Да кто такой этот ваш нетворкинг?

Привет! Я Лена Гаврина, работаю в HR Tech — создаю сервисы Alfa People для сотрудников и кандидатов. Сегодня поделюсь, как благодаря силе общения мы перестали изобретать велосипеды каждый спринт. Вы сможете так же на вашем продукте. 

6da9ff7f904964ed2e3d3f69b693e994.png

Небольшой дисклеймер: в любом пособии про нетворкинг никогда не будет моего портрета. Для многих я неудобный руководитель и не самый приятный человек. Тем не менее расскажу про свои ощущения владельца продукта, спикера и амбассадора.

По обратной связи коллег я не самый приятный человек

По обратной связи коллег я не самый приятный человек

Сначала в статье были только описания коллабораций. Получился успешный успех и сплошь про банк. Я всё переписала: в статье найдете примеры, как начать нетворкинг, который все рекомендуют, но мало кто применяет.

Зачем я выхожу за пределы продукта

За 3 года я прошла от выжженной земли до приложения, которое ставит каждый новый сотрудник и даже кандидат. Даже 3 года — только миг для сборки большого продукта, и всегда нужно быстрее, выше, сильнее… Хочешь не хочешь — нужно договариваться: переиспользовать чужие наработки и заходить к экспертам.

Нетворкинг: ожидание — реальность

Я обожаю подглядывать крупные идеи у бизнеса и нести к себе в HR Tech. В корпорации высокие стандарты, но до меня кто-то точно делал работу по этим стандартам. Кажется, кради как продакт и живи счастливо. Есть одно «но»: всё красиво только на словах. 

Как обычно бывает

Мы думаем: наш продукт все знают, поставим встречу на полчаса (максимум —  на час), получим всё готовое.

На самом деле: «У нас всё работает по-другому, это не к нам, к кому — не знаем». Нас вежливо слушают, обещают подумать и больше никогда не вспоминают о нашем продукте.

Тут уточню: комьюнити — это не про донорство, а про обмен. Я начинаю с требований к себе: открываю глаза и уши. Будем честны, всем интереснее отвлекаться на мемы и мессенджеры, чем вникать в задачу коллеги.

Как я с этим справляюсь: когда коллега приходит за помощью, представляю, что это проект, на который мне надо выйти прямо завтра. Думаю, с чего начну, что возьму из моих наработок, к кому зайду за советом, — и делюсь этим. 

Сначала труд и много созвонов с соседними командами, потом «зачётка работает на тебя», люди понимают, что с тобой надёжно и хотят заполучить тебя в проект.

Разгоняйте проект силой общения

Начну с истории, как коллеги помогли мне. Нам понадобилась электронная подпись в прелогин-зоне: ЭДО, все вот эти скучные слова. Мы хотели получать цифровую подпись кандидата на кадровых документах до выхода на работу, когда ещё нельзя идентифицировать его в контуре компании. 

Документы, которые кандидат подписывает через ЭДО в прелогине

Документы, которые кандидат подписывает через ЭДО в прелогине

Мы нашли внутри банка ребят, которые всё знают про ЭДО. Для этого я вышла из HR и отправилась в бизнес: в фиджитал-отделениях давно все документы подписывают и хранят на смартфоне. Договорились переиспользовать подпись у себя: сейчас кандидату приходит смс-код для подписания — как в клиентских офисах Альфы. 

С нетворкингом мы проскочили быстрее все эти этапы: находили тех, кто «плавал и знает» рынок, ограничения, согласования

С нетворкингом мы проскочили быстрее все эти этапы: находили тех, кто «плавал и знает» рынок, ограничения, согласования

Ждите, и бумеранг нетворкинга вас настигнет 

Расскажу про наш вклад в чужие продукты. Ко мне тоже приходит бизнес, чтобы встать на «полку» — встроиться в приложение для сотрудников.

Так случилось с чатом для среднего бизнеса. Боль была такая: B2B-менеджер постоянно в полях. Он должен быть на связи с клиентами, при этом общаться в контуре банка. Alfa People всегда под рукой, поэтому клиентский чат мы завели в корпоративное приложение. Теперь у сотрудников есть чат в верхней панели рядом с колокольчиком.

В статье мы писали про Альфа-Диск, а зацепили боли коммуникаций

Другой пример — пульт управления продажами. Мы встроили в Alfa People план продаж малого бизнеса. Эти сотрудники много продают на выезде. Факт по сделкам нужно заносить сразу же, чтобы руководитель видел статус и метрики. 

Об HR никто не думал как о бизнес-единице, а мы стали поставщиком софта. Я амбассадор в Альфе и за её пределами. Постоянно напоминаю, что у нас есть площадка с вебом и мобайлом и дизайн-система — создавай интерфейс и встраивайся в корпоративное приложение.

Плавно заходите в сообщества

Теперь о том, где взять сына маминой подруги, у которого всё готово. Я заглядываю во внутренние комьюнити — в Альфе они хорошо настроены. В сообществе продактов мы нашли коллег, которые помогли с авторизацией HR-бота. 

Мы: у нас есть HR-аккаунтСообщество продактов: у нас есть зелёная галочка, надо?

Мы: у нас есть HR-аккаунт
Сообщество продактов: у нас есть зелёная галочка, надо?

Мы никогда не занимались официальными аккаунтами, а у ребят в бизнесе был опыт — они 34 года общаются с клиентами Альфы. 

Магия не начинается, если просто вступить в чат сообщества. К встречам комьюнити я готовлюсь: смотрю адженду, читаю анкеты и био участников, прикидываю, какие компании будут мне полезны. 

Недавно мы делали презентацию о предпочтениях зумеров. Они видят нетворкинг как возможность потусоваться, мероприятие «не для дела, для души». Ощущаю себя бабкой с подходом «забыть про пиццу, обратить всё в пользу».

Успокаиваюсь тем, что в прошлой статье меня пока не приняли в старики:

60b093e7e66e6460c8fa4585588a4f72.png

На встречи уходит время, значит нужно конвертировать его в идею или полезный контакт. По дороге на демо или бизнес-завтрак я думаю, какие пересечения есть с моим продуктом и как проложить мостик к обсуждению моей темы. Завести диалог можно в личке, мне самой часто пишут по контактам со слайдов. 

Люди реально пишут после доклада. Не со всеми случается проект, но контакт точно теплеет

Люди реально пишут после доклада. Не со всеми случается проект, но контакт точно теплеет

Не обязательно говорить про продукт. Если мне интересно, комфортный ли офис у коллеги или где купить такой же пиджак — я спрошу.

Создавайте движ сами

Мне не всегда доставались готовые сообщества. Когда мы делали прелогин, в какой-то момент идеи закончились. Прелогина для бизнеса у нас нет, среди корпоративных приложений мы тоже были пионерами. В итоге пришли в HR-бренд — это ребята, которые делают митапы и хакатоны Альфы, и вместе придумали кейс-чемпионат.

Мы предложили студентам пофантазировать, что реализовать в прелогине для кандидата. На месяц собрали бодрую компанию: провели брифинг, погрузили в наш продукт и посмотрели 8 защит MVP.

Это моя команда радуется кейс-чемпионату в субботу

Это моя команда радуется кейс-чемпионату в субботу

Запуск любой активности отнимает силы. Представьте, что завтра вас зовут в жюри. До упоминания в пост-релизе нужно общаться с конкурсантами и проверять работы. Если вы прошли на конференцию мечты, нужно несколько раз пересобрать доклад. Когда соседняя компания захочет обменяться опытом, пару вечеров уйдёт, чтобы упаковать свой проект в Miro/на слайды.

Моя машина комьюнити заработала: Alfa People зовут в проекты и на круглые столы. Чтобы такие акции не были разовыми, я отвечаю за свои слова. Я так часто и много говорила про продуктовый подход в HR, что Высшая школа экономики пришла ко мне с идеей первой HR Tech магистратуры (о ней я тоже когда-то напишу).

Ложка дёгтя: за нетворкинг придётся платить

Ни в одной компании нет онбординга, на котором покажут проекты 300 команд, чтобы вы нашли партнёров. Не будет ментора, который знает 10 000 сотрудников и точно подскажет, к кому бежать. Зато есть демо, митапы, внутренние сообщества, чаты.

Когда я стала амбассадором бренда, пришлось перепридумать себя. Я сменила гардероб: в IT встречают по другой одёжке. Собрала референсы с публичных выступлений, добавила задачу со звёздочкой — вписать мерч в мою капсулу, и обратилась к стилисту.

Мои образы до/после стилиста 

Мои образы до/после стилиста 

Любой нетворкинг — это время, поэтому я не КМС ни по какому виду спорта, не играю в рок-группе, а с ребёнком мне помогает няня. Я понимаю, зачем это всё: в телефоне есть полезные контакты, и я быстрее проживаю принятие, когда нужно срочно развернуть продукт в другую сторону.

Плохая новость: не успела сделать причёску для видео про магистратуруХорошая новость: грустить мне тоже некогда

Плохая новость: не успела сделать причёску для видео про магистратуру
Хорошая новость: грустить мне тоже некогда

Выводы

  • Уметь общаться и договариваться — это база.

  • На старте каждого продукта я ищу, есть ли в компании или на рынке похожее решение. Думаю, у кого запросить наработки и где мы можем пересечься.

  • Не замыкаюсь в себе, даже если очень хочется. Можно просто написать в чат комьюнити и получить ответы, это быстрый контакт и выход на нужных людей.

  • Вкладываюсь в сообщества, внутренние и внешние. Это история про переиспользование технологий, которые никогда бы в жизни не пересеклись (как ещё могли бы встретиться план по продажам расчётно-кассового обслуживания и приложение для сотрудников!)

  • Смотрю на свой продукт с разных сторон. Не будет так, что сегодня я делаю HR-приложение, а завтра выпускаю болид Формулы-1. Но мне удаётся вытащить ценность для HR- или Agile-конференции и несколько лет подряд побеждать на соревновании корпоративных проектов.

  • Ищу применение своему продукту в других сферах. Экономлю ресурс на разработку, чтобы лететь вперёд, пока другие сидят на планёрках.

Общение помогает мне в жизни. С ним было легче входить в роль лидера HR Tech. А ещё с ним у меня есть чувство локтя с соседними командами и компаниями.

Пишите в комментариях, находите ли вы время общаться с комьюнити и что для вас самое трудное в нетворкинге.

© Habrahabr.ru