Что я понял за 7+ лет в дизайне IT
Эта статья посвящается всем тем, кто помышляет о профессии дизайнера в IT, а также уже действующим единицам в нашем деле. Остальным скорее на оценку с точки зрения своего опыта.
1. Не стройте иллюзий относительно IT курсов и рекламы
Без должного энтузиазма и желания развиваться в сфере UX/UI-дизайна, а также продуктового дизайна (далее по тексту — дизайн) курсы чаще не помогут вам достичь высоких результатов в форме высокооплачиваемых должностей на рынке дизайна. Рынок зарабатывает на том, что модно и всё ещё старается продать вам мечту о беззаботной работе с высокими зарплатами независимо от географии за относительно небольшую плату за курс. На мой взгляд это в большинстве случаев просто фарс и надувательство, эксплуатация модного явления и спекуляция разношёрстных подонков на этой основе. Вы сами должны достаточно сильно желать стать дизайнером, желать служить этому делу или какому-либо другому делу, чтобы начать путь без дополнительных стимулов и самообманов, мол вот сейчас куплю курс и это уже обяжет меня начать какой-то путь, ведь я потратил деньги, а значит должен начать проходить курс и стать дизайнером, ну или ещё какие-то подобные убеждающие себя предлоги.Если твоя цель служить профессии — шаблонные программы курсов часто не твой путь.
Если хочешь просто «влиться в тему» и работать на «галере» выполняя задачи механизмом системы, курсы — твой путь. Однако, есть случаи, когда и после курсов люди добивались высоких результатов в карьере. Всё неоднозначно и исключения есть всегда, однако общая практика и данность, на мой взгляд, такова.
2. Умейте отдыхать.
У вас может быть много энергии и уверенности в том, что вы вытяните несколько продуктов/проектов разом, но это опасный путь. Плата за самомнение — физическое, а самое главное психологическое здоровье которое уйдёт в счёт отданного продуктам/проектам времени.
Важно помнить, что даже если вы очень любите своё дело как я, надо уметь выделять время для себя, друзей и семьи. Я знаю о чём говорю, учитесь на моих ошибках (по возможности).
3. Начинайте с консервативных форм выражения труда.
Независимо от целей в дизайне, важно понимать, что годами практики и изучением тех или иных косвенных и прямых форм взаимодействия дизайна с человеком, выработаны определённые законы и правила, паттерны поведения, которые работают часто или всегда. При том, что высок риск самомнения и желания «творить как художник» ломая стереотипы в поиске новых форм — часто это приводит к ошибкам.
Заказная разработка и коммерческий дизайн это не про «я художник я так вижу», а про бизнес, деньги, про отработанные и проверенные паттерны поведения людей, про рынок и инструменты управления в данном случае с помощью дизайна (визуальных и иных форм). Часто рабочий продукт не готов рисковать и идти на авантюры в предлагаемом поиске новых инновационных форм без учёта рисков или мнений авторитетов о том, что предлагаемая на первый взгляд авантюра является потенциально грамотным решением исходя из частного опыта некого авторитета.
В этой связи сосредоточьтесь на создании прочной основы принципов проектирования, приобретите навыки работы с программным обеспечением необходимым в дизайне и изучите методологии проектирования, ориентированные на пользователя, принципы дизайна, работа с сетками, цветом, основы дизайн-систем (модные на данный момент) и т.д. Также можете обратиться к научным трудам западных авторов, в конце концов, фундаментально мы основываемся на их опыте в разработке IT продуктов.
В общем: фундаментальные труды (книги/статьи) — основа, видео на ютубе — огранка духа времени.
Подходите к вопросу с научным подходом и живой мыслью, а не карго-культным мышлением и слепым следованиям за авторитетами и прочими модными гусями в индустрии, которые боятся критики. Думайте и подвергайте сомнению всё, что кажется вам неправильным. Так вы обретёте свой путь, если ищите его.
4. Не стройте иллюзий относительно исследований и вашего влияния на продукт. Часто вы являетесь инструментом.
Многие сегодня требуют в опыте наличие проведения разных форм исследований и работы с метриками. Будьте готовы к тому, что это так же является некой лицемерной формой. Ни один настроенный в процессах бизнес не допустит дизайнера среднего и часто даже высокого уровня влиять на решения по изменению продукта (даже основанных на исследованиях). Максимум эти исследования и решения останутся на уровне поменять кнопку для увеличения конверсии и исследований подобного рода.
Остальные важные решения будут принимать более ответственные лица в компании вроде менеджера продукта или владельца продукта, CEO продукта, ну или же подрядчики в виде сторонних организаций, специализирующихся на исследованиях.
Такова тенденция по моему наблюдению. Вы всего лишь должны продать себя этому рынку пройдя те или иные скрипты на собеседованиях, или же понравиться тем, кто вас собеседует, чтобы получить работу.
В этом контексте бытует такая легенда — «кто-то умеет хорошо проходить собеседования, но плохо работает, а кто-то плохо проходит собеседования, но работает хорошо». Между этими крайностями наверняка есть баланс и приятные примеры с адекватными людьми и подходом к подбору кадров, но по моим наблюдениям всё обстоит примерно так.
Скрипты по подбору, наверняка рабочий метод поиска необходимых и «подходящих» сотрудников, но моё ИМХО в том, что часто в таких схемах и боязни HR-ов нарушить правила установленные теряются талантливые кадры, которые не всегда могут вписаться в команду, но при этом могут принести пользу продукту. К этому тоже надо быть готовым.
5. Не верьте в сказки про семью и прочий бред с печеньками. Относитесь расчетливо. Это бизнес и борьба за места.
Организация, которая вас нанимает не является семьёй для вас ни в какой форме и метафоре, как бы HR-ы не позиционировали это. Скорее некая «спортивная команда» в который вы должны работать на общее благо, часто как инструмент, который обладает необходимыми навыками, которого не пустят дальше положенного.
В компаниях часто размывают ответственность между отделами. Обусловлено ли это страхом потерять рабочие места и отвечать за решения или чем-то другим, уже не так важно.
Относитесь по-своему цинично и расчётливо к таким отношениям. О вас не подумают в тяжелый момент. Отстаивайте свои интересы и не позволяйте относиться к себе как к ресурсу в плохом смысле слова, а также разговаривать с собой как с дебилом которому сейчас наплетут про дружную семью.
С одной стороны понятно, что на начальном уровне нужен опыт и в данном случае вы, возможно, не в том положении, чтобы «качать права» и соглашаетесь на любую работу, однако следует уважать себя и блюсти грань, не поддаваться на создание условий в которых вас будут использовать, а вы в свою очередь терпеть свинское отношение от «семьи».
Помните, что здоровье (в данном случае психологическое) всегда дороже карьеры.
6. Если ваш путь принципы и служение делу — скорее всего вы не найдёте то, что вы ищите.
В случае, если вы любите дизайн на столько, что для вас это некая форма служения (любви), то «галеры» в корпорациях скорее всего не ваш путь. Рано или поздно, вероятнее всего, вы придете к тому, что подобные формы отношений которые практикуются в большинстве корпораций относительно отношения к вам как к субъекту производственного процесса — это не то что делает вас удовлетворённым своей действительностью в рамках трудовых отношений. Возможно, вам стоит поднакопить опыт и уходить в стартап или что-то подобное, где нет жестких корпоративных рамок и есть возможность послужить своему делу в более объёмных формах влияния.
7. Старайтесь мыслить, а не следовать авторитетам
Самое сложное это научиться мыслить, а не овладеть программным обеспечением, навыками и знаниями из книг. Научить пользоваться условной Фигмой можно и обезьяну (условно), а вот мыслить предметно и абстрактно, относительно и обстоятельно — это уже сложнее. Это то, что ценно в вас как в сотруднике. Помните об этом. Не столько важно обретать навыки, сколько учиться думать и мыслить. Герман Греф не согласился бы тут со мной, но кому есть дело до этого мудака. Верно?
Повторюсь, что вам необходимо подвергать сомнению то, о чём пишут и говорят авторитеты и кумиры (ваши или чьи-то). На будущее (когда наберётесь опыта) — не следует слепо верить и бизнесу который платит деньги, с его мнением о том, какие надо применять решения в дизайне продукта. Вы тот, кого нанимают в итоге ответственным за дизайн-решения продукта, и в рамках своих должностных обязанностей вы ответственны за результат. Бизнес спросит в итоге с вас, если будет допущена ошибка или какая-либо иная оплошность, а не с себя и не с ушлых менеджеров.
Всем спасибо за внимание.
Кому статья и мои взгляды показались близкими и интересными, прошу искать меня ещё и в телеграме https://t.me/mysli0smysle. Там иногда публикую посты обо всём, не только о дизайне.