«Демодуляция 2022» — как прошёл фестиваль и что изменилось с прошлого года

17–18 сентября в центральном офисе «Яндекса» в Москве прошёл ежегодный фестиваль ретрокомпьютеров «Демодуляция». Традиционно, кроме «Яндекс Музея» (организатора мероприятия) в фестивале приняли участие другие отечественные музеи ретротехники и ретроэнтузиасты. В материале обзор события и сравнение с «Демодуляцией 2021». Осторожно, в статье много фотографий! Для удобства они будут спрятаны под спойлерами.

c601a0905192db01b7785f5cc75ec028.jpeg

Выставочный зал

Как и в прошлом году, фестиваль проходил в центральном офисе «Яндекса» в Москве по адресу ул. Льва Толстого 16. При этом хочется отметить, что организаторы учли опыт предыдущей «Демодуляции», касающийся нехватки места в зале с ретротехникой. В этом году экспонаты расставлены иначе, убрана сцена, занимавшая добрую пятую часть зала, кресла для посетителей вынесены на улицу к фудкорту. Также в этом году в зале очень много естественного света, в то время как в прошлый раз окна были закрыты, а зал освещался красными и синими лампами. Лично на мой взгляд, это тоже плюс.

4 фото

Честно скажу, я шла на фестиваль с мыслью, что он мало чем будет отличаться от прошлогоднего. Однако мероприятие меня приятно удивило, хоть я и не встретила (к большому сожалению) на нём антимузей InterACTION с инсталляцией популярного шоу из 90-х годов «Позвоните Кузе». Из-за загруженности авторы музея не успели подготовиться к сроку. Тем не менее, было много других интересных гостей и экспонатов.

В этот раз было больше игровых автоматов из коллекций «Музея советских игровых автоматов» и Retroboy. Гости могли поиграть в Pac-Man, Space Invaders, Grand Prix, «Снайпер», «Морской бой», «Магистраль», Hang-On jr. и «Конёк Горбунок».

3 фото

Приятно было в этом году снова увидеть ретроэнтузиастов из творческого объединения фанатов ретроигр LegacyZ. Они приехали из Санкт-Петербурга с перевозным компьютерным клубом, в котором устроили игровой турнир по Quake. Кстати, на предыдущей «Демодуляции» один из представителей объединения ходил в самодельном рыцарском шлеме. В этот раз на нём был уже полноценный доспех с кольчугой и пара мягких мечей для фехтования с гостями. Кроме LegacyZ игровые турниры устраивал сам «Яндекс», сообщества Retro Tech Squad и GBX, команда компьютерного фестиваля CAFePARTY и ретроблогер Pixel_Devil.

4 фото

Также из уже «бывалых» гостей присутствовал муромский «Кибер-музей» с коллекцией ретрокомпьютеров и консолей, хотя и он прихватил с собой новый интересный экспонат — цифровой микроскоп, при помощи которого можно было внимательно рассмотреть устройство советской микросхемы К573РФ5, кремниевую пластину с ещё не вырезанными чипами и «древнюю» ферритовую память. Среди остальных экспонатов музея можно было увидеть советский 8-разрядный учебный ПК «Корвет» (1987–1992 г.г.), первый советский серийный ПК «АГАТ-7» (1984–1993 г.г.), ПК «КВАЗАР» 1990 года, ПК «КРИСТА» 1988 года и не только. 

6 фото

На одном столе с «Кибер-музеем» расположилась коллекция группы NedoPC — команды профессиональных разработчиков и любителей, объединённых любовью к совместимым с ZX-Spectrum ПК, таким как: ATM-turbo, ATM-turbo 2, TURBO 2+, ZX-Evolution (BaseConf), он же ATM-3 и Pentagon 2.666 с поддержкой конфигурации ATM. Представитель группы Максим Тимонин привёз на фестиваль советский телевизионный приёмник «Юность 406» с подключенной к нему игровой приставкой «Электроника Видео-Спорт-3» 1984 года, печатными платами ZX-Evolution (Rev.A, Rev.B и Rev.C), платами ПК ATM-turbo 2+ и ATM-turbo 3, игровым автоматом «Running of the leaves» и консолью «Ну, покорми!» на микропроцессоре КБ1013ВК1–2. Также на столе был представлен ПК ZX-Evolution Rev.B, матричный принтер EPSON ZX-800 и ПК ATM-turbo 2+, являющийся клоном ZX-Spectrum.

Неподалёку от них энтузиаст Арсен Закоян демонстрировал посетителям самодельный клон ZX Spectrum, собранный на макетной плате с помощью провода МГТФ — именно так в 80-е многие радиолюбители паяли свои первые домашние компьютеры. Арсен рассказывал, как собрать клон ZX Spectrum самому в домашних условиях, охотно отвечал на вопросы и давал возможность попользоваться его экземпляром.

8 фото

Также стоит отметить новых участников «Демодуляции» — «Музей Криптографии», обзор на который редакция Хабра писала в прошлом году, «Музей истории телефона» и «Музей Банка России». Среди коллекций ретроэнтузиастов были представлены «безумные устройства» Артёма Кашканова, суммирующие машины Гагауза Евгения, экспонаты из коллекций компьютерного музея из Боровска и спикера нашего фестиваля Валерия Шилова.

«Музей Криптографии» привёз с собой на «Демодуляцию» точные копии шифровальных устройств разных времён (от Древней Греции до середины XX века), в том числе знаменитых «Фиалка-3М» и «Энигма I». Кроме того, гости при помощи сотрудников музея могли зашифровать то или иное послание, разобраться в работе шифровального устройства и познакомиться с самыми интересными моментами в истории криптографии. 

4 фото

В свою очередь «Музей истории телефона» приехал с неожиданно большой экспозицией, возможно даже второй по объёму после ретроконсолей. Самым древним телефоном на выставке стал подлинный американский акустический проволочный телефон J.R. Holcomb & Co 1898 года. По понятным причинам, подобные экспонаты конца XIX начала XX века нельзя было потрогать. Зато можно было научиться Азбуке Морзе и попробовать себя в роли оператора, «поработав» на советском телефонном коммутаторе. 

8 фото

Музей ГУ Банка России по ЦФО удивил экспонатами и мастер-классами для детей, но о них позже. На «Демодуляции» были представлены различные машины для пересчёта денег, например, внушительная счетно-сортировальная машина DeLa Rue 3700, первый разработанный в РФ счётчик банкнот DORS 750 с автоматическим распознаванием валюты, номинала, ориентации и подлинности, счётная машина  DeLa Rue 1250 для пересчёта пачек банкнот, а также счётчики банкнот BRANDT 8672 и LAUREL J-700. Кстати, как рассказали сотрудники Музея Банка России, все подобные машины ранее утилизировались по истечению срока службы. Поэтому раздобыть старые аппараты очень сложно, а в отношении ряда моделей уже и вовсе невозможно.

3 фото

Артём Кашканов и Гагауз Евгений представили много различных устройств. Подробно с ними можно ознакомиться на фотографиях под спойлерами. Евгений выставил коллекцию различных суммирующих машин, вычислительных устройств, логарифмических линеек и не только. Артём, в свою очередь, привёз на выставку экспериментальную декатронную ячейку для отладки схем работы с декатроном, самодельные и сегментированные электролюминесцентные индикаторы, электролюминесцентная мнемопанель и другие изобретения.

Гагауз, 6 фотоКашканов, 2 фото

b81a39452255f861c777083a5b9eb94a.jpegd255962f05f0ddc323aec340eefb76b2.jpegФото: пресс-служба «Яндекса»Фото: пресс-служба «Яндекса»

Как и в прошлом году, «Демодуляция» могла похвастаться большим количеством ретроконсолей, в которые мог поиграть любой посетитель. На фестивале стояли PS2, Twin Famicom, Sega Saturn, Sega, Super Nintendo и другие игровые консоли и приставки. Кроме того, в отличие от прошлого года, в этот раз был открыт и сам «Яндекс Музей», где также в свободном доступе выставлены выставлены ретрокомпьютеры, экспозиция музея советских калькуляторов, а также на время Демодуляции была организована выставка советских портативных игровых консолей («Ну, Погоди!», «Тайны океана», «Весёлый повар» и множество других). Музей находится буквально в минуте ходьбы от места проведения фестиваля. 

Зал, 9 фотоМузей, 7 фото

Лекции

Фото: пресс-служба «Яндекса»Фото: пресс-служба «Яндекса»

По сравнению с «Демодуляцией 2021», в этот раз было меньше строго профильных лекций и больше научно-популярных для широкой публики. При этом организаторы лучше проработали программу фестиваля. В прошлом году лекции велись в двух залах, из-за чего нельзя было попасть на все интересующие темы. На «Демодуляции 2022» такой проблемы нет. Также хочется отметить отзывчивость и вовлечённость спикеров. Специалисты активно общались с аудиторией и не отказывали слушателям в ответах на вопросы не только в ходе лекций, но и после них, в том числе когда энтузиасты «ловили» лекторов после выступления.

Среди двухдневной программы хочется выделить лекцию про БЭСМ-6, проведённую участником группы по популяризации БЭСМ-6 при ВМК МГУ Александром Ильиным, а также лекции про советский ноутбук «Электроника МС-1504», проектирование процессора постапокалипсиса с использованием опенсорс-инструментов, программирование на советских калькуляторах и SDrive — универсальный эмулятор дисковода для Atari разработки «Музея старых компьютеров в Великом Новгороде». 

Как указали Хабру в пресс-службе «Яндекс Музея», записи лекций появятся в открытом доступе в течение этой недели. Полный список докладов с темами лекций есть на сайте «Демодуляции 2022». А пока можно посмотреть доклады с прошлого года: из зала для профи и зала для всех.

+3 фото

Фото: пресс-служба «Яндекса»Фото: пресс-служба «Яндекса»Фото: пресс-служба «Яндекса»Фото: пресс-служба «Яндекса»Фото: пресс-служба «Яндекса»Фото: пресс-служба «Яндекса»

Мастер-классы

Сразу скажу, что мастер-классы это очень приятное и логичное нововведение на подобных мероприятиях. В данном случае они были ориентированы на школьников и представляли собой отдельный стрим на «Демодуляции». Средняя продолжительность такого «урока» составляла около 50–60 минут, и этого времени явно не хватало. Проводящим обучение специалистам приходилось торопиться, откладывать вопросы и урезать программу, чтобы уложиться в график. Надеюсь, организаторы в будущем проработают этот момент.

«Тайна банкнот» был даже не мастер-классом, а скорее лекцией с практическим руководством, как отличить поддельную купюру от настоящей. Специалисты Банка России рассказали об истории бумажных денег в России, показали подлинные старинные купюры, некоторым из которых было несколько сотен лет, после чего на примере современных денег показывали, как отличить подделку. Это были самые посещаемые мастер-классы на «Демодуляции».

«Тайна банкнот», 7 фото

На мастер-классе «Вездеход», организованном «Робостанцией», дети собирали из обычной хозяйственной щётки электромодель вездехода, двигающегося за счёт вибрации, передаваемой от моторчика с эксцентриком. Мастер-класс включал пайку, сбор деталей и элементарных электрических цепей.

«Вездеход», 3 фото

Исследователь «Музея криптографии» Егор Ефремов в ходе мастер-класса «Шифр перестановки» рассказывал историю шифров перестановки от Древней Греции до наших дней и обучал гостей использованию немецкого шифра 1940-х годов RS-44. К сожалению, мне не удалось побывать на этом мастер-классе. Однако в основном зале с ретротехникой находился стол музея со всей информацией по шифрам, где сотрудники музея и волонтёры «Демодуляции» показывали и объясняли, как шифровать на тех или иных устройствах.

4 фото от пресс-службы «Яндекса»

На «Демодуляцию» со своими мастер-классами приехала и небезызвестная компания «АмперкаВ разговоре между мастер-классами @tirus рассказал, что электроника всё ещё популярна среди детей. В повседневной жизни он ведёт кружок (при библиотеке в Москве, на м. Юго-Западная), где обучает молодых электронщиков. По его словам, дети, как и 100–200 лет назад, по-прежнему испытывают восторг даже от самых простых вещей, созданных своими руками.В данном случае не нужно было ничего паять. Как указал @tirus, во многом по соображениям безопасности. Детям выдавалась беспаячная макетная плата, на которую по определённой схеме надо было разместить резисторы, конденсаторы, светодиоды, перемычки и прочие элементы. Если кто-то завершал задание раньше остальных, ему выдавали дополнительные элементы для усложнения игры. Количество мест для детей было ограничено числом плат (10 шт). При этом мастер-классы оказались настолько востребованными, что Руслана и Андрея попросили провести внеочередной «урок» по сборке игры «Поймай огонёк». ». Бывший сотрудник компании Руслан Тихонов, известный Хабру как @tirus, по просьбе «Амперки» вместе с Андреем Рожковым, методистом по робототехнике из Центра педагогического мастерства, оба дня фестиваля проводили два мастер-класса: Atari Punk Console и «Электронная игра, или Поймай огонёк». В обоих случаях детей по облегчённой схеме учили создавать простейшие электронные игры, сборкой которой «развлекались» юные электронщики 1970–80 годов. 

В разговоре между мастер-классами @tirus рассказал, что электроника всё ещё популярна среди детей. В повседневной жизни он ведёт кружок (при библиотеке в Москве, на м. Юго-Западная), где обучает молодых электронщиков. По его словам, дети, как и 100–200 лет назад, по-прежнему испытывают восторг даже от самых простых вещей, созданных своими руками.В данном случае не нужно было ничего паять. Как указал @tirus, во многом по соображениям безопасности. Детям выдавалась беспаячная макетная плата, на которую по определённой схеме надо было разместить резисторы, конденсаторы, светодиоды, перемычки и прочие элементы. Если кто-то завершал задание раньше остальных, ему выдавали дополнительные элементы для усложнения игры. Количество мест для детей было ограничено числом плат (10 шт). При этом мастер-классы оказались настолько востребованными, что Руслана и Андрея попросили провести внеочередной «урок» по сборке игры «Поймай огонёк». 

В разговоре между мастер-классами @tirus рассказал, что электроника всё ещё популярна среди детей. В повседневной жизни он ведёт кружок (при библиотеке в Москве, на м. Юго-Западная), где обучает молодых электронщиков. По его словам, дети, как и 100–200 лет назад, по-прежнему испытывают восторг даже от самых простых вещей, созданных своими руками.

Мастер-классы «Амперки», 12 фото

Разговор с организаторами

Один из основателей «Яндекс Музея» Павел Анохин рассказал в беседе «за кулисами», что в этот раз они расширили аудиторию музея и изменили формат мероприятия: теперь «Демодуляция» не только мероприятие для ретроэнтузиастов, а настоящий городской фестиваль для всей семьи. На прошлые «Демодуляции» и в сам музей ходит довольно много детей. Поэтому организаторы решили разнообразить программу, чтобы она была интересна и приходящим на фестиваль школьникам, и они могли бы не только поиграть в ретроигры, но и научиться чему-то новому и полезному. При этом несколько лет назад, на старте инициативы, было совершенно не очевидно, что затея с ретромузеем и фестивалем может быть интересна детям 7–10 лет. В первую очередь основатели думали о людях намного старше, у которых ретротехника будет вызывать ностальгические чувства.

К тому же, Павел отметил, что необходимость расширения аудитории «Яндекс Музея» возникла сама собой. На узкие технические темы можно говорить с людьми, уже погруженными в этот вопрос. Но, поскольку всё человечество и новое поколение в том числе живёт в цифровом мире, подобные музеи эволюции технологий становятся уже не специфической историей для энтузиастов, а просто историей и неотъемлемой частью цивилизации.

«Мы хотим, чтобы «Яндекс Музей» стал не только точкой притяжения для ретроэнтузиастов, но и местом семейного досуга — куда хочется прийти в выходные и интересно и полезно провести время со своими детьми. Чтобы этого добиться, нам нужно уметь работать с самой разной аудиторией и в рамках мероприятий, и в рамках регулярной деятельности музея. Поэтому мы запустили цикл активностей, помимо экспозиции, выставок и экскурсий. Уже сегодня, например, можно записаться на мастер-классы по пиксельной графике и программированию на советских калькуляторах, а также на игровые турниры».

Павел указал, что команда «Яндекс Музея» также сейчас ищет новые форматы работы с посетителями. В идеальном для Павла варианте музея о цифровой эволюции экскурсоводы не только читают лекции и показывают отдельные экспонаты. Вместе с этим созданы экспозиции, с которыми можно взаимодействовать, и которые атмосферой погружают гостя в историю самостоятельно. Например, это может быть обставленный в духе времени кабинет со старым компьютером, где гость по приложенной инструкции набирает простенький код, чувствуя себя специалистом того или иного времени. На мой взгляд, это может быть кабинет Лоринды Черри — одной из разработчиц userspace для Unix, dc, bc, wwb и eqn (1970–80 г.г.).

«Яндекс Музею» развивается и хочет стать современным музеем, указывает Павел. Для этого основатели смотрят на передовой опыт отечественных и зарубежных коллег, прослеживают, как меняется образ современного музея, как эволюционирует метод подачи информации и область в целом. 

***

Материалы с прошлой «Демодуляции» и интервью с основателями «Яндекс Музея».

© Habrahabr.ru