Что должно быть в ТЗ на SEO-текст?
Меня зовут Юрков Сергей, я Head of SEO в SEO&ROI. В этой статье я расскажу, как создать ТЗ, которое позволит копирайтеру написать текст, который будет эффективен как с точки зрения попадания в топ-10, так и ценности для клиента.
Текстовый анализ топа: первый шаг к успеху
Главный этап в подготовке ТЗ — текстовый анализ топ-10. Анализ топа проводится в текстовом анализаторе (публичных на рынке достаточно). Самое важно на этом этапе выбрать корректно URL конкурентов, по которым вы будете делать текстовый анализ. Если мы возьмем за образец URL, которые на нас совсем не похожи, то в итоге у нас получится ТЗ, по результатам которого получится текст, размещение которого не даст результата.
Требования к URL конкурентов:
Достаточно использовать 2–3 URL конкурентов для анализа.
Они должны иметь максимальную видимость по списку продвигаемых на вашей странице запросов.
Исключить сайты с аномально высоким type-in трафиком — например, порталы с известным брендом (особенно важно для Яндекса).
Убедиться, что тип контента совпадает:
Если вы продвигаете внутреннюю страницу, анализируйте только внутренние страницы (не главные).
Если это коммерческий документ, изучайте коммерческие URL.
Смотрит и на тип контента на странице, Если у вас страница по типу лендинга с услугой, то нет смысла анализировать результаты с листингом товаров/услуг
Не берем в анализ URL с накрученными поведенческими факторами. Такие документы выделяются, когда в конкурентных нишах в топ-10 стоят URL, по которым абсолютно не понятно, что это за бизнес и кто за ним стоит (например, откройте топ-10 по запросу [продвижение сайтов]).
Пример работы сервиса по определению URL с наибольшей видимостью по списку поисковых запросов
После выбора конкурентов используйте текстовый анализатор, чтобы получить список численных требований к оптимизации текстов. Это станет вашей отправной гипотезой, о том каким должен быть текст, чтобы он попал в топ-10.
Пример ввода данных в сервис текстового анализа
Что включить в ТЗ: подробный разбор
1. Общие требования к тексту
Использование маркированных и нумерованных списков. Это улучшает восприятие информации пользователем.
Равномерное распределение ключевых фраз по всему тексту.
Избегайте абзацев длиной более 300 символов без пробелов.
Уникальность текста — не менее 90% по инструментам (например, Text.ru).
Фактчекинг: проверьте, чтобы в тексте не было ошибочных данных о компании или противоречий касательно общепринятых фактов.
Полное соответствие нормам русского языка.
2. Title и мета-теги
Копирайтеру нужны чёткие инструкции по метаданным:
3. Конкуренты и референсы
Включите список конкурентов, на которых можно ориентироваться при написании текста. Это те URL, на основании которых вы делали анализ топ-10.
4. Ключевые слова и объем текста.
Укажите ключевые запросы для текста с формой употребления (точная или свободная форма) и частотой употребления.
При необходимости сегментируйте требования для зоны SEO-текста (большие блоки текста на странице), зоны ссылок (например, листинг товаров) и фрагментов текста (небольшие участки текст на странице.)
5. Тематичные слова
Кроме ключевых слов, добавьте фразы, которые часто встречаются в тексте конкурентов и в сниппетах результатов топ-10 по поисковым запросам.
Достаточно, чтобы хотя бы 50% слов использовалось в тексте 1 раз.
6. Структура текста
Важный момент, чтобы структура статьи отражала дизайн страницы. Это важно, чтобы написанный текст органично вписывался в дизайн страницы, на которую планируется размещение текста.
И уже потом после написания текста мы отправляем текст с указанием, где какой участок текста разместить в дизайне страницы.
7. Указания по размещению ключевых слов и текстов в нетиповых блоках
Важно учитывать, что ТЗ готовится на оптимизацию всего текста на странице (а не только его части внизу страницы). То есть может быть ситуация, когда классический текст вам писать не придется, например, листинг товаров, либо лендинг, где много конверсионных блоков текста с инфографикой.
Несмотря на это нам важно заложить в ТЗ на текст и оптимизацию таких блоков, но для этого потребуется получить от клиента максимум информации о его бизнесе, чтобы текстовые описания были не «водные», а с дополнительной ценностью.
Если текст будет размещаться на страницах со сложным дизайном (лендинги, листинги товаров), укажите, где должны быть использованы ключевые фразы. Например:
в названия товаров на листинге
в превью товаров на листинге
в блоках преимуществ, схемах работы или отзывах на лендинге
Как принимать текст на соответствие ТЗ
При приёмке текста учитывайте:
Допустимы небольшие отклонения по объёму и ключам, например, 5–10%. Так как часто копирайтеру приходится находить баланс между качеством текста и выполнением численных требований из ТЗ.
Если в процессе формирования ТЗ вы поняли, что полученные числа по тексту никак не «ложатся» на странице, или для попадания в топ требуется совершенно другой дизайн страницы, приостановите работу. Вернитесь к этапу выбора URL из топ или переработайте прототип страницы.
Почему правильное ТЗ на текст так важно?
Корректно составленное ТЗ на текст позволит написать текст, который при первой индексации получит неплохой рост позиций в Яндексе и частично в Google. А также позволит несколько сэкономить ссылочный бюджет за счет точечной проработки текстовых факторов.
P.S. Если у вас есть вопросы по составлению ТЗ или вы хотите получить консультацию в SEO, я делюсь полезными советами и готов помочь в своём Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы получать практические рекомендации по продвижению.