Что такое интеллектуальная собственность и какие виды интеллектуальной собственности бывают?

eb9e12cd14bbe56de1dc4ff6c8c1b8e9.png

Что такое интеллектуальная собственность?

Интеллектуальная собственность (ИС) — это широкое категориальное описание совокупности нематериальных активов, принадлежащих компании или физическому лицу, которое юридически защищено от постороннего использования или реализации без согласия правообладателя интеллектуальной собственности.

Концепция интеллектуальной собственности связана с тем фактом, что определенным продуктам человеческого интеллекта должны быть предоставлены те же охранные права, которые применяются к физическому имуществу, называемому материальными активами. В большинстве развитых стран приняты правовые меры для защиты обеих форм собственности.

Краткие итоги:

  • Интеллектуальная собственность — это общий термин для набора нематериальных активов или активов, которые не являются физическими по своей природе.

  • Интеллектуальная собственность принадлежит и юридически защищена от внешнего использования и реализации физическим или юридическим лицом без согласия правообладателя интеллектуальной собственности.

  • Интеллектуальная собственность может состоять из многих типов активов, включая товарные знаки, патенты и авторские права.

  • Нарушение прав интеллектуальной собственности происходит, когда другая сторона участвует в несанкционированном использовании актива.

Правовая защита большей части интеллектуальной собственности истекает через некоторое время, но для других она может длиться вечно

Понятие интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность — это категория нематериальных активов, которые создаются с помощью человеческого интеллекта, такая собственность может принимать различные формы и может включать в себя программный код, произведения искусства, символы, логотипы, фирменные наименования и дизайн. Компании проявляют особую тщательность, когда дело доходит до выявления и защиты интеллектуальной собственности, потому что она имеет высокую ценность в экономике, которая все больше опирается на знания. Создание интеллектуальной собственности требует от компании значительных инвестиций в интеллектуальные ресурсы, из за этого к ней не должны иметь доступ другие лица, не имеющие прав. Интеллектуальная собственность это нематериальный актив, но она может быть гораздо более ценной, чем физические активы компании, она может представлять собой конкурентное преимущество и в результате чего жестко охраняется и защищается компаниями, которые ей владеют.

Примечание

Многие формы интеллектуальной собственности не могут быть отражены в балансе как активы, потому что их трудно объективно оценить. Тем не менее, стоимость имущества, как правило, отражается на цене акций компании, потому что участники рынка знают о существовании интеллектуальной собственности. Некоторые нематериальные активы, такие как патенты, учитываются в качестве имущества, если они соответствуют определенным критериям бухгалтерского учета, таким как объективная мера их стоимости и вероятные экономические выгоды. Они указываются как активы, а затем списываются на прибыль в течение срока их полезного использования. Эти расходы называются амортизацией. Этот процесс помогает компании сократить свой доход за счет ежегодного списания определенной суммы для целей налогообложения по мере того, как срок полезного использования нематериального актива подходит к концу.

Пример:

У патента может остаться всего 20 лет, прежде чем он будет зарегистрирован как общественное достояние. Компания присваивает патенту общую стоимость. Патент будет списываться на расходы или амортизироваться на одну и ту же сумму каждый год в течение 20 лет путем деления общей стоимости на 20 лет. Амортизированная сумма активов будет уменьшать чистую прибыль или прибыль компании для целей уменьшения налогообложения каждый год.

Интеллектуальная собственность, которая считается бессрочной, например, товарный знак, не амортизируется, потому что срок ее действия не истекает.

Пояснение:

Зарегистрированный товарный знак действует 10 лет на территории всей России. Продлевать знак еще на 10 лет можно бесконечно.

Срок действия исключительных прав на изобретение — 20 лет с даты подачи заявки. Указанный срок может быть продлен для изобретений, относящихся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых требуется получение разрешения, не более чем на 5 лет.

В 2022 г. число патентных заявок в мире увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 1,7% и составило 3,5 млн. Количество регистраций товарных знаков за тот же период сократилось на 14,5% до 15,5 млн новых заявок.

Виды интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность может состоять из многих видов нематериальных активов.

Патенты

Патент — это имущественное право, которое обычно предоставляется государственным органом, такими как Федеральный институт промышленной собственности и Ведомство по патентам и товарным знакам США. Патент предоставляет изобретателю исключительные права на изобретение, которое может быть дизайном, процессом, улучшением или физическим изобретением, таким как машина. Компании, занимающиеся технологиями и разработкой программного обеспечения, часто имеют патенты на свои разработки.

Пример:

Патент на персональный компьютер был подан в 1980 году Стивом Джобсом и тремя другими коллегами из Apple.

Авторские права

Авторские права предоставляют авторам и создателям оригинального материала исключительное право на использование, копирование или дублирование их материала. Авторские права на произведения авторов книг охраняются авторским правом, как и у музыкальных исполнителей. Авторское право также гласит, что первоначальные создатели могут предоставить любому лицу разрешение на использование произведения через лицензионное соглашение.

Товарные знаки

Товарный знак — это узнаваемый символ, фраза или знак, представляющий продукт, который юридически отличает его от других продуктов. Товарный знак закрепляется исключительно за компанией. Она владеет товарным знаком, поэтому никто другой не может использовать или копировать его. Товарный знак часто ассоциируется с брендом компании.

Пример:

Логотип и торговая марка Coca-Cola принадлежат компании Coca-Cola Company.

Франшизы

Франшиза — это лицензия, приобретенная компанией, частным лицом или стороной, называемой франчайзи. Это позволяет им использовать имя, торговую марку, запатентованные знания и процессы франчайзера.

Франчайзи,  как правило, является владельцем малого бизнеса или предпринимателем, который управляет магазином или франшизой. Лицензия позволяет франчайзи продавать продукт или оказывать услугу от имени компании. Взамен франчайзеру выплачивается стартовый взнос, а также текущие лицензионные сборы франчайзи.

Пример:

Компании, использующие бизнес-модель франчайзинга, являются United Parcel Service и McDonald’s.

Коммерческая тайна

Коммерческая тайна — это процесс или практика компании, которая не является публичной информацией и обеспечивает экономическую выгоду или преимущество для компании или владельца коммерческой тайны. Коммерческая тайна активно защищаться компанией и, как правило, является результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) компании. Именно поэтому некоторые работодатели требуют подписания соглашений о неразглашении.

Пример:

Коммерческой тайной могут быть дизайн, образец, рецепт, формула или запатентованный процесс. Коммерческая тайна используется для создания бизнес-модели, которая дифференцирует предложения компании для своих клиентов, обеспечивая конкурентное преимущество.

Цифровые активы

Цифровые активы также все чаще признаются интеллектуальной собственностью. К ним относятся проприетарный программный код или алгоритмы, а также цифровой онлайн-контент.

278ce73342e5b2c2387d71c7f3978249.jpg

Нарушение прав интеллектуальной собственности

К интеллектуальной собственности прилагаются определенные права, известные как права интеллектуальной собственности. Они не могут быть нарушены теми, кто не имеет разрешения на их использование. Права на интеллектуальную собственность дают владельцам возможность запретить другим воссоздавать, имитировать и использовать их работу.

  • Нарушение патента происходит, когда охраняемый законом патент используется другим физическим или юридическим лицом без разрешения.

  • Нарушение авторских прав происходит, когда неуполномоченная сторона полностью или частично воссоздает оригинальное произведение, такое как произведение искусства, музыка или роман. Дублированный контент не обязательно должен быть точной копией оригинала, чтобы квалифицироваться как нарушение.

  • Нарушение прав на товарный знак происходит, когда неуполномоченная сторона использует лицензированный товарный знак или знак, схожий с лицензированным товарным знаком.

  • Коммерческая тайна часто защищена соглашениями о неразглашении, если сторона соглашения раскрывает коммерческую тайну полностью или частично незаинтересованным сторонам она нарушает соглашение и посягает на коммерческую тайну.

Наказания за нарушение прав интеллектуальной собственности варьируются от штрафов до тюремного заключения.

Предотвращение нарушения прав интеллектуальной собственности

Нарушение часто совершается непреднамеренно. Убедитесь, что ваша компания не использует материалы, защищенные авторским правом или товарным знаком, чтобы избежать судебного иска за нарушение прав интеллектуальной собственности. Убедитесь, что ваш бренд или логотип не слишком похожи на другие, чтобы они могли ввести кого-то в заблуждение, думая, что это другой бренд.

Также неплохо провести патентный поиск, чтобы убедиться, что какие-либо идеи являются вашими собственными. Возможно, вы сможете найти способы лицензировать их через соответствующие каналы, если это не так. Юристы по интеллектуальной собственности специализируются на этом процессе, чтобы убедиться, что вы не используете чужие защищенные интеллектуальные активы.

Убедитесь, что в контракте четко указано, что любая созданная творческая работа становится собственностью компании, а не человека, которого вы наняли, если вы нанимаете кого-то для выполнения творческой работы для вас или вашей компании.

Подводя черту

Активы бывают разных форм и размеров, но некоторые из них нематериальны. Интеллектуальная собственность, которую часто называют нематериальными активами, имеет такую же ценность для корпораций, как и материальные активы. Логотипы и названия брендов, которые могут быть запатентованы и зарегистрированы как товарные знаки, помогают потребителям узнавать популярные компании и их продукты. Компании должны предпринять необходимые шаги для защиты этих активов, чтобы они не использовались не по назначению или не нарушались другими.

Автор публикации

Люкшин Денис Александрович — https://orcid.org/0009–0001–0378–7916.

E-mail:  luksindenis@gmail.com.

© Habrahabr.ru