Чтение на выходные: «Не всё ли равно, что думают другие?» Ричарда Фейнмана
Снова в колонке книга экстраординарного автора и физика. Мы уже писали о нём в другой статье на Хабре, поэтому рекомендуем ознакомиться и с нашим материалом, и с другим его произведением жизненной юмористической литературы. Книга «Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман?» первее сегодняшней по хронологии и полнее по биографическому смыслу, хотя как автобиография не задумывалась.
Мы намерены перечитать все книги Ричарда, храни его небеса, Филлипса Фейнмана, и надеемся, что вы тоже откроете мир его мыслей вместе с нами. Если, конечно, ещё ничего не читали из трудов этого выдающегося ученого до этого момента.
Итак, книга «Не всё ли равно, что думают другие?» содержит две части и шикарный по критерию социальной ответственности эпилог.
Из первой можно узнать как Ричарда Фейнмана воспитывал отец, который с детства прививал ему любовь к естественным наукам — читал «Британскую энциклопедию» и водил в лес. «Я очень рано усвоил, что «знать, как это называется» и «знать, что это такое» — разные вещи», — вспоминает он. Папа помогал ему понять мир и познать его самую суть. В итоге, получилось так, что ученик своего учителя превзошел, и позже уже отец просил его растолковать какие-то вещи. Например, как образуются фотоны. Мама будущего нобелевского лауреата тоже в значительной степени повлияла на сына. «Моя мать — хоть и не понимала ничего в естественных науках — тоже оказала на меня большое влияние. В частности, у нее было замечательное чувство юмора — от нее я научился тому, что высшие формы понимания, которые нам доступны, — это смех и человеческое сострадание», — пишет он. Как же это прекрасно. Вот оно откуда взялось.
У Ричарда Фейнмана были замечательные женщины. Первая жена — Арлин — страдала от неизлечимой болезни и, впоследствии, умерла. Даже в период тяжелых испытаний она сохраняла искру, вышла за своего любимого замуж, навсегда обрела его поддержку, а в ответ умопомрачительным образом добавляла в жизнь возлюбленного огня. Вот так, например:
«Это напомнило мне то время, когда я поступил в МТИ и Арлин прислала мне каталог, живописующий огромные суда — от военных кораблей до океанских лайнеров — прекрасные гигантские лодки. Я написал ей: «Что это ты замыслила?». Она отвечает на письмо: «Я просто подумала, что, может, когда мы поженимся, мы могли бы купить лодку». Я пишу: «Ты с ума сошла? Они же все непомерные!». Затем приходит другой каталог, в нем большие яхты — сорокафутовые шхуны и прочее в том же духе — для очень богатых людей. Она пишет: «Раз уж ты сказал про те лодки «нет», может, мы сумеем приобрести какую-нибудь из этих». Я пишу: «Смотри: ты не вписываешься в масштаб!». Вскоре приходит еще один каталог: в нем разные виды моторных лодок — «Крис Крафт» и прочее. Я пишу: «Слишком дорого!». Наконец, я получаю записку: «Это — твой последний шанс, Ричард. Вечно ты говоришь «нет».Оказывается, у ее подруги есть гребная шлюпка, которую та хочет продать за 15 долларов — подержанная гребная шлюпка, — и, может, мы могли бы ее купить и поплавать на ней следующим летом?».
Таким же образом Арлин приобрела гриль — прямо будучи в больнице. И всё для того, чтобы по выходным Ричард мог жарить стейки на газоне у шоссе поблизости. Компромисс, к слову, был достигнут, когда она сказала, что физику не придется надевать поварские фартук и колпак (хотя это был бы интересный номер). Непосредственность Арлин не знала границ. Кстати, это её цитата стала для книги заголовком: «Не всё ли равно, что подумают другие?».
Вторая часть занимает большую часть книги и посвящена тому периоду, когда Фейнман вошёл в комиссию по расследованию причин крушения шаттла «Челленджер» — трагическому событию, унёсшему жизни семерых астронавтов буквально спустя минуту после запуска. Через несколько дней после катастрофы с Ричардом Фейнманом связался глава НАСА Уильям Грэм, который ранее, между прочим, был его студентом в Калтехе, и пригласил профессора присоединиться к расследованию. На тот момент ученый был женат уже на Гвинет — историями о ней и их детях Фейнман тоже делится на страницах. Как и писали выше, женщины у него были изумительные. В вопросе с комиссией Гвинет поддержала его следующим образом:
» — Послушай, — сказал я, — это может делать кто угодно. Они найдут кого-нибудь еще.
— Нет, — сказала Гвинет. — Если ты откажешься, то там будет двенадцать человек, и так все вместе, группой, они станут расхаживать туда-сюда. Но если ты присоединишься к комиссии, то одиннадцать человек — группой — будут расхаживать туда-сюда, а двенадцатый будет всюду бегать и проверять все, что необычно. Может, ничего необычного и не будет, но если что-то будет, то ты это найдешь. — И добавила: — Никто, кроме тебя, не может сделать это так, как ты».
Жмём Вашу руку, Гвинет. Как говорится, за каждым нобелевским лауреатом стоит великая женщина.
А что касается материалов по «Челленджеру», Фейнман делится информацией щедро. В его вовлеченности не стоит даже и сомневаться. Факты, расчёты, схемы, фотографии, личные наблюдения — всё это есть в тексте. Отдельные блоки посвящены описанию устройства и принципов работы твердотопливных ракетных ускорителей, главных двигателей космического шаттла и авионике.
Во всём этом нашлось место и истории о дружбе с генералом Кутиной. После первой встречи участников комиссии Ричард Фейнман услышал как Кутина спросил о ближайшей станции метро.
«Вот это парень, — подумал я, —пожалуй, мы с ним поладим: он, видать, классный мужик, несмотря на этот свой маскарадный костюм. Не из тех генералов, которые ищут своего водителя и свою персональную машину; он возвращается в Пентагон на метро». Он сразу же мне понравился, и за время работы комиссии я обнаружил, что мое суждение в данном случае было абсолютно верным», — сообразил он сразу.
На первом официальном заседании они уже шутили:
«Я оказался рядом с генералом Кутиной. Перед самым началом собрания он наклоняется ко мне и говорит:
— Второй пилот первому: причеши волосы.
Я отвечаю:
— Первый пилот второму: не одолжишь свою расческу?».
Похоже, что оба говорили на одном языке — были из одного «племени». По этому поводу рекомендуем почитать ещё одну книгу из наших рекомендаций — «Лидер и племя» Джона Кинга.
Подводя итог, хочется ещё раз отметить эпилог. В нём Фейнман размышляет о ценностях науки. Не так часто авторы, даже которые пишут об изобретениях, поднимают, например, вопросы социальной ответственности. Ричард Фейнман же раскрыл проблему нравственного выбора в науке следующим образом — через буддийское изречение, которое он узнал во время путешествия в Гонолулу: «Каждому человеку дается ключ к вратам небес; тот же ключ открывает врата ада». Есть над чем призадуматься.
Читая книги Ричарда Фейнмана, порой невозможно отделаться от ощущения, что он наш в стельку. Искренне рекомендуем.
Полезное от Онлайн Патент:
Как получить господдержку для IT-компании?
Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?
Как защитить базу данных клиентов?
Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?
Руководство по товарным знакам в 2024 году.
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале