Дефицит электронных компонентов все сильнее бьет по рынку ПК и ноутбуков
В том, что цены ПК, ноутбуков и других электронных устройств постепенно будут расти, сомневаться особенно не приходилось — негативных факторов слишком уж много. И цены стали постепенно увеличиваться, причем какое-то время не особенно активно, возможно, из-за инерции рынка.
Но сейчас все начало меняться. Так, стоимость ПК и ноутбуков уже выше на 10%, чем год назад, причем похоже, что это лишь начало реальной проблемы. Более того, возможно, заголовок вроде «Электроника по талонам», который мы дали статье от марта 2021 года, реальнее, чем тогда казалось. О том, что сейчас происходит на рынке и будет происходить в ближайшем будущем — поговорим под катом.
Что там случилось с ценами?
По данным разных экспертов, включая специалиста аналитической компании Gartner Микако Китагаву (Mikako Kitagawa), средняя стоимость ПК и ноутбуков всего за год возросла сразу на 10%. И это в Европе и США, в РФ ситуация еще сложнее. По данным «Ведомостей», рост цен на компьютеры лишь во втором квартале 2021 года составил как минимум 20%. При этом ритейлеры либо вообще не увеличивают маржу, либо делают это с минимальным ущербом для покупателя. В большинстве случаев цены на гаджеты меняются на стороне импортеров.
Также аналитики указывают, что более продвинутые и дорогие устройства дорожают более быстрыми темпами, чем бюджетные системы. В целом, это вполне логично, если не учитывать тот факт, что последние становятся все более дефицитным товаром. Некоторые компании снижают темпы производства бюджетных ПК и ноутбуков в угоду более дорогим моделям — именно потому, что хотят заработать больше.
Сейчас вопрос дефицита электронных компонентов стоит особенно остро, так что производители используют оставшиеся на складах или приобретенные недавно модули для установки в более дорогих девайсах. Ну, а для бюджетных устройств либо вообще не остается компонентов, так что линейки приходится сокращать или приостанавливать их производств. Либо же для таких систем выбираются самые недорогие элементы, характеристики которых могут быть не самыми лучшими. Кроме того, в некоторые бюджетные устройства производители стали устанавливать память/процессоры и т.п. с урезанным объемом/частотами.
По данным ряда СМИ, больше всего возникло проблем с недорогими ноутбуками под управлением Google Chrome OS. Кроме того, по одной из причин, о которых будет сказано ниже, дорожают также корпоративные устройства.
Ноутбуки со складными экранами — весьма интересная тема, но у нас есть и другие статьи, оцените — мы рассказываем о:
→ Маленьких «малинках» в крупном дата-центре
→ Динамических ИБП в дата-центрах: как мы устанавливали Piller CPM300 с двойным преобразованием
→ Разборке редкого зверя от Nvidia — DGX A100
И «малинки» тоже
Хуже всего то, что дефицит сказывается не только на цене ПК и ноутбуков. Новая ценовая реальность приводит к тому, что повышается стоимость и мини-ПК вроде Raspberry Pi. Не так давно компаниях, их производящая, объявила о вынужденном росте цены устройств. Raspberry Pi Foundation пришлось увеличить стоимость своих товаров впервые в своей истории.
И проблема все та же — дефицит компонентов, из-за чего ряд моделей миниатюрных ПК стало сложнее производить. Ну, а кроме того, дорожают и сами компоненты, необходимые для сборки ПК, так что проблема лишь усиливается.
Raspberry Pi 4 с 2 ГБ ОЗУ подорожал с $35 в 2020 году до $45. Увеличилась и цена некоторых других товаров Raspberry Pi Foundation.
Эксперты предсказывают, что некоторых устройств будет меньше, чем нужно рынку, вне зависимости от того, станут повышаться цены или нет. Дело в том, что оперативно и одномоментно повысить объемы производства технологических сложных устройств практически невозможно.
Простой пример — принтеры, спрос на которые при падающем объеме производства лишь растет. Прежде всего, потому, что многие компании переходят на удаленку. Несмотря на цифровизацию, электронный документооборот и другие умные термины, печать на бумаге никто не отменял. Зачастую обе реальности — электронная и «бумажная» существуют параллельно, потому что кому-то нужны бумажные копии электронных документов.
В общем, объемы продаж принтеров увеличиваются, но вендоры вскоре перестанут справляться со спросом. И не столько из-за роста количества заказов, сколько из-за нехватки электронных компонентов…
По словам одного из источников Nikkei Asian Review, если производство чипов не вырастет, то вендоры не смогут больше поставлять требуемые объемы принтеров на рынок.
Проблема не только в процессорах
Несмотря на то, что производители современных чипов продолжают увеличивать объемы производства, это почти никак не помогает решить проблему с дефицитом ноутбуков и ПК. Дело в том, что дефицитными стали и относительно миниатюрные счипы. Так, в качестве примера можно привести схемы управления питанием и контроллеры USB-C стоимостью около $4.
Без мелких чипов ноутбук или компьютер выпустить нельзя, равно, как это невозможно и без процессора/DDR. А мелкие чипы тоже становятся все более дефицитным товаром.
Проблемы вызваны известными факторами:
• Торговая война США и Китая.
• Плановое отключение электричества в Китае.
• Ресурсные войны.
• TSMC и другие поставщики чипов поднимают цены.
• Рост спроса на электронику из-за пандемии и популяризации удаленной работы.
Ситуация усложняется тем, что в начале года в регионах, которые поставляют большую часть необходимых электронной индустрии чипов, возникали проблемы природного характера. Сильнее всего от них пострадал Тайвань, на который обрушились тайфуны, наводнения и землетрясения. Затем последовал дефицит воды. Водохранилища региона одно время были заполнены всего на 20% от нормального уровня, что даже заставило власти региона настойчиво рекомендовать промышленным компаниям снижать расход воды на 7–11%. Все это задержало плавное наращивание объемов производства.
А когда ситуация исправится?
Это крайне сложный вопрос. Эксперты не питают никакого оптимизма в этом отношении. Большинство склоняется к тому, что ситуация вряд ли улучшится до второй половины 2022 года. Но, возможно, «идеальный шторм» продлится и более продолжительный срок. Скорее всего, так и будет. Несмотря на то, что есть отдельные оптимисты, ситуация говорит о том, что проблемы могут продлиться до 2023–2025 года. И то, если ситуация на рынке усложнится, то все может стать еще хуже.
Ну, а для того, чтобы оценить отношение к проблеме читателей Хабра, мы повторим свой опрос от 24 марта 2021 года. Давайте посмотрим, что изменилось в нашем с вами отношении к дефициту.