Дашборды и прибыль: как посчитать всё не только правильно, но и красиво

Привет! Как мы уже не раз рассказывали, СИБУР поделен на несколько сквозных процессов. Сквозные процессы — это бизнес-домены, которые объединяют в себе бизнес-команды одной сферы. У нас таких много, но конкретно этот пост будет посвящён дашбордам для O2C. 

В случаеO2C — это также сквозной процесс, который расшифровывается как Order to cash. Он отвечает за привлечение новых клиентов и получение прибыли. Кроме того, такой подход помогает перестраивать бизнес-процессы на предприятии и способствует активной цифровизации производственных процессов.

3c198238e495b790a0a9c770458fc4f7.jpg

Сегодня использование O2C напрямую связано с промышленной цифровизацией. Постепенно все, начиная от поиска лидов и сопровождения сделок, заканчивая непосредственно продажами, передачей права собственности, когда бухгалтерия контрагента расписалась в акте, перестраивается на автоматический режим.

O2C как бизнес состоит из нескольких больших подразделений, эти же подразделения являются как потребителями данных, так и основными генераторами идей, все-таки стараемся работать в продуктовом подходе и учитывать хотелки всех и вся, как минимум внутри O2C. 

Что входит в состав O2C

Во-первых, это коммерческий блок, это коллеги, которые непосредственно общаются с клиентами и которые, собственно, продают. Это фронт-менеджеры, это балансодержатели, коммерческие директора. 

Далее, после коммерческого блока у нас есть подразделение маркетинга, как стратегического, так и операционного. Эти коллеги, с одной стороны, анализируют ценовые метрики, анализируют котировки для того, чтобы можно было провести ценообразование, с другой стороны, отслеживают точность прогнозирования как спроса, так и предложения, то есть тут, в отличие от выполнения плана, важно именно то, как менеджеры четко вносят свои потребности для того, чтобы закрыть свой ФК. 

Далее, большое подразделение — центр клиентского сервиса. Эти ребята объединяют в себе функции сопровождения сделки с документальной точки зрения, то есть кто кому какие договора должен отправить, и их KPI завязан на этих сопровождениях. 

И наш заказчик-спонсор — это РКС, развитие коммерческих служб, непосредственно это business-change подразделение, то есть у нас в любом сквозном процессе есть business-run и business-change. 

Business-run — это наши пользователи, которые делают бизнес, то есть непосредственно продают, документами перебрасываются с контрагентами и так далее, и есть business-change — те, кто пытается сделать их жизнь эффективнее как с точки зрения упрощения, так и с точки зрения улучшения их выхлопа. Это основные подразделения, с которыми мы работаем внутри O2C, на самом деле, есть ещё, включая коллег из компаний, которые СИБУР приобретает, но я не буду так сильно атомизировать структуру. Главное, что отмечу — их мы тоже интегрировали в наш контур.

Чем вообще занимается O2C?

Наш продукт первоначально зарождался из серии: «Коллеги, вот вам пачка метрик, давайте автоматизируем, посмотрим, что получится». 

Мы этот шаг прошли, и пережили процесс трансформации успешно — сделали хороший фундамент с точки зрения именно автоматизации системы сбора данных, то есть мы максимально мотивируем коллег отказываться от Excel и от ручников: «Коллеги, мы сделали хорошее аналитическое решение, пожалуйста, вот наше озеро, пользуйтесь». 

И сейчас уже проект по цифровизация предприятия растет не в высоту, а в ширину. У нас есть большие массивы данных, у нас есть много сквозной аналитики, то есть это когда у нас есть данные из разных бизнес-систем, которые сами по себе друг с другом не женятся, а мы их объединяем на стороне озера. 

Происходит в буквальном смысле индустриальная революция в отдельно взятой компании. Мы начинаем расти вширь: прорабатываем с коллегами разных подразделений даже не только O2C, но и смежные отрасли, то есть это и экономика, и финансы, и контроллинг продаж — коллеги, которые непосредственно работают с O2C, но организационно к ним не принадлежат. 

Мы делаем это для всех, для всей компании. Наш выход как продукта — это дашборды. Дашборд — аналитическая информационная платформа, Tableau, на котором мы все это собираем, но мы этим не ограничиваемся. Мы помогаем обеспечивать данными динамическое ценообразование в России, CRM и другие внутренние ресурсы в том числе. 

1e40dc4c44c0fcb0b9b8bd8cd094bb3c.png

Состав проектной команды O2C

У нас сложился своего рода триумвират функций, в области так называемой четвертой промышленной революции и внедрения новых технологий. 

Во-первых, это инициатор от бизнеса, через него мы коммуницируем с коллегами, и он к нам возвращается с какими-то потребностями. 

Это не строгое правило, то есть мы вполне может сходить к обычному пользователю, у нас есть дашборд приживаемости нашего продукта, мы смотрим, кто как ходит, подглядываем за ними. Без такого подхода, на наш взгляд, достижения индустриальной революции, не будут столь массовыми и эффективными.

Да и вообще, мы можем сходить к человеку и спросить: «Вот ты здесь ходил чуть ли не каждый день в дашборд, а с марта перестал. Почему? Какая твоя боль перестала закрываться, что ты перестал пользоваться дашбордом?».

Затем слушаем ответ этого коллеги, и в зависимости от этого ответа мы придумываем стратегию его возвращения в стан наших фанатов. Если что-то сломалось, перестало отрабатывать — мы помогаем разобраться, возможно, починить, не в наших дашбордах, а в исходной системе, то есть где-то в SAP что-то отвалилось, из-за чего всё отвалилось и в нашем продукте. Или бывает, что коллега долго ждет обратной связи по своему предложению, мы сделали специальную формочку в дашборде, чтобы каждый мог высказать свое предложение, не нам в личку бросать, а централизованно. Кому-то мы долго не отвечали, помогаем разобраться, снять этот негатив. В общем, работаем с определенным customer experience для того, чтобы повышать приживаемость.

Во-вторых, наш СИБУР Digital как команда, разработка — те, кто непосредственно технически это делает. Очевидно, что как дашборд не заведется без нашей реализации, так и мы ничего не сделаем, если бизнес, развивающийся по принципам индустрии 4.0, нам не поможет. Потому что мы не методологи, сами по себе не знаем ничего, поэтому бизнес-анализ делается совместно. 

Здесь же— подразделение данных, потому что данные на острие, управление данными — это синтез бизнеса и чистой разработки, у нас это системные аналитики, наши архитекторы данных, инженеры, BI-специалисты, мы активно подключаем тестировщиков, у нас очень хорошо развито Data Governance (управление данными) с точки зрения методологий. Ещё у нас есть большой каталог данных для дедупликации тех или иных бизнес-сущностей; у нас есть Master Data Management (подразделение нормативно-справочной информации) — мы активно пользуемся их справочниками, потому что они являются первоисточниками абсолютно для всех во всем холдинге, мы активно с ними работаем. 

В общем, тут не только BI-дашборд построить, здесь активно принимает участие широкий спектр людей для того, чтобы это все работало, это с точки зрения разработки, с точки зрения СИБУР Диджитал. 

В-третьих, коллеги из ЦЭП, центра экспертизы процессов. Они закрывают часть анализа, помогают понять бизнесу, как правильно построить ту или иную метрику, то есть этакие эксперты-консультанты, они нам помогают в экспертизе, чтобы более грамотно выстроить всю эту структуру данных. 

Сейчас мы всё ещё в пути, но уже встали на рельсы активной цифровизации производства и стремимся внедрять все больше технологий в России. Наш проект стартовал в конце 2020 года с командой из 4 человек (я, один архитектор, один человек от ЦЭПа и один человек от бизнеса). С лета 2021 мы начали очень активно работать, команда сильно расширилась, появилось много ролей, начали внедрять SCRUM. В общем, работы впереди ещё много, и мы к ней готовы. 

© Habrahabr.ru