Что мешает аутсорсерам быть лучше штатного админа

b76456503b4a43fc94e1c678510f91c1.jpgБыть крутым админом недостаточно для того, чтобы открыть свой бизнес и успешно предоставлять услуги другим компаниям, замещая штатных, пусть и менее крутых специалистов. И дело не в маркетинге или продажах, а в том, что работа с внешней компанией и работа со штатным специалистом — это два разных формата взаимодействия, требующих разных подходов к работе. В общем случае, к внешней компании меньше доверия и куда больше требований — все это принято называть «потребительским отношением». Чтобы успешно работать в аутсорсинговом бизнесе нужно не только быть прозрачным и удобным для клиента, но и уметь защищать бизнес от «потребительского экстремизма». К сожалению, отсутствие понимания как совместить первое со вторым и третьим заставило разочароваться в данном бизнесе и услугах уже не одну компанию.

В данной статье я хочу рассказать об ошибках, которые допускают аутсорсеры, и которые делают их услуги менее привлекательными для клиентов по сравнению со штатным администратором. Начну с наиболее распространенной:

1. Непредсказуемая стоимость обслуживания

d1d00287e4ba4c0890b20150786b3ab2.JPG

Мы все не любим лишние расходы, но неожиданные расходы мы просто ненавидим. Даже если во внешней компании работают суперспециалисты, но при этом стоимость обслуживания меняется от месяца к месяцу непредсказуемо для клиента, то клиент при первой же возможности наймет штатного админа, работающего за фиксированный оклад — точно так же, как и мы все в свое время выбрали более медленные, и даже чуть более дорогие, но безлимитные тарифы на Интернет.

Стоимость обслуживания может меняться, если эти изменения обусловлены новыми и понятными клиенту потребностями. Клиент решил переехать в новый офис, внедрить новую систему, ему потребовалась поддержка вне рабочего времени — это понятные причины увеличения чека. Но задачи вида: переехать на новый сервер, вылечить вирус, создать нового пользователя — это стандартные задачи для любой компании, решения которых клиент ожидает за фиксированную ежемесячную стоимость. Естественно, встает вопрос: как аутсорсеру оценить объем этих задач, чтобы «не вылететь в трубу», и тут мы переходим к следующей распространенной ошибке:

2. Разнообразие ИТ-инфраструктур у клиентов

fb73d5a0829e41e49ebee96861b4aab5.jpg

Чем больше нюансов нужно держать в голове, тем сложнее работать. Штатный админ работает только с системами своей компании. Специалисты аутсорсера же должны держать в голове информацию об ИТ-инфраструктурах нескольких клиентов. Если аутсорсинговая компания берется за обслуживание клиентов с любыми системами и в любом состоянии, то ее специалисты волей-неволей будут больше ошибаться и решать задачи медленнее штатных админов.

Единственный способ обслуживать клиентов не хуже штатных админов — обслуживать клиентов с похожими ИТ-инфраструктурами. Такое требование, с одной стороны, сильно уменьшает количество клиентов, а с другой позволяет создавать определенные «ноухау», повышающие как качество работы систем у клиентов, так и качество обслуживания. Но главное — одинаковые инфраструктуры позволяют точнее рассчитывать затраты на обслуживание, а значит позволяют предлагать клиенту адекватную стоимость услуг. Правда, не всегда одинаковость инфраструктур позволяет работать с предсказуемой доходностью, если у аутсорсера:

3. Непонятный для клиента состав услуг

f3d7782fb89346c18a779b88facf40a6.jpg

Если клиент не понимает, что делает аутсорсер в рамках договора, он будет трактовать условия договора в свою пользу. Штатный админ может просто «обслуживать» ИТ-инфраструктуру. Но в случае с внешней компанией формулировки вида «поддержка», «сопровождение», «обслуживание» не дают клиенту никакой информации о выполняемых работах. Подписывая подобный договор, клиент вкладывает в эти слова свое ожидание и видение. И когда требования клиента выходят за рамки ожиданий аутсорсера, последний встает перед выбором — или сделать то, что просит клиент (тем самым негласно включив желания клиента в состав услуг), либо вступить с клиентом в спор относительно понимания слова «обслуживание».

Другая крайность — детальное техническое описание услуг. Вот тут ребята провели серьезную работу, сделав настолько насыщенное техническими терминами описание, что его сложно осилить даже техническим специалистам, не говоря о клиентах. В итоге клиенту сложно понять получит ли он то, что ему нужно и не переплачивает ли за то, что ему на самом деле не нужно (неужели все 100 страниц нужны нашей компании?).

Договор с аутсорсером подписывает руководитель компании, который не разбирается в технических аспектах работы. Чтобы аутсорсинговый договор не выглядел китайской грамотой, описание задач, выполняемых аутсорсером, желательно формулировать в виде понятных для клиента потребностей и осязаемых ограничений — я описывал свое видение в комментариях к статье по ссылке выше. Но даже если клиент ясно понимает, что делает (а что не делает) аутсорсер, это не придает клиенту уверенности, если аутсорсер работает по принципу:

4. Работа от проблемы до проблемы

f6dc6337de2c4c118a1f2e478a07f9d2.jpg

Сбои в работе — неприятное явление как для компании, так и для администратора. Штатный админ всегда под рукой и готов моментально приступить к устранению самой важной проблемы в работе. Но аутсорсер обслуживает несколько компаний и у каждой из них «самая важная проблема» может возникнуть в тот же момент, что и у других, и это лишь вопрос времени, когда специалисты аутсорсера опоздают на очередной подвиг. По этой причине свой «выделенный» пусть и единственный штатный системный администратор в глазах клиента надежнее «разделяемых» специалистов аутсорсера.

Единственная возможность для аутсорсера быть надежнее штатного системного администратора — не допускать сбоев, которые могут негативно повлиять на бизнес клиента. Это требует, как построения соответствующей ИТ-инфраструктуры у клиента, так и постоянного контроля и профилактического обслуживания систем. Задача аутсорсера — перейти от свойственного штатным системным администраторам аврального формата работы к своевременному планированию, анализу рисков и планомерной работе по контролю и обновлению систем. Но даже полное отсутствие сбоев в инфраструктуре клиента не является залогом долгосрочности отношений, если аутсорсер позволяет себе:

5. Нарушение корпоративной культуры клиента

f9ece3a26be14b498689a7facf1fc0f7.jpg

В рамках организации сотрудники знают куда, как и к кому обратиться по тем или иным вопросам. Штатный админ решает вопросы других и решает нужные ему вопросы в соответствии с принятыми в компании процедурами. Но все меняется с приходом аутсорсера — вместо одного штатного админа появляется целая команда специалистов, которые так и норовят каждый раз, то отправить счета на оплату напрямую в бухгалтерию, то к генеральному в обход секретаря зайти, то на обед уйти, когда весь офис еще ждет этого часа и т.д. В общем, всячески нарушают внутреннюю культуру и субординацию, доставляя тем самым дискомфорт сотрудникам клиента.

Постоянное игнорирование правил и ценностей клиента — простой способ перестать работать с ним. Это не означает, что сотрудникам аутсорсера нужно исполнять тройное ку, если у клиента так принято — скорее всего, с такими клиентами не стоит работать в принципе. Но знать нужные контактные лица внутри компании, к которым необходимо обращаться по тем или иным вопросам, и соблюдать внутренние процедуры клиента — необходимо, чтобы не заставлять клиента каждый раз направлять специалистов аутсорсера в нужном направлении. В противном случае это лишь вопрос времени, когда специалисты аутсорсера будут направлены… ну вы поняли.

В качестве послесловия:

Скажи, кто твой клиент и я скажу, какой ты аутсорсер

Клиентов, покупающих услуги ИТ-аутсорсинга, можно условно разделить на две категории: те, которые не могут себе позволить штатного админа и те, которым требуется больше, чем могут дать штатные специалисты. Первым важно чтобы просто был кто-то, способный решать возникающие у них проблемы. Вторым — чтобы проблем не возникало. Для обслуживания первых достаточно организовать логистику инженеров. Для вторых — создать отточенные процессы и практики обслуживания систем, используемых у клиента. Первые не будут вкладываться в оборудование или программное обеспечение без крайней на то необходимости. Вторые — не будут тратить время на то, что только добавит им головной боли. Обслуживать две эти категории клиентов одними и теми же специалистами невозможно и по этой причине выбор первых клиентов во многом определяет, какой именно будет аутсорсинговая компания в дальнейшем.

Ну и красивая картиночка напоследок для демонстрации того, как надо делать сервис (я два года мечтал вставить ее в свои статьи):

0482cd4a018f4638b58e053167f18c15.jpg

Успехов!

© Habrahabr.ru