Д-пантенол: препарат для добра
Знакомьтесь — декспантенол. Декспантенол получает уже пятое дыхание в медицине. Для нас важно, что он значительно стимулирует процессы регенерации в повреждённых слизистых оболочках и коже, плюс делает ещё много чего полезного. Такой эффект получается из-за универсальности тех биохимических процессов, на которые он влияет.
Сейчас расскажу, почему его так любят косметологи.
Немного о хиральности
Приставка декс- в названии декспантенола появилась не просто так. Она происходит от латинского слова dexter — правый. Дело в том, что это вещество, как и многие другие, имеет свои оптические изомеры. Два таких изомера хиральны по отношению друг к другу.
Хиральность — это свойство молекул-изомеров, из-за которого их невозможно совместить в пространстве никаким вращением без зеркального отображения. Поэтому среди оптических изомеров выделяют лево- и правовращающие варианты из-за их способности вращать плоскость поляризации света, пропущенного через раствор. Часто для их обозначения в названии используется латинское D или L. Поэтому D-пантенол тоже вполне корректно звучит.
Бесполезный сам по себе
На самом деле декспантенол в исходном виде довольно бесполезная субстанция. Как и многие другие препараты, он является лишь предшественником своего активного метаболита. При нанесении на кожу он довольно быстро проходит через липидный барьер и немедленно превращается в пантотеновую кислоту. Пантотеновая кислота — это один из важнейших водорастворимых витаминов, витамин B5. Но, что интересно, она тоже сама по себе не работает.
На самом деле основной целью всей биохимической цепочки является синтез коэнзима А. Наша пантотеновая кислота включена в него в виде пантетина в фрагментах 3 и 4. Вот тут-то и начинается вся основная магия: коэнзим А участвует практически во всех основных биохимических процессах в организме, играя роль промежуточного звена, связывающего и переносящего кислотные остатки на другие вещества.
В каждой клетке нашего организма есть свои биологические энергоустановки — митохондрии. Именно они отвечают за синтез макроэргических молекул, таких как АТФ. Это своеобразный эквивалент электричества в клетке. Если в макромире электрический ток вращает моторы, заставляет работать микроконтроллеры, то в клетке, благодаря АТФ, работают белковые насосы, качая ионы против градиента концентрации, работают без отдыха фабрики белкового синтеза — рибосомы. Без макроэргов функционирование организма просто невозможно. Для того чтобы синтезировать АТФ, требуется немалое количество энергии. Один из важнейших путей — аэробный путь окисления глюкозы, в результате которого молекула пирувата запускает цикл Кребса, который ещё известен как цикл трикарбоновых кислот.
Этот процесс невозможен без коэнзима А. КоА работает как транспорт, перенося фрагменты молекул от одного участка реакции в другой. Вот почему так важна пантотеновая кислота и её производные. Она является ключевым звеном в энергетической инфраструктуре каждой клетки нашего организма. Кстати, в этот цикл входят такие довольно распространённые вещества, как лимонная и янтарная кислоты. При их комбинации получают довольно действенный препарат, снижающий тягостные симптомы алкогольной абстиненции.
В принципе, витамин B5 в виде пантотената кальция там тоже будет нелишним. При похмелье нарушается нормальное протекание цикла Кребса и начинает страдать вся энергетическая система организма.
Соответственно, при использовании препаратов, которые способствуют нормальному протеканию цикла трикарбоновых кислот, мы можем значительно быстрее привести организм в норму.
Декспантенол, регенерация и ожоги
Именно участие пантотеновой кислоты в виде КоА в энергетическом обмене и обусловливает такой мощный эффект декспантенола. В повреждённых участках кожи или слизистой протекает целый ряд патологических процессов, которые во многом сводятся к энергетическому голоданию. Декспантенол частично компенсирует эти проблемы в очаге поражения и ускоряет регенерацию, одновременно снижая воспаление.
Кстати, есть ещё один очень важный момент. Ожоги. Их вечно неправильно лечат. У ожога, как и у других вариантов травм, есть три основные стадии: альтерация (повреждение), экссудация и репарация. Я часто видела, как люди, получив ожог, начинают немедленно распылять на обожжённую кожу пену с декспантенолом.
Это совершенно бесполезно.
На первом этапе только начинают развиваться те патологические процессы, с которыми эта пена должна бороться. Куда важнее немедленно охладить повреждённый участок в течение 5–10 минут. Тем самым вы сузите сосуды, снизите отёчность и болевые ощущения, ну и в целом снизите серьёзность травмы. А вот уже на стадии репарации, когда кожа начинает восстанавливаться, декспантенол будет более чем уместен. На этом этапе он может значительно ускорить процесс заживления. От солнечных ожогов он тоже отлично спасает.
Кроме того, если средство наносится в виде пены, оно не даёт начальному теплу выходить наружу, образуя слой изоляции, — и загоняет ожог глубже. Правильное нанесение — гелем или жидкостью, но не ячеистой структурой.
Мы обычно носим с собой что-нибудь из регенерирующей группы в сумочках. Но это привычка от бета-тестирования средства «Интенсив-регенерация», и ещё в числе разработанных лабораторией средствах есть увлажняющий крем с очень удачной комбинацией Д-пантенола и дополнительной УФ-защиты. Обратите внимание на дозатор крема: вот здесь есть история про то, почему важно делать именно так в косметике. Еще всегда с собой у нас Блефарогель-1 — средство для профилактики ССГ, о котором более подробно написано тут.