Что раздражает российских IT-специалистов в компаниях

99f9ef86c30ee5ef7494410df1e567aa.jpg

Привет, меня зовут Марина, я отвечаю за IT-бренд и DevRel в Ростелекоме. Мы очень любим data driven-культуру, и в части бренда работодателя тоже стараемся проверять исследованиями большинство гипотез. Одной из главных тем остается перегрев рынка IT и проблемы с наймом и удержанием в компаниях компетентных специалистов. Эти кейсы мы и решили изучить поглубже. 

Что мы сделали

Мы провели опрос среди 300+ IT-специалистов, ссылку распространяли весной 2022 года на крупных конференциях: Highload++, TechLead&Devops Conf, SQA Days и других. Чтобы убедиться, что респондент действительно айтишник, мы просили в анкете указать уровень (джун, мидл, сеньор или лид) и профиль работы. 

7700a98ab7188d9b27fb7c4bd5397c27.JPG

Вот рандомный фрагмент из списка респондентов, иллюстрирующий сочность выборки:

4dc23835c30bfa678d5747b460bdd676.png

Все вопросы так или иначе касаются проблем с наймом и удержанием IT-специалистов. И сейчас по каждому покажу результаты в процентах. Тем более я обещала еще на конференциях поделиться исследованием с теми, кто отвечал. 

Первый вопрос — про самооценку:

b4578f3d66b77cc49fbe5c24e988330a.JPG

Если бы наибольший результат показали пограничные варианты, то стало бы понятно, что проблема российских программистов либо в недооцененности, либо наоборот, в завышенных ожиданиях от работодателя. Однако в целом итог адекватен текущим реалиям. 

Второй вопрос — про удовлетворенность:   

eee1ff14addd9e2d95363263648fd53b.JPG

Я сформулировала это вопрос не так прямолинейно, как в классических eNPS-опросниках и оставила вариант про внешние обстоятельства. На тот случай, если во всех бедах рынка будет виноват ковид или февральские события.

Но нет, айтишником именно в компаниях чего-то не хватает, хотя они и признают, что ради них стараются. Давайте смотреть, что именно. Интересно то, что больше трети опрошенных считают, что все окей, хотя мы ожидали меньше. 

Вопрос про главное — чем недовольны

0d1255fe6a165e1e99660688d12bed59.png

То, что деньги решают, мы и так знали, но в этих ответах нам было интересно другое. Недостаточно подготовленные рекрутеры вызывают хейта почти столько же, сколько унылые проекты. То есть компании теряют кандидатов уже на самом финише воронки, потратив кучу сил на поиски эксперта и попытки его заинтересовать. 

Между тем, найти подходящее предложение кандидат может за неделю-две:

53749dd58d9f87ee9ec0743a74abca63.JPG

Бонус: открытый вопрос

Многие из респондентов сами захотели поделиться мнением, почему с рынком в России все так сложно. Вот парочка заключений от представителей IT-комьюнити.

Мало специалистов на рынке (это был самый частый ответ из свободных).

Порой появляется впечатление, что работодатели просто не знают, что с ними [айтишниками] делать.

Инфоцыганство, порождающее неправдоподобные слухи о сфере. В результате чтобы отобрать хорошего кандидата, необходимо приложить гораздо больше усилий и времени.

Непонятно, что именно компания хочет.

Свободные ответы позже мы возьмем за основу для кастдева и более глубокого анализа. Через год мы актуализируем опросник, проведем исследование снова и сравним результаты:  

А вы что думаете? Пишите в комментариях.

© Habrahabr.ru