Что мы делали, когда Jira закончилась
В недавнем прошлом многие IT-команды применяли в разработке линейку продуктов от Atlassian: Confluence, Jira и Bitbucket. Полноценный цикл разработки включал в себя до 70 различных операций и процессов: удобно, когда их можно реализовать в единой экосистеме.
Такой подход позволяет эффективно использовать ресурсы и закрывает разные потребности команды в «одном окне» — от идеи и оформления технической документации, распределения и контроля задач до этапа эксплуатации и обработки результатов тестирования.
К моменту официального ухода компании Atlassian из России многие банки, корпорации, IT-компании и представители малого бизнеса настолько привыкли к Jira, что сервис стал казаться незаменимым. Но Jira кончилась. Сегодня с продлением подписки есть проблемы, и нет уверенности в том, что завтра все данные будут доступны и что они надежно защищены. И когда дело дошло до поиска альтернатив, оказалось, что выбора-то практически и нет.
Меня зовут Мария Васюра, я владелец продукта Сфера.Задачи компании НОТА. Расскажу, как мы изучили рынок, поняли, что пользователи столкнутся с дефицитом решений в этой нише, и решили сделать российский вариант продукта, чтобы не быть заложниками ситуации.
Всё началось с того, что один из наших крупных клиентов столкнулся с необходимостью замены Jira в связи с уходом вендора. Нужен был удобный и надежный отечественный продукт для управления задачами, который соответствовал бы требованиям информационной безопасности.
Мы увидели, что в перспективе такой продукт может рассчитывать на интерес и внимание российских компаний и организаций из ближнего зарубежья.
Мы изучили имеющиеся решения на рынке. То, что было на тот момент, было ограничено
по функциональности и гибкости, недостаточно масштабируемо и не позволяло крупным командам, тем более энтерпрайз-уровня, полноценно функционировать в этих системах. Еще один важный момент — был большой блокер по требованиям к безопасности этих систем, так как многие решения — облачные. Крупные игроки, которые заботятся о сохранении своей информации, не могут в них работать. Именно поэтому мы поняли, что нам надо импортозамещать весь стек Atlassian и разрабатывать свой собственный продукт.
Таким продуктом стала платформа Сфера. А Сфера.Задачи — ее часть, отвечающая в рамках экосистемы за управление сквозным процессом производства технологических продуктов.
Потому что нам было понятно: важно создавать не отдельный инструмент, а комплексный продукт, части которого будут легко совместимы и позволят организовать конвейер разработки внутри единой экосистемы.
В итоге мы сделали свой продукт как инструмент для управления сквозным процессом производства технологических продуктов, который поддерживает популярные методологии: Scrum, Kanban, SAFe.
Сфера.Задачи
Мы поставили перед собой цель создать интуитивный UI-дизайн, где интерфейс сам подсказывает пользователю путь к решению его задач, чтобы клиенту было легче ориентироваться во всех фичах. Все задачи автоматически сортируются по нескольким вкладкам: активные (т. е. те, которые находятся в работе), запланированные (у которых назначен дедлайн в будущем), завершенные и незапланированные. Маневрировать между пространствами можно в пару кликов из рабочей области.
Возможности конфигурирования
За счет принципа конструктора все объекты могут быть легко настроены под задачи заказчика.
Иерархия проектных областей
Пользователь может гибко выстраивать задачи в соответствии с особенностями организации его бизнеса. Иерархия настраивается под конкретные бизнес-процессы.
Горизонты планирования
Спринты хороши для «ламповых» IT-компаний, а для enterprise-разработки важен Scaled Agile Framework.
Мы даем инструменты для реализации этого принципа. В отличие от Jira, где набор задач строго лимитирован (эпик, фича, история, задача, дефект), здесь можно сформировать разные типы задач в рамках разных горизонтов планирования. Годовые, полугодовые, квартальные и другие типы суперспринтов могут быть организованы для одной и той же команды наряду с задачами, очерченными обычным сроком итераций. Дополнительную, более детальную информацию по задачам можно дать, оформляя к типам задач их подтипы.
Трекинг задач из разряда линейной деятельности
Можно отслеживать действия вне спринтов: какие-то небольшие активности (встречи, звонки) можно зафиксировать на уровне Kanban-доски. При этом отсутствие привязки к конкретному спринту не означает, что такие задачи могут потеряться, их также можно отслеживать. Не нужно иметь несколько источников to-do-листов: все задачи собраны в одном месте.
Наши фишки
Ассистент планирования — это такой цифровой помощник, который наглядно демонстрирует эффективность распределения задач. Чтобы не держать информацию в голове, планируя реализацию проекта, можно учесть все: отпуска, больничные, неполную занятость и прочее.
Ассистент планирования визуализирует загруженность участников команды при работе с бэклогом. Управленец сможет вовремя заметить все нестыковки и ошибки в планировании и перераспределить нагрузку так, чтобы оптимизировать работу команды. С помощью этой фичи можно увидеть критичные зависимости по командам. Возможность своевременно обнаружить и устранить bottlenecks на пути к релизу фичи и продукта целиком дорогого стоит: мы и сами регулярно мониторим, насколько равномерно получилось загрузить сотрудников. Ведь это такая общеизвестная боль: «сеньоры» на проекте нахватают себе задач, а «мидлы» и «джуны» сидят без работы.
Ассистент производительности — еще одна фича, которой нет в других сервисах.
Функция помогает грамотно оценить задачу по типу сложности и времени, которого она потребует. Эти подсказки нужны для адекватного распределения задач по сотрудникам и назначения разумных дедлайнов. Ассистент позволяет создать эпик, в рамках которого можно декомпозировать фичи и отслеживать степень готовности всего эпика в соответствии с трекингом времени.
Модель внедрения
Можно начать с базовой комплектации и постепенно добирать необходимые элементы, например, подключить суперспринты не сразу, а когда они действительно понадобятся. Или такой момент: задача технического долга может потребовать подключения к ней эксперта по ИБ или по архитектуре информационной системы.
Тут как с детскими роликами, которые можно купить на вырост и каждый год увеличивать их на размер: на старте компании важен надежный базовый функционал по доступной цене. А по мере роста бизнеса не нужно ничего искать и думать, куда снова переезжать. Даже если вы доросли до масштабов enterprise-уровня, то не появится необходимости менять стек технологий, на которых базируется ваш пайплайн. И поскольку у нашей команды большой опыт именно в enterprise-сегменте, проектируя таск-менеджер, мы постарались учесть все нюансы и боли, которые испытывают разработчики, сталкиваясь со сложными масштабными проектами.
В зависимости от потребностей и задач компании-заказчика Сфера.Задачи можно использовать как SaaS-решение: в таком случае продукт будет работать с использованием нашей инфраструктуры — серверов компании-разработчика. Второй вариант — on-premise: тогда продукт будет инсталлирован на мощностях самого пользователя. Использовать ли корпоративные серверы или купить доступ к облаку, решает заказчик.
Переезд с других трекеров
Для того чтобы не было больших сложностей при переезде с одной системы на другую, мы разработали специальный модуль миграции и отрепетировали систему на себе. А потом повторили и на клиентах. Опыт показал, что переезд проходит относительно бесшовно.
Установить программу и перенести данные можно буквально за выходные: в пятницу блокируется добавление новых задач в прежний таск-трекер, за выходные вся информация передается в новую систему, а с понедельника компания начинает вести дела в новом таск-менеджере.
Еще раз отмечу: наш таск-менеджер — не единичный изолированный сервис, а инструмент, изначально заточенный на использование в интеграции с другими продуктами Платформы Сфера и популярных вендоров. Мы разрабатывали возможность пользователям выстроить бесшовный конвейер разработки. Именно поэтому мы с самого начала сфокусировались на построении экосистемы, в которой можно реализовать полноценный пайплайн.
Сфера.Задачи органично вписывается в эти планы и обеспечивает интеграцию со Сфера.Код, Сфера.Оркестрация, Сфера.Документы, Сфера.Релизы и другими продуктами холдинга Т1.
Что было сложного и интересного в разработке
Сфера.Задачи стала челленджем и серьезным вызовом для нашей команды. Надо было сделать надежный отечественный инструмент для разработчика в рамках импортозамещения. У нас получилось создать и сам инструментарий, и интеграцию со средой безопасности, которая есть в каждой средней и крупной компании. Продукт уже прошел аудит служб ИБ крупных компаний федерального масштаба.
Работать было интересно и непросто: высокий темп разработки, высокая планка ожиданий, сложность производства продукта как такового. Но лично для меня самое сложное заключается в том, что нас всегда сравнивают с Jira. Куда бы мы ни пришли, какую бы функциональность ни показали, всегда идет сравнение с Jira. Говорят: «А в Jira было так. А у вас будет так, как в Jira?»
У нас уже по-другому, а вот насколько удачно это «по-другому» получилось, жизнь покажет.
А что дальше?
Общаясь с заказчиками и отвечая на их боли, мы поняли, что функциональная наполненность продукта уходит на второй план, когда речь идет о замещении блока бизнес-процессов.
Теперь вопросы возможностей масштабирования, конфигурации и расширения становятся теми китами, без которых использование продуктов становится крайне затруднительным.
Сейчас мы сосредоточили усилия на расширении продукта. Для этого разрабатываем механизм плагинизации, возможность построения сторонней функциональности в Сфера.Задачи и будем расширять функционал модуля процессов — оркестратора воркфлоу с широким спектром способов решения автоматизации.
Наша команда по-прежнему в деле и готова к новым вызовам. А если вам интересно посмотреть, как все работает изнутри, то записывайтесь на демо. А вот сообщество в Телеграм.