Что надо сделать на новой работе в первый месяц: гайд для тех, кто недавно в IT

Привет! Это следующая заметка про карьеру и нелегкую жизнь айтишника. Всегда рад вашим комментам и замечаниям. Пишите, если есть что добавить. Отвечать правда, могу один раз в день из-за минусовой кармы. Это последствия моей пилотной статьи на Хабре.

Кстати, почитайте, если еще не успели зайти и поставить дизлайк видели: Страх и ненависть в HeadHunter’е, или как искать работу в 2024 году: 10 простых советов

ДИСКЛЕЙМЕР

Пост пишу от лица менеджера продукта. И материал скорее всего, больше для джунов. Еще внизу будет ссылка на мой телеграм-канал. Если у вас аллергия на такое — не минусуйте плиз, а просто закройте окошко. Спасибо!

А теперь к делу.

Итак, у вас мало опыта, пришлось долго ходить по собесам, но в итоге первая айтишная работа таки нашлась.

Вы подписали договор, получили всякие доступы, добавились в рабочие чаты, если повезло — вам выдали свежий рабочий макбук. Далее эйфория от собственной успешности проходит и возникает вопрос:, а что собственно теперь надо делать и как тут работать свою работу?

Напишу тут несколько тезисов на основе своего опыта, на которые можно опереться в первый месяц, особенно, если к вам не прикрепили наставника.

Шаг первый. Поймите для себя, что хотите от этой работы

Сформулируйте и запишите, какого результата было бы классно добиться в компании через 6 месяцев или год, например. Эйчары частенько задают такой вопрос на интервью, чтобы пощупать вашу мотивацию.

Так может выглядеть ваш нанимающий менеджер.

Так может выглядеть ваш нанимающий менеджер.

Шаг второй. Синхронизируйте ожидания

Если вдруг еще не сделали это на интервью. По целям и цифрам, которые от вас ждут, по зонам ответственности. В идеале у вас должен быть ответ на вопрос что нужно сделать в первый месяц, в первый квартал и в первые полгода. Дальше планировать обычно мало смысла — в айтишке слишком много «тумана войны» и неопределенностей.

Это вы с тимлидом планируете свой первый спринт.

Это вы с тимлидом планируете свой первый спринт.

А так может выглядеть ваш первый косяк на новой работе.

А так может выглядеть ваш первый косяк на новой работе.

Шаг третий. Познакомьтесь с командой

В первую очередь с теми, с кем нужно будет плотно работать. Ваш кэп. Не благодарите.

Удобно составить для себя карту сотрудников, например в Miro. Чтобы визуализировать, кто чем занимается в компании и к кому бежать с вопросами. Сильно выручит в первое время, пока всех запоминаете.

Важно будет научиться находить общий язык с разными коллегами. Даже когда вам не очень комфортно.

Важно будет научиться находить общий язык с разными коллегами. Даже когда вам не очень комфортно.

Будет здорово, если успеете лично поболтать с каждым на рабочие и отвлеченные темы. Цель такой беседы — показать что вы вы адекватны и чуть-чуть «подкачать репутацию» с коллегами.

Знакомимся с еще одним членом команды, который дольше всех работает.

Знакомимся с еще одним членом команды, который дольше всех работает.

Шаг четвертый. Сделайте себе план

Чтобы добежать до ваших целей из пункта 2, нужно разбить их на маленькие задачи. Проявите инициативу и попросите старшего коллегу помочь с этим. Скорее всего, за вашу адаптацию будет кто-то отвечать. В зависимости от величины компании и процессов внутри, это может быть hr, руководитель отдела или направления, тимлид или вообще сам основатель, если вы в маленьком стартапе.

Шаг пятый. Разберитесь с бизнесом

Чтобы погрузиться в том, как компания зарабатывает деньги, полезно задавать вопросы. Вот какой список может помочь.

  • Как давно продукт или услуга существует на рынке?

  • Для кого мы делаем продукт или услугу?

  • Кто у нас покупает?

  • Какие проблемы решаем, или как улучшаем жизнь клиента?

  • Кто конкуренты и чем мы лучше их?

  • Как мы зарабатываем деньги?

  • На что деньги тратим (структура издержек)?

  • Откуда приходят клиенты?

  • Какие есть ключевые показатели, откуда они берутся?

Шаг шестой. Будьте проактивным

Не очень люблю это слово, но другое не идет в голову. Что это значит? Я формулирую суть одним тезисом: делайте чуть больше, чем заложено в ожиданиях ваших коллег.

Вы и прошлогодняя таска в Джире.

Вы и прошлогодняя таска в Джире.

Например, вы видите, что какой-то процесс завис и работа не движется. Организуйте короткую встречу и помогите команде разрушить блок.

Иногда хватает просто соединить в зуме двух человек и дать им поговорить друг с другом вместо километровой переписки в чате или почте. После звонка нужно зафиксировать договоренности и отправить всем участникам.

Просто ждать пока решится само — это ваша команда отлично умеет делать и без вас. Не берите такой пример на вооружение.

Ставьте лайки, если было хоть чуть-чуть полезно и расскажите в комментах про свой первый айтишный опыт. Будет интересно почитать.

Картинки если что, из фильма Тренировочный день. Вроде был на Кинопоиске.

А здесь реклама Телеграм канала, которую тут все ненавидят. Простите.

Этот и другие посты про карьеру можно читать у меня в блоге, где я помогаю айтишникам быстрее строить карьеру и расти в зарплате.

Пишу о том, что больше всего волнует рынок:

  • почему не зовут на собесы?

  • как улучшить резюме?

  • как сделать так, чтобы босс сам предлагал повышение?

  • что делать, чтобы работа сама находила вас?

Бонусом:  собрал 300+ материалов про управление продуктами и проектами. А еще написал гайд по устройству на работу для джунов:  забирайте в закрепе канала.

Курсы успешного успеха не продаю. Подписывайтесь, чтобы подсматривать за чужим опытом. Всем мир.

© Habrahabr.ru