Что не так с перезапуском «Кинопоиска»
Если долго писать о ребутах — однажды ребут придёт за тобой. Киношный термин, означающий перезапуск какой-нибудь серии фильмов новой командой и с новыми актёрами, теперь можно использовать для описания судьбы «Кинопоиска»: прикупивший его год назад «Яндекс» перезапустил «Кинопоиск» с новым дизайном и новыми приоритетами.
Инженеры Яндекса разговаривают с эталонным пользователем
Два года после покупки «Кинопоиска» спустя, без предупреждения, объявления войны, возможности откатить дизайн и хотя бы временно посидеть в старом интерфейсе, «Яндекс» превратил «Кинопоиск» в гигантский онлайн-кинотеатр для, по всей видимости, очень странных людей (в чём их странность — расскажу дальше).
А я по старой доброй традиции писать ругательный текст каждый раз, как у меня бомбануло от того, что меня забыли спросить, расскажу о том, что же не так с перезапуском «Кинопоиска».
Обязательная привязка к аккаунту «Яндекса»
Да, времена отдельных аккаунтов на разных сайтах уходят в прошлое — это не сильно удобнее, чем сотня дисконтных карточек разных магазинов в бумажнике или визитница вместо контакт-листа, но: почему именно Яндекс? Почему ТОЛЬКО Яндекс? Единственная версия, которая приходит мне в голову — где-то внутри «Яндекса» сидит менеджер, чья зарплата зависит от количества регистраций. А может просто руководство дико комплексует по поводу того, что список количества аккаунтов у них короче, чем у «Гугла»? В любом случае, дико в 2015 году наблюдать, как «Яндекс» открыл для себя методы накрутки имени «Мэйл.ру».
Самое главное, что даже при взягляде как бы с точки зрения корпорации логики в этом всё равно нет:
во-первых, Яндекс уже закрыл свою социальную сеть, признав, что она не взлетела — поэтому попытка реанимации Яндекс-аккаунта как альтернативной сквозной точки входа выглядит мягко говоря запоздалой.
во-вторых, стоило бы определиться — их цель монетизация или загон юзеров в сети матрицы? Любой е-коммерс знает, что лишние клики убивают конверсию — и требование ОБЯЗАТЕЛЬНО привязать Кинопоиск-аккаунт к Яндексу (с вытекающим условием необходимости заведения последнего, если у вас его никогда не было) — это резко суженная воронка продаж за счёт тех, кто отвалился на этих этапах. Т.е. позиция нового Кинопоиска выглядит сейчас: мы очень хотим, чтобы пользователи Яндекса смотрели у нас на сайте кино за деньги. А другие не смотрели.
Тормоза
Старый «Кинопоиск» тоже был не самым резвым сайтом в рунете, но от якобы конкурента Google ждёшь не только модного лаконичного дизайна, но и увеличения скорости загрузки страниц — но в этом случае зима, как всегда, наступила неожиданно. Даже просто изучить содержимое нового сайта затруднительно, потому что при каждом клике по вкладкам и подвкладкам как минимум несколько секунд приходится любоваться жёлтым червячком, пытающимся укусить собственный хвост:
Моча на снегу
И это ещё повезёт, если страница загрузится:
Юзабилити
Прежний дизайн «Кинопоиска», разумеется, не мог похвастаться простотой и понятностью — это тот сорт дизайна родом из нулевых, который на первый взгляд кажется страшным бардаком, но как только ты к нему привыкнешь — он тебе становится как родной, потому что всё, что нужно, оакзывается на расстоянии клика-двух.
Но пришла сумасшедшая Мэри Поппинс с полками из «Икеи» и навела порядок, всё разложив по шкафичкам: в шкафичике — полочка, в полочке — ящичек, в ящичке — отдельчик. А попробуешь что-нибудь вытащить и положить на видное место — и получишь веником по рукам. В результате от такого редизайна будут счастливы только педанты, которые всегда кладут носки в ящик для носков, а мне теперь чтобы почитать факты о фильме, надо найти незаметную кнопочку «Вся информация», а затем перейти во вкладку «Факты» — причём написать это проще, чем сделать с учётом тормозящего интерфейса.
Ещё хуже с рецензиями: подборка журнальных статей о фильмах на «Кинопоиске появилась сравнительно недавно, и оказалась чертовски полезной — причём ей каким-то образом нашлось место на странице фильма. Теперь же мнения профессиональных (и не очень, но всё равно пишущих за деньги) критиков, запихнули аж на четвёртый уровень: во вкладку «Рецензии», подвкладку «От СМИ». Если раньше я до самодеятельных отзывов даже не докручивал, то теперь я обязательно должен пройти через страничку с бесценными мнениями людей, которых я не знаю, и до которых мне дела нет. Я понимаю важность возможности писать свои отзывы на фильме — и я был полностью с ней согласен до тех пор, пока их не надо было читать.
Да, это стоило года работы: запихнуть самую интересную информацию на третий уровень вместо первого с подгрузкой контента без перезагрузки страницы. Накрутка числа регистраций в почте за счёт привязки к корпоративному аккаунту, позабытые возможности Аякса — что это, 2005 год на дворе? Покупайте доллары!
Теги
Когда в Яндексе решали, что теги — самое главное, что есть на странице описания фильма, и поэтому они должны быть на самом видном месте, они, по ходу, забыли, что у них есть свой поисковик — ничем другим эту нахальную поисковую оптимизацию объяснить нельзя — ну не для людей же это сделано было.
Потому что если для людей — то это должны быть очень странные люди, выращенный в секретных подвалах лабораторный вид Homo Keywordus, разговаривающий тегами:
— Посмотрел «Легенду»? Как тебе?
— Триллер, драма, преступления, бандиты, убийства.
— Чувак, да тебе рецензии писать надо!
Дизайн
Насколько всё плохо было с пониманием, что разместить на первом экране кроме, разумеется, продажных кнопок типа «Купить билет» или «Посмотреть онлайн», прекрасно демонстрирует следующий скриншот:
Деконструировать логику дизайна этой страницы очень просто:
— Так, нам нужна большая красивая картинка
— Чек
— На ней должна быть кнопка для зарабатывания денег
— Чек
— Отлично
— А может, добавим что-нибудь полезное?
— Что например?
— Ну я не знаю. А давайте — актёра, исполняющего главную роль!
— Отличная идея! Давайте выпишем друг другу премии!
Да, идея правда великолепная — с учётом того, что раньше список актёров (не одно имя, а список) и так был на первом экране. И главное, реализация не подкачала. Но постере фильма с Томом Харди в главной роли с фото сразу двух Томов Харди подписано, что в главной роли — Дэвид Тьюлис. Аплодисменты. «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим.»
Урезанный функционал
То, за что будут проклинать редизайн от «Яндекса» дольше всего. «Кинопоиск» всегда был хорош возможностями посмотреть практически любую статистику практически в любом виде — и это всё оказалось благополучно похерено в новом дизайне. Ещё один скриншот для примера:
Когда-то я мог в этом списке отсортировать фильмы по рейтингу, стране, дате выхода и уже-не-помню-каким-ещё параметрам, имея возможность быстро найти именно то кино, которое хочу посмотреть именно сейчас. Что предлагает мне «Яндекс» теперь? Рандомным образом отсортированный список без возможности вывести все фильмы на одну страницу — здесь они вспомнили, что можно подгружать контент без перезагрузки страницы, только список из 800 картин при способе вывода как в твиттере становится абсолютно неюзабельным — чтобы загрузить его весь такими порциями (а мы помним, что сайт к тому же ещё адски тормозит), надо угробить по меньшей мере час. Час, чтобы посмотреть собственные закладки, собранные за несколько лет пользования сервисом. Без шансов отфильтровать/отсортировать. Блестящая работа, Яндекс. Спасибо!
И опять эти злокипучие теги вместо хотя бы кусочка аннотации. Нет, серьёзно: Яндекс, покажи мне этого человека, который выбирает фильмы на вечер, читая теги? «Боевик, триллер, драма, детектив, расследования, заговоры, полицейские, преступления, спорт, США, конец XX века — идеально, надо посмотреть»
Резюме
«Кинопоиск» был уникальной базой киноданных, удобнее IMDb, на котором могли найти полезное не только условная попкорн-аудитория, но и киногики и кинопрофессионалы. У него был, на самом деле, мощный образовательный эффект, потому что организованная по принципу, напоминающему «Википедию», структура сайта, позволяла очень долго находиться на нём, находя новые фильмы, актёров, режиссёров, узнавая кучу полезных и не очень фактов — и в целом повышая свой культурный уровень. Всё это сейчас благополучно убито эффективными менеджерами: многослойный, содержательный и интересный сайт свёлся практически к лэндинг-пейджу, напоминающий по устройству уже не интернет-энциклопедию, а кормушку для свиней, организованную по самому простому принципу: нагнать побольше поросят и скормить им побольше хрючева. Вместо кинокухни — кинофастфуд. Интересы гипотетических 80% (хз, сколько их на самом деле) зрителей, ищущих «Фильмы с супергероями», «Что посмотреть на выходных», «Кино для всей семьи» и прочую хрень — удовлетворены: заходи на сайт, листай страничку, нажимай кнопочку и открывай глаза пошире:
Если кино для тебя что-то большее, чем лишний повод запить поп-корн пивасиком — то улыбчивая физиономия сейлз-менеджера оборачивается харей из той самой подворотни, в которой его откопали, отмыли и на работу взяли: «Чо, самый умный штоле? Сортировка фильмов тебе по годам нужна? Бокс-офис по разным странам? Фильтры? Списки? Графики? Статистика? Название фильма на родном языке? А ну вали отсюда, четырёхглазый!»
Масштаб, глупость и грубость преобразований на сайте вовсе не соответствуют романтическому образу одной из самых дружелюбных российских интернте-компаний — это, скорее, эпический фейл, вызванный эпической жадностью в стиле порыва безумия на сайте free-lance.ru трёхлетней давности. Нет сомнений, что волна возмущений в стиле «Дуров, верни стену» заставит дрогнуть даже «Яндекс», и пару уступок киногикам в ближайшие месяцы сделают. Но учитывая масштаб, с которым прежний функционал закатали в асфальт, многие возможности, видимо, навеки в списке безвозвратных потерь.
P.S. Чтобы закончить на позитивной ноте: на улице тех, кто мечтает сделать «свой «Кинопоиск» сегодня должен быть праздник. Раньше в тени «Кинопоиска» ничего не росло, но теперь, когда «Яндекс» выкорчевал его на доски для своего самопального кинотеатрика — поляна свободна.
P.P.S. Написать мнение о редизайне «Кинопоиска» или кинуть ссылку на этот пост можно тут: yandex.ru/support/kinopoisk/troubleshooting.xml