Что может дать наставничество разработчику: истории от первого лица
Уже больше двух лет Яндекс.Практикум открывает путь для начинающих разработчиков, веб-дизайнеров, тестировщиков и других айтишников. Но в конце 2019 года Практикум запустил Школу наставников для тех, кто хочет обучать новичков.
Наставник в Практикуме — это разработчик с опытом от трёх лет. Он всячески помогает студентам успешно проходить курс: отвечает на возникающие по ходу обучения вопросы, готовит тематические вебинары, разбирает сложные темы на воркшопах и, конечно, мотивирует и подбадривает начинающих программистов.
Курсы Практикума сложно представить без наставников. Они не учителя, а скорее старшие товарищи для студентов. Им можно задать вопросы не только по обучению, но и более личные: какие скилы прокачивать, где искать работу, как совершенствоваться.
Мы собрали несколько историй, в которых наставники Практикума делятся тем, как пришли к этой работе, почему решили за неё взяться и изменила ли она их жизнь.
Андрей Горлов, наставник курсов «Python-разработчик» и «Python-разработчик плюс»
Я пришёл в Школу наставников в марте 2020-го. Тогда я был мидл-разработчиком, и мне вот-вот должны были дать стажёров. Я решил, что надо развивать свои педагогические навыки. Для этого я и пошёл в Школу — проверить, хорошо ли умею объяснять сложный материал, и научиться это делать ещё лучше. Я отучился две недели и спустя десять дней получил оффер от Практикума.
Сейчас я наставник на курсах «Python-разработчик» и «Python-разработчик плюс». Обычно всё устроено так: есть когорта, в которой учатся 80 человек, и за них отвечают два наставника. Для студентов созданы каналы по практике и теории — там они задают вопросы, на которые мы отвечаем во время своего дежурства. Сначала они пытаются решить вопрос коллективно, но если не получается, тогда подключается наставник и наводящими вопросами помогает найти ответ.
Кроме того, когорта делится на два или более тимворка по 40 человек, за каждым из которых закреплён свой наставник. Мои студенты могут задавать вопросы не только технического характера, но и более персональные, например: «Хочу устроиться на работу: что подтянуть и как распределить ресурсы?» Мы также можем придумывать активности внутри тимворков, чтоб студенты не закисали.
Загрузка в Практикуме зависит от того, дежурный я или нет. Если да, то уже с восьми утра начинаю разбирать вопросы, которые накопились за ночь. Потом до обеда я работаю на основной работе, а с 12 и до 15–16 часов снова занимаюсь наставничеством. Вопросы стараюсь структурировать: на что-то надо ответить в первую очередь, а где-то студенты вполне справятся сами. По дороге домой тоже смотрю, что нужно сделать сейчас, а что может подождать. Дома продолжаю разбираться с вопросами, а после — ищу дополнительные материалы для студентов на неделю и планирую вебинар.
Если я не дежурю, то расписание дня примерно такое же, разве что вечером могу заниматься не наставничеством, а, например, смотреть сериал.
Сначала было сложно. Мы так же, как и студенты, впервые столкнулись с тренажёром Практикума, и не знали, какое решение он от нас ждёт. У нас не было ответов, поэтому приходилось прорешивать задачи самостоятельно. Но сейчас авторские решения уже доступны для наставников. Кроме того, с апреля 2021 года я стал автором курсов Практикума, и наставничество превратилось в ещё более естественный процесс.
Самый запоминающийся момент — выпускной первой группы. Я проходил курс вместе с ними — мы со всеми сдружились, были одной командой. Переживал за них, подсказывал чуть больше, чем было необходимо. А потом — их первые офферы, сдача дипломов: это был невероятный эмоциональный подъём.
Первое, чему меня научило наставничество, — грамотно распределять собственные обязанности. Я стал более структурировано и правильно планировать загрузку, научился делегировать. Этот же навык помог мне вырасти на основной работе. Теперь я руководитель отдела разработки программного обеспечения.
За эти полтора года я успел поработать примерно с тысячей студентов. Благодаря этому теперь я могу более грамотно ставить задачи сотрудникам. Я знаю, какой результат хочу получить и как его достичь, а значит, могу донести это до коллег.
Кроме того, я научился ценить своё время. Если я потратил какое-то время на работу, то обязательно должен отдохнуть — иначе не смогу создавать хороший контент.
Начинающим наставникам хочу посоветовать не жалеть времени на то, чтобы вникнуть в работу курса, пообщаться со всеми кураторами, ревьюверами и другими наставниками. Это потребует огромных ресурсов, но зато потом будет легко, понятно и интересно. Нельзя относиться к этой работе как к формальности — у вас не получится просто что-то отвечать в чатах и не участвовать в жизни Практикума.
Игорь Потапьев, наставник курса «Python-разработчик»
Я работаю на проекте с зарубежным заказчиком. В прошлом году увидел рекламу Школы наставников Практикума и решил попробовать поступить туда. Мне хотелось подтянуть софт-скилы и научиться объяснять сложные концепции простым языком. До Нового года прошёл обучение, а к середине января уже получил свою первую когорту по Python-разработке.
Работа выглядит так: наставник мониторит чаты, в которых переписываются студенты, отвечает на вопросы и взаимодействует с коллегами-наставниками — вместе с ними планирует вебинары и готовится к ним. Обязанности между наставниками делятся индивидуально: кто-то дежурит посменно, кто-то — по графику. Мы пробовали разные форматы, меняли их в зависимости от нагрузки. Вебинары проводили раз в две недели, но если были сложные темы, организовывали дополнительные.
В итоге как раз вебинары мне больше всего и понравились. Это живое общение с ребятами и ровно то, ради чего я стал наставником — я хотел учить других, объяснять им сложные вещи. Это можно делать и письменно, но вебинар оказался интереснее и драйвовее, ведь ты в режиме реального времени придумываешь объяснения и аналогии. Кроме того, вебинар требует кропотливой подготовки.
Конечно, попадались сложные студенты, и к ним приходилось применять индивидуальный подход. Некоторые вылетали с курса — понимали, что это не для них, либо просто не тянули. Были люди, которые открыто высказывали раздражение. Их можно понять: программа сложная, и некоторые студенты уставали, расстраивались. В такие моменты я старался подбадривать ребят, включать софт-скилы. Благодаря наставничеству я стал более терпеливым. Этот навык достался бонусом — я шёл не за ним. Но если что-то требуется подробно объяснить, мне теперь проще это сделать.
В сентябре меня повысили до тимлида, резко увеличилась нагрузка, и я пока оставил наставничество в Практикуме — стало слишком сложно совмещать. Но успел довести свою когорту до диплома.
Для будущих наставников у меня нет советов — Школа наставников сделает это за меня. В своё время она мне очень помогла: там подробно рассказали, с чем придётся столкнуться, и помогли отработать все возможные ситуации.
Филипп Воронов, наставник курса «Алгоритмы для разработчиков»
Я работаю в VK тимлидом на проекте «Поиск» и примерно полгода совмещаю основную работу с наставничеством в Практикуме.
Но всё началось ещё в декабре 2019-го, когда я захотел стать преподавателем. Мне нравится образование: я всегда любил что-то рассказывать и объяснять, при этом структурируя собственные знания. Поэтому уже тогда я начал ревьювить и наставничать на разных образовательных IT-курсах.
Примерно в марте-апреле 2021 года я подал заявку на работу ревьювером в Практикуме. В ответ меня спросили, не хочу ли я быть наставником. Я согласился: сначала надо было пройти Школу наставников, потом дождаться когорту, и вот сейчас я как раз выпустил своих первых студентов на курсе «Алгоритмы для разработчиков» и взял новых.
Моя роль — помогать студентам с практикой и теорией, если есть проблема с пониманием. Если попадается сложный вопрос, то вникаю в задачу и думаю, как лучше составить ответ. Если же вопрос пятиминутный, то могу ответить прямо с телефона: иду на пробежку и сразу пишу. При этом важно не отвечать напрямую, а видеть решение: понимать, где находится студент, и направлять его. Но нельзя и допускать, чтобы человек выдохся: если ошибка совсем глупая, то можно явно на неё указать.
Вторая часть моей работы — вебинары. Обычно я смотрю, какие темы проходят студенты, и разбираю с ними сложные моменты. Могу взять смежную теоретическую тему и рассказать её, если есть время. Когда тема для меня совсем новая, то вебинар может получиться неидеальным, но если этот урок мы разбирали несколько раз, то всё проходит отлично: знаешь, что заходит, где есть подводные камни и какой пример привести в каждом случае.
Самое сложное в работе наставником связано с особенностью алгоритмов. Здесь могут быть очень запутанные задачи с точки зрения логики. Даже если код написан идеально, а студенты на курсе пишут на разных языках, может быть допущена ошибка. Дело в том, что на курсе используется шесть языков: С++, Python, Java, JavaScript, Go, C#. Мне как наставнику надо полностью погрузиться в написанный студентом алгоритм, чтобы найти проблему. Или, например, учащийся показывает решение, а оно не проходит по времени. Я говорю, что надо решать по-другому, иначе не получится. А студент нервничает — не хочет читать чужое решение, хочет доработать своё.
Мне очень интересно наставничество и вообще нравится менеджмент во всех его проявлениях. Это можно назвать дизайном опыта человека. То есть, когда я вижу, что студент чего-то не знает, я прокладываю путь к этому знанию. Когда говорят про педагогический дизайн, имеют в виду содержание и последовательность урока. Но я взаимодействую с человеком, а не материалом, у него есть свой опыт. Моя задача — продизайнить этот опыт.
Конечно, бывают сложные студенты, например, те, кто не умеет программировать, хотя курс предполагает наличие таких навыков. Бывают студенты с непредсказуемой реакцией, местами даже слишком негативной. Тут важно не принимать ничего на свой счёт. Нужно понять, в чём причина такой реакции, и попытаться подобрать нужный стиль объяснения.
Благодаря наставничеству я стал лучше разбираться в психологических состояниях человека за монитором, который пытается решить проблему. Как следствие, я могу менеджерить его более эффективно. На основной работе у меня есть команда, куда часто приходят новички с хорошими теоретическими навыками и слабыми практическими. Моя задача — развивать эти скилы. Здесь всё как со студентами, только чуть сложнее: новички должны не только хорошо учиться, но и работать, делать что-то полезное.
Я стал лучше понимать, как давать обратную связь и выстраивать объяснения, понимать реакцию, прогнозировать, как мои подопечные будут справляться. Существуют разные типажи студентов и стажёров, соответственно, к ним требуются разные подходы — опыт наставничества в этом плане играет важную роль.
Начинающим наставникам я бы посоветовал никогда не поддаваться эмоциям. Есть такое понятие, как Бритва Хэнлона. Оно значит, если против тебя делается что-то плохое, нужно предполагать не сознательный умысел, а человеческую ошибку. Если студент приходит и говорит, что вы ему не помогаете, то не надо принимать это на свой счёт — найдите причину и помогите ему.
Ищите индивидуальный подход. Если знаешь, в чём силён студент, то можешь использовать это. При этом не всегда он должен сам дойти до решения: иногда лучше подсказать, чтобы не срубить мотивацию, а иногда наоборот, усложнить задачу, чтобы не скучал.
Андрей Васильев, наставник курса «Алгоритмы для разработчиков»
Я работаю в JetBrains разработчиком ReSharper и Rider, а также приглашённым преподавателем в ВШЭ на курсе «Разработка IDE». JetBrains сейчас активно занимается набором стажёров, и мои обязанности сместились в эту сторону: я сопровождаю новичков, воспитываю их и помогаю стать разработчиками для наших продуктов. Поэтому мне показалось разумным получить дополнительный опыт в этом направлении. В апреле этого года я стал наставником в Яндекс.Практикуме на курсе «Алгоритмы для разработчиков». Сейчас я уже выпустил свою первую когорту из сорока человек и веду вторую.
У меня постоянно открыт Slack — это основной канал общения со студентами. Периодически я туда заглядываю, и, если есть вопрос, на который я могу ответить сразу, — отвечаю. Для более сложных я выделяю час вечером.
Сейчас в Практикуме проводится эксперимент: студенты могут записаться ко мне на звонок, чтобы пообщаться на темы, которые не хотят обсуждать в чате. Обычно они пишут, что хотят пообщаться про карьеру, но, как правило, им нужна просто поддержка. Пока я созваниваюсь каждую неделю с парой студентов на полчаса. Надеюсь, что эти разговоры идут им на пользу.
На «Алгоритмах» учится много людей, которые либо начинают карьеру, либо уже достигли своего потолка и без курса не могут развиваться дальше. В то же время программа достаточно сложная, и у некоторых студентов возникает ощущение, что ничего не получится и надо всё бросить. Тут важно, чтобы наставник поделился личным опытом, поддержал и убедил, что всё будет хорошо. Для людей важно, чтобы опытный человек сказал, что проблемы вполне можно преодолеть.
Самое интересное в наставничестве то, что ты должен поставить себя на место человека, которому объясняешь. У многих разработчиков и программистов нет этого навыка: они любят объяснять, используя профессиональные концепции и термины, в расчёте на то, что все всё знают. А на курсе учатся студенты с разными знаниями и бэкграундом, поэтому к каждому надо искать свой подход. Кому-то достаточно намёка, кому-то надо подробно разжевать, а кому-то — просто передать базовые знания. И этот поиск способа передачи информации каждому конкретному человеку очень интересный. И в то же время самый сложный.
Трудные студенты тоже встречаются, но это, как правило, не те, кто чего-то не знает, а те, кто знает слишком много. Они убегают вперёд, им становится скучно, и тогда нужно либо подкидывать им дополнительные задачи, либо правильно мотивировать, чтобы ребята не зазвездились и не бросили курс на середине. Ведь в начале курса идут простые задачи — студенты решают их с лёгкостью, расслабляются, —, а потом появляются более сложные секции.
Моя основная работа, как и преподавание во ВШЭ, связана с наставничеством, и Практикум логично дополняет эту деятельность. Мне сложно отследить, что на что влияет и в какой пропорции, но я точно знаю, что стал лучше выполнять свою роль наставника на работе и понятнее объяснять. У меня развилась эмпатия: я стал легче понимать людей и то, что они чувствуют.
Кроме того, теперь я заметно менее токсичен в общении — стал задумываться, что я говорю и каким людям. Раньше мог сказать что-то в лоб, не думая о том, как собеседник это интерпретирует.
Проведение вебинаров научило меня не бояться говорить перед пустым экраном. Когда читаешь лекцию в аудитории, ты видишь, чем занят зал, и этим можно управлять: менять темп речи, вставлять анекдоты, как-то заинтересовывать. А когда вещаешь в пустой экран, то начинаешь сбиваться и запинаться просто из-за того, что не понимаешь, кому рассказываешь. После пары вебинаров в Практикуме это прошло. Теперь я ставлю миниатюрки из настольных игр рядом с компьютером и рассказываю им.
Начинающим наставникам я бы рекомендовал научиться ставить себя на место студента. Это самое главное — пытаться понять человека, что он чувствует, думает. Наставлять становится проще, когда умеешь находить подход.
Следующая Школа наставников пройдёт в марте 2022 года — пока вы можете оставить заявку на участие. А если вам близок наш подход и вы хотите присоединиться к нашей команде уже в ближайшее время, вы можете откликнуться на любую из открытых вакансий.