Что происходит? Обновления драйверов NVIDIA делают только хуже и убивают карточки RTX 5000

Недавний релиз флагманской видеокарты NVIDIA RTX 5090 вызвал настоящий переполох среди геймеров и энтузиастов компьютерной техники. Однако причина этого ажиотажа оказалась совсем не той, на которую рассчитывали производитель и пользователи. Вместо восторженных отзывов о революционной производительности, интернет-форумы и социальные сети заполонили сообщения о массовых сбоях в работе новых графических адаптеров, которые нередко беспричинно выходят из строя. Кажется, что даже NVIDIA не знает толком, что с этим делать. Ведь если обновления драйверов, которые вроде как должны исправить ситуацию, делают только хуже, наверное, это что-то да значит.
Почему RTX 5090 выходят из строя
История с карточками серии RTX 5000 началась практически сразу после выхода на рынок в начале 2025 года. Сначала проблемы проявились в Китае, откуда пошли первые сообщения.
Однако довольно скоро оказалась, что проблема шире, чем могло показаться на первый взгляд. Она затронула не только китайский рынок, где продавалась специальная версия RTX 5090D, но и международных пользователей карт RTX 5080 и 5090. День за днем форумы полнились сообщениями о черных экранах и «отвалившихся» графических адаптерах, которые переставала видеть система, а NVIDIA не спешила отвечать на запросы недовольных клиентов и вообще как-либо реагировать.
Единственным, что вселяло надежду на вероятное исправление сбоя, стали аналогичные проблемы, которые проявлялись на карточках RTX 4000 и ранее отсутствовали. Это наводило на мысль о системной проблеме в новых драйверах, а не о локальном дефекте новых моделей. Поэтому пользователи рассчитывали, что скорое обновление все исправит. Но не тут-то было.
К концу февраля 2025 года NVIDIA наконец анонсировала официальное решение проблемы. Компания выпустила новую версию драйвера 572.60, которая должна была устранить проблемы с черными экранами и сбоями. Однако, как это часто бывает в мире сложных технологий, одно решение породило новые вызовы.
Проблемы с драйверами видеокарт NVIDIA

Новый драйвер, хотя и решил проблему черных экранов для многих пользователей, создал новые сложности в работе Multi-Frame Generation (MFG). Эта та самая функция, которая была призвана увеличить производительность в играх, но стала камнем преткновения для разработчиков NVIDIA. Потому что игры, поддерживающие MFG, начали демонстрировать нестабильную работу, вплоть до полных вылетов и перезагрузок системы.
Спокойствия это не добавляло. Недовольных комментариев от разочарованных пользователей, делившихся своим негативным опытом и требовавших от NVIDIA немедленных действий, становилось все больше. Но решения по-прежнему не было.
Вскоре, однако, NVIDIA поспешила выпустить «горячее исправление» - драйвер версии 572.65. Но и этот шаг ко всеобщему разочарованию не смог полностью устранить возникшие сложности. Многие пользователи по-прежнему испытывали сбои в играх с поддержкой MFG, апеллируя к тому, что частота вылетов и самопроизвольных перезагрузок системы ничуть не снизилась.
В попытках хоть как-то наладить работу графических адаптеров некоторые пользователи приняли решение откатиться к более старым версиям драйверов, жертвуя производительностью и новыми функциями ради стабильности работы своих дорогостоящих видеокарт. Такое решение, хотя и не идеальное, все-таки позволило многим геймерам продолжить использование своих систем без постоянного страха перед внезапными сбоями или повреждением оборудования.
Низкая производительность RTX 5090
Однако списывать все на MFG было бы опрометчиво. Об аналогичных сбоях сообщали пользователи, которые играли без этой технологии, что указывало на более глубокие проблемы в архитектуре драйвера или взаимодействии с новым поколением графических процессоров Blackwell. Все это заставило многих экспертов задуматься о том, не кроется ли корень проблемы в самой архитектуре новых GPU, а не только в программном обеспечении.
Косвенно это подтвердила и сама NVIDIA, которая хоть и не связала сбои с аппаратными недостатками карт, признала, что небольшое количество RTX 5090, 5090D и 5070 Ti (примерно 0.5%) имеют на один блок ROP (Render Output Unit) меньше, чем заявлено в спецификациях.

NVIDIA поспешила заверить пользователей, что это никак не влияет на скорость выполнения задач, связанных с ИИ, однако тесты показали, что в играх падение может достигать 11%. В результате компания не нашла ничего лучше, чем предложить владельцам дефектных видеокарт обратиться за заменой.
Что лучше: NVIDIA или AMD
По сути, сейчас перед NVIDIA стоит серьезный вызов. Компании предстоит не только решить технические проблемы, но и восстановить доверие пользователей, серьезно подорванное чередой неудачных обновлений. Для этого необходимо приложить не только немалые технические усилия, но и пересмотреть стратегии коммуникации с сообществом. Ведь отказ от более прозрачного подхода к признанию проблем и информированию о ходе их решения в будущем может обернуться для компании еще более значимым падением авторитета.
Тем более, что прямо сейчас AMD готовится выпустить свою новую линейку RX 9070, которая может составить серьезную конкуренцию RTX 5070 в среднем ценовом сегменте. AMD заявляет, что их RX 9070 XT обеспечивает на 23% больше производительности на доллар по сравнению с RTX 5070 Ti при сравнении рекомендованных розничных цен.

RX 9070 XT будет оснащена 64 вычислительными блоками RDNA 4, 64 ускорителями трассировки лучей третьего поколения и 128 ускорителями ИИ второго поколения. Карта получит 16 ГБ памяти GDDR6 с пропускной способностью 640 ГБ/с, что превосходит характеристики RTX 5070 Ti.
Выход RX 9070 и 9070 XT запланирован на март. И, если AMD сможет обеспечить достаточное количество карт по ценам, близким к рекомендованным, это может серьезно повлиять на расстановку сил на рынке графических процессоров среднего класса.