам с опытом наставничества.

  • Менторы чаще становятся тимлидами.

  • Менторы много учатся.

  • Наставничество повышает самооценку и удовлетворённость работой.

Расскажите в комментариях, как часто на работе вы встречались с наставниками — или со стажёрами в качестве ментора.

© Habrahabr.ru