Delivery Manager – очередной хайп или новый тренд управления

e8eb65f8fd3921aca2d9dec1727ae81e.png

Несколько лет назад сочетание слов Delivery и Manager редко встречались вместе. Сегодня же количество таких вакансий исчисляется сотнями, и многие компании внедряют у себя такую роль.

Что это? Очередная дань моде? Или вполне четкая трансформация IT-менеджмента? Нужно ли относиться серьезно к этой роли, или через пару лет она также быстро исчезнет, как и появилась?

За ответами на все эти вопросы прошу под кат.

Привет! Меня зовут Илья Прахт, я руководитель курса Delivery Manager в OTUS. В этом году мы запустили курс, и он нашел своего зрителя. Но самый частый вопрос, который я слышу — так кто же все-таки такой этот ваш Delivery Manager?

А ведь действительно. Каких-то 5 лет назад про них и не знали. Были у нас ПМы, тимлиды, Scrum-мастера иногда. Тогда все говорили про бирюзовые организации, самоуправляемые команды, плоские оргструктуры и демократический менеджмент. Даже с уклоном в Servant Leadership. Что поменялось?

В этой статье хочу сделать небольшой анализ, что за роль такая Delivery Manager, почему она появилась и почему сейчас все больше вакансий на эту позицию.

Все нижеизложенное является персональным мнением, потому прошу относится к этому соответствующим образом. Буду рад подискутировать (только конструктивно) в комментариях.

Кто такой Delivery Manager

Про роль Delivery Manager-а я очень подробно писал в этой статье. Здесь разберу только основные моменты.

Как понятно из названия, DM отвечает за delivery — чтобы клиент получал свой продукт вовремя, в правильном виде, с согласованным уровнем качества и денег. Чем это отличается от менеджера проекта? Преимущественно, продолжительностью. ПМ делает проект и дальше отключается. Для него крайне важно попасть в ограничения треугольника, используя при этом на максимум все имеющиеся ресурсы. Delivery Manager — про постоянную ценность, продолжительные взаимоотношения с клиентом. И здесь тактические решения уже не работают, всегда нужно думать на шаг-два вперед.

Поэтому Delivery Manager не просто использует ресурсы (читай команду, людей). Он также заинтересован в их ресурсном состоянии вдолгую. И поэтому в фокусе его внимания будут также мотивация, развитие, и другие важные вопросы People-менеджмента. В этом первая значимая особенность: DM отвечает и за проекты, и за людей.

Согласитесь, чтобы качественно управлять и тем, и другим (я про проекты и людей снова), нужны скиллы и опыт. А значит такой специалист будет стоить довольно дорого, и нагружать его операционкой, по меньшей мере, нелогично. Поэтому DM, чаще всего, ведет несколько проектов, управляя командами, а помогают ему в этом как раз тимлиды и ПМы. И это вторая значимая особенность роли: DM — это менеджер менеджеров.

Получается примерно следующее: DM — это мидл менеджер, между СТО и тимлидами, в зоне ответственности которого находятся сразу несколько проектных команд, где он обеспечивает непрерывную поставку ценности клиентам и комфорт работы своих сотрудников. В некотором роде, совмещение ролей ПМа и тимлида.

Задачи и функции Delivery Manager-а

Итак, с пониманием роли разобрались. Теперь давайте посмотрим на его задачи, что он должен делать (и соответственно, какими компетенциями обладать).

  1. Технический менеджмент — помогать тимлидам, выстраивать инженерные процессы в проектах, решать проблемы и эскалации

  1. Проектный менеджмент — помогать ПМам, выбирать и внедрять правильные методологии управления, следить за delivery, качеством, финансовой эффективностью проектов

  1. Управление командой — непосредственно тимлидами, а также всеми сотрудниками своего юнита, выстраивать для них процессы развития, мотивации, оценки

  1. Управление процессами — законотворчество, создавать систему, в которой будет комфортно работать командам

  1. Взаимодействие с заказчиком — управление ожиданиями, эскалации, поиск новых возможностей для сотрудничества

  1. Взаимодействие с топ-менеджментом и другими подразделениями — снова коммуникации, вверх, вниз, вбок

  1. Стратегический менеджмент — целеполагание, достижение результатов для компании, соблюдение всех бюджетов и ограничений по ресурсам

Как видно, круг задача довольно широк. И здесь, действительно, многое из классической работы тимлида и менеджера проекта. Но кроме этого, появляются задачи тактического уровня: реализовывать стратегию, управлять процессами, развивать отношения с клиентами. В общем, нескучная работенка, факт.

Типажи Delivery Manager-ов

Здесь хочу напомнить, что не существует единого или какого-то сертифицированного понимания роли тимлида. В каждой компании она хоть чуть-чуть, но уникальна. А про роль CTO и говорить не стоит. Так вот, роль DM — не исключение. Здесь тоже, кто во что горазд.

Но проанализировав основные вакансии и запросы рынка, мы смогли выделить несколько основных типажей DM, которые встречаются чаще всего. За основу возьмем самый базовый типаж, который распространен более других. Эдакий «DM в вакууме», «средний по больнице».

В работе такого DM много управления проектами, как технического, так и классического проектного менеджмента. Много коммуникаций, чуть меньше работы с командой. Стратегия практически не присутствует. Соответственно, набор необходимых компетенций в виде светофора будет выглядеть вот так:

30a758e55aedb069eef5fa294eadb02b.png

Следующий типах — «Решала». Такой DM управляет целиком и полностью в ручном режиме, огромный перефокус здесь в функции ПМа, и дефицит внимания команде. Светофор его компетенций будет выглядеть вот так:

f3a97d0dcfd5f8a46b7f0b97abcd0777.png

Следующий типаж, наоборот, с сильным перефокусом в функции тимлида и проседающим проектным управлением. Условно, так его и назовем — «Бывший тимлид». Для него характерно много технического менеджмента (иногда даже рвется сам код писать, вот даже как), много работы с командой, ну потому что привык и умеет. Управление проектами и взаимодействие с заказчиками у него постольку-поскольку, что успел освоить, будучи тимлидом, то и использует. Ну, а все остальное просто и не появилось. Его светофор выглядит вот так:

95ff024d28720dea3849261e7a165978.png

Далее типаж с большим перекосом в тактическое управление. Тот, которому некогда (да и не хочется особо) заниматься конкретными проблемами или проектами. Хочется все разделегировать и распределить по процессам. Так он и называется — «Менеджер портфеля». Хорошо прокачан в процессах и коммуникациях, умеет управлять проектами настолько, чтобы поставить это на поток и построить на базе этого целую систему, и даже немного тянется к стратегии. Его светофор вот такой:

aa815ec1ff9fdc292fccf136283cd492.png

Ну и еще одна интерпретация мидл-менеджера — «Стратег». Такой же, как предыдущий, только совсем уже оторванный от реальности в полях. Он вообще уже ничего не делает своими руками, делегирует все на свете. Но зато, смотрит в будущее (не знаю уж, что он там видит, но точно смотрит). А вот его светофор:

4b68075bc29fedded48453a21ae76d6f.png

Если собрать все разобранные нами типажи в единую картинку, то получится что-то такое:

335187034c191e222d9c529ef40e9918.png

Что их всех объединяет? Так или иначе, широкая зона ответственности. Здесь, все равно, присутствуют и управление проектами, и менеджмент людей, и функции руководителя тактического уровня. Централизация управления, вот что это. И в этом суть идеи роли Delivery Manager: в одной голове проще договориться.

Хайп или тренд?

Итого, возвращаясь к исходному вопросу: DM — это просто хайп или новый тренд? Однозначно сказать сложно, но я поделюсь своим мнением на этот счет.

Последние несколько лет нас одолевают «черные лебеди». И они такие жирные, массивные. И точно такие же внезапные и непредсказуемые. Начиная с 20 года все, в том числе и IT, живут в некотором состоянии антикризисного функционирования. И это оказывает определенное влияние на управление.

Все прошлые идеи бирюзовых компаний, Scrum-команд, самоорганизации и децентрализации управления клевые. Они очень демократичные, дают людям возможность развиваться, кайфовать от своей работы, постоянно экспериментировать. Но стоит все это очень дорого. И если в обычной жизни компании легко могут идти на такие эксперименты, то в условиях кризиса это очень рискованно.

И поэтому на смену трендам децентрализации приходят тренды антикризисного управления и наоборот, централизации менеджмента. Когда управленцев поменьше, а задач и полномочий у них — побольше. И Delivery Manager, на мой взгляд, ярчайший пример такой вот трансформации.

А значит, покуда мир наш, и айтишечка в частности, не выйдут на какое-то плато стабильности и предсказуемости, тенденция сохранится, и Delivery Manager-ов будет становиться только больше. Ну, а сколько еще это все продлится — можно только догадываться. Полагаю, что быстро все не поменяется. Но все может зависеть от новых «лебедей».

Присоединяйтесь к моему телеграм-каналу Седой директор. Пишу там про менеджмент в IT, отвечаю на ваши вопросы и разбираю ваши кейсы. Системно, наглядно, простыми словами.

А по этой ссылке вы сможете узнать подробнее о курсе и зарегистрироваться на бесплатный урок, который я проведу уже завтра.

© Habrahabr.ru